Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.103.6.117-124
Аннотация
В статье дается характеристика существующего в России нормативного правового регулирования ответственности за причинение вреда высокоавтоматизированным (беспилотным) транспортным средством (БТС). К наиболее значимым документам в настоящее время относятся: Конвенция о дорожном движении; Стратегия безопасности дорожного движения в Российской Федерации; «Дорожная карта» по совершенствованию законодательства и устранению административных барьеров в целях обеспечения реализации Национальной технологической инициативы по направлению «Автонет». Основное внимание уделено постановлению Правительства РФ, в котором указаны первые подходы к регулированию эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, названы субъекты, несущие ответственность в случае причинения вреда беспилотником. В общих чертах показаны принципы функционирования БТС и степень их автономности. Анализируются имеющиеся в отечественном уголовном праве подходы к ответственности лиц, управляющих БТС, и подходы, разрабатываемые в зарубежных странах применительно к регламентации эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Указаны основные подходы к определению уголовно-правового запрета и выделены наиболее важные алгоритмы криминализации рассматриваемого деяния. Предлагается структура федерального закона о регулировании использования транспортных средств, оборудованных системой автоматического управления, на территории Российской Федерации.
Ключевые слова
Об авторах
А. И. ЧучаевРоссия
доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
С. В. Маликов
Россия
кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного права
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Коробеев А. И., Чучаев А. И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex Russica. — 2019. — № 2.
2. Штаге Д. Автоматизированное вождение и спорные ситуации // Уголовное право: стратегия развития в XXI веке : материалы XVI Международной научно-практической конференции. — М., 2019.
Рецензия
Для цитирования:
Чучаев А.И., Маликов С.В. Ответственность за причинение ущерба высокоавтоматизированным транспортным средством: состояние и перспективы. Актуальные проблемы российского права. 2019;(6):117-124. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.103.6.117-124
For citation:
Chuchaev A.I., Malikov S.V. RESPONSIBILITY FOR CAUSING HARM BY A HIGHLY AUTOMATED VEHICLE: STATE AND PERSPECTIVES. Actual Problems of Russian Law. 2019;(6):117-124. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.103.6.117-124