
«Актуальные проблемы российского права» — это научно-практический юридический журнал, посвященный актуальным проблемам теории права, практике его применения, совершенствованию законодательства, а также проблемам юридического образования.
Рубрики журнала охватывают все основные отрасли права, учитывают весь спектр юридической проблематики, в том числе теории и истории государства и права, государственно-правовой, гражданско-правовой, уголовно-правовой, международно-правовой направленности. На страницах журнала размещаются экспертные заключения по знаковым судебным процессам, материалы конференций, рецензии на юридические новинки.
В журнале активно публикуются известные ученые и практики, преподаватели ведущих российских вузов, судьи, сотрудники государственных органов.
- Журнал зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций - Роскомнадзор (свидетельство ПИ № ФС77-25128 от 7 мая 2014 г.)
- Журнал зарегистрирован Международным центром ISSN (ISSN 1994-1471).
- Входит в перечень ВАК РФ.
- Каждой статье присваивается индивидуальный международный индекс DOI.
- Включен в Российский индекс научного цитирования (РИНЦ).
- Включен в крупнейшую международную базу данных периодических изданий Ulrich's Periodicals Directory.
- Журнал включен в справочно-правовые системы «КонсультантПлюс», «Гарант»
- Журнал включен в научную электронную библиотеку «КиберЛенинка»
Текущий выпуск
ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА 
Статья представляет собой расширенную версию тезисов выступления автора на научно-просветительской конференции «Ваш долг есть: сохранять законы…», посвященной 280-летию со дня рождения Гавриила Романовича Державина, состоявшейся в Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 5 июля 2023 г. В статье рассматриваются вопросы о понимании в державинском идейно-творческом смысловом пространстве самого права как исходной категории юриспруденции и, имея в виду прямую причастность Г. Р. Державина к формированию проектно-доктринальных истоков российского конституционализма, понимания Конституции. Обращаясь к идейно-духовному наследию Г. Р. Державина, получившему свое преломление и непосредственно в его государственно-политической и литературно-творческой биографии, автор с опорой на выдвигаемую им концепцию конституционного диалога с прошлым раскрывает глубокий созидательный потенциал державинской философии государственно-правовой жизни для формирования в современных условиях ценностно-смысловых, педагогических и институционных основ национально-ориентированной конституционной модели развития суверенной российской государственности.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО 
Статья посвящена исследованию вопросов правового регулирования обращения российской национальной цифровой валюты — цифрового рубля. Отмечается, что общественные отношения, возникающие в процессе обращения цифрового рубля, включаются в предмет нескольких отраслей права — главным образом финансового и гражданского права. При этом для гражданского права важна обязательственная природа цифрового рубля, которая влияет на права и обязанности субъектов гражданского оборота, а для финансового права — его государственно-правовая природа. Именно государственно-властное веление (выраженное в финансово-правовых нормах) наделяет цифровой рубль статусом законного платежного средства.
В работе подчеркивается, что, хотя «форма денег» представляет собой в первую очередь экономическое понятие, оно важно для права, поскольку отражает сущностные различия между видами денег, проявляющиеся в том числе в особенностях правового регулирования обращения разных денежных средств. На основе проведенного сравнения российской национальной цифровой валюты с другими видами безналичных денежных средств сделан вывод о том, что цифровой рубль представляет собой третью форму денег. Также цифровой рубль сопоставляется с цифровыми валютами и электронными денежными средствами. Установлено, что платформа цифрового рубля может рассматриваться в качестве продуктовой подсистемы национальной платежной системы, информационной системы, а также среды, в рамках которой происходит возникновение, изменение и прекращение правоотношений, связанных с обращением цифрового рубля. Акцентируется внимание на трансформации правового положения Банка России в связи с возложением на него функций оператора платформы цифрового рубля. Кроме того, в статье раскрываются особенности правового статуса иных субъектов правоотношений, возникающих в процессе обращения цифрового рубля, — участников и пользователей платформы цифрового рубля.
В статье проанализированы причины и условия субсидиарной ответственности учредителей по долгам государственных и муниципальных учреждений за счет средств бюджетов. Сделан вывод о необходимости учета цели принятия бюджетом таких обязательств и инструментов, повлекших их возникновение, а также типа государственного или муниципального учреждения. Отмечается, что взыскание долгов бюджетных и автономных учреждений за счет бюджетов может происходить только в случае публичного характера договоров, из которых вытекают обязательства, что, в свою очередь, накладывает ограничения на кредитора и влияет на баланс прав и законных интересов сторон договора. Прежде чем обращаться с требованием о взыскании долга бюджетного или автономного учреждения непосредственно за счет бюджета, необходимо доказать, что отсутствует возможность взыскания долга с основного должника. Автором также проводится краткий анализ подходов законодателя и судов к взысканию с публично-правовых образований за счет бюджетных средств долгов унитарных предприятий. На основе этого анализа делается вывод, что подходы к ответственности по долгам унитарных предприятий и государственных и муниципальных учреждений различаются, но в целом прослеживается некоторое сходство, что вызвано, вероятнее всего, общим для их финансов децентрализованным характером.
В статье проанализированы положения Бюджетного кодекса РФ, закрепляющие, что расходные обязательства в РФ возникают в том числе в результате заключения договоров и соглашений. Исследование выявило, что положения БК РФ содержат достаточно широкие формулировки, которые допускают возникновение расходных обязательств из договоров, не обладающих нормативными свойствами, в частности из договоров, заключенных от имени публично-правового образования казенным учреждением. Установлено, что такое регулирование не учитывает правовые позиции Конституционного Суда РФ, из которых следует, что расходное обязательство должно быть установлено в нормативной форме. Выявлено, что бюджетное законодательство в части регулирования расходных обязательств не синхронизировано с законодательством, регулирующим вопросы организации публичной власти. В статье приводятся аргументы, доказывающие необходимость конкретизации того, что в качестве оснований возникновения расходных обязательств должны выступать только публично-правовые договоры. По результатам исследования предложено скорректировать БК РФ в части указания конкретного перечня видов договоров и соглашений, в результате заключения которых возникают расходные обязательства.
ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО 
В статье исследуются процессуальные нормы, которые устанавливают условия отнесения исков к делам упрощенного производства, не ограниченным суммой требований, а также практика арбитражных судов и судов общей юрисдикции по их применению, которая свидетельствует об отсутствии единообразия в толковании этих условий. Делается вывод о том, что такие иски должны по представленным истцом документам отвечать характеристике бесспорности, однако выявленная после назначения дела к рассмотрению в порядке упрощенного производства небесспорность требований сама по себе не препятствует их рассмотрению в названной процедуре. Автор указывает на необходимость разграничения условия о подтверждении ответчиком задолженности и условия признания ответчиком денежных обязательств, обосновывает ориентиры в понимании и оценке последнего. В статье также отмечается, что в правовой регламентации соотношения дел приказного и упрощенного производства в гражданском процессе имеется несогласованность. Если в арбитражном процессе все дела приказного производства, по которым не был выдан судебный приказ, подпадают под дела упрощенного производства, не требующие отсутствия спора о праве, то в гражданском процессе этого в полной мере не происходит и соответствующие требования рассматриваются в общем исковом порядке, поскольку не могут быть отнесены к рассматриваемой категории дел упрощенного производства из-за отсутствия у них характеристики бесспорности. В заключение формулируются предложения по даче судам дополнительных разъяснений относительно формальных признаков данной категории дел упрощенного производства и указывается на необходимость в гражданском процессе для дел упрощенного производства установить ограничение не в 100 000 руб., а в 500 000 руб.
В последние годы правоприменительная практика по делам о банкротстве имеет тенденцию к повышению значимости активной роли суда при разрешении судебных споров. В статье рассматриваются причины и следствия усиления активной роли суда применительно к особенностям судопроизводства по делу о банкротстве. Выделяются системные уровни регулирования данного вида судопроизводства и его место в системе гражданского судопроизводства. Отмечается системообразующая роль судебной практики, в которой аккумулирована бо́льшая часть как материально-правовых, так и процессуальных особенностей рассмотрения данной категории дел. Автор обобщает и систематизирует имеющиеся в доктрине точки зрения на категоризацию судопроизводства по делу о банкротстве и приводит собственное мнение по данному вопросу. В статье делается вывод о том, что усиление активной роли суда при производстве по делу о банкротстве необходимо для сохранения баланса интересов и пресечения злоупотреблений со стороны участников процедуры. Закрепление активных полномочий суда на законодательном уровне может положительно сказаться на сокращении сроков рассмотрения дел данной категории и увеличении процента удовлетворения требований кредиторов. В то же время такое закрепление усилит специфику производства по делу о банкротстве, еще больше сблизив его с административным судопроизводством.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО 
В российском законодательстве содержатся положения о порядке проведения общего собрания участников корпоративной организации, в которых особое внимание уделяется процедуре извещения о предстоящем собрании. В статье исследуется вопрос извещения участников гражданско-правового сообщества о собрании как юридически значимого действия, влияющего на правовую квалификацию и последствия принятых корпорацией решений. Анализируется баланс интересов миноритарных и мажоритарных участников при их извещении с учетом повестки дня. Разделяются случаи признания решений недействительными по оспоримым и ничтожным основаниям при нарушении порядка извещения участников собрания. Предлагаются пути проверки верификации воли корпоративной организации при принятии соответствующего решения, определяются случаи принятия необходимых обществу корпоративных решений, а также конвалидация решений, принятых с отступлением от установленного порядка извещения. В работе формулируются правовые подходы и конструкции надлежащего извещения с учетом вызовов современности, среди которых процесс цифровой трансформации экономики и санкционное экономическое давление на отечественный бизнес. Рассматриваются сложившиеся за последнее десятилетие подходы судебной практики и выявляются тенденции трансформации данных подходов с учетом баланса интересов участников корпоративных отношений.
В современной экономико-правовой модели общественных отношений члены семьи принимают самое активное и непосредственное участие в предпринимательских правоотношениях, суть которых нередко сводится к организации бизнес-процессов супругами, детьми и другими родственниками в рамках концепции семейной организации предпринимательства. Полагаем, что данный сегмент экономико-социальной и семейной предпринимательской деятельности имеет немаловажное значение с точки зрения доктрины и практико-ориентированного направления реализации современной теории предпринимательства, направленной на дополнительную поддержку малого и среднего бизнеса, достаточно часто организованного на семейно-правовых связях, что не исключает его применения в крупных корпорациях и холдингах. В работе предложена современная концепция легитимации семейного предпринимательства сквозь призму частноправового и публично-правового регулирования, установлена необходимость дополнительной государственной поддержки рассматриваемой формы ведения бизнеса, сформулированы выводы и некоторые предложения по реформированию законодательства, направленные на легализацию семейного предпринимательства в России, обнародован меморандум в отношении современного состояния и дальнейшей реализации мер по легализации семейного предпринимательства в пореформенный период в России.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО 
В современной российской правовой доктрине до сих пор не выработано единого подхода к пониманию судейского усмотрения. Содержание указанного термина представляется весьма комплексным и неоднозначным. Анализ законодательства свидетельствует о том, что усмотрение правоприменителя (следователя, прокурора или лица, производящего дознание) возможно при применении норм различных отраслей права. Важность определения наиболее полного и точного понятия судейского усмотрения продиктована сложностью установления его границ.
Целями исследования являются выведение дефиниции судейского усмотрения на основе критической оценки имеющихся в науке определений и выявление его существенных признаков.
Результаты, отраженные в данной работе, показывают, что немалое количество авторов по-разному понимают судейское усмотрение; вместе с тем точки зрения ученых всё же имеют точки соприкосновения. Итогом исследования является формулировка авторского определения судейского усмотрения и выделение его существенных черт.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС 
В статье анализируются проблемы, возникающие при оказании квалифицированной юридической помощи участникам уголовного судопроизводства в условиях развития цифровых технологий: отсутствие правовой регламентации подачи адвокатом жалоб, ходатайств и заявлений в электронном виде на этапе досудебного производства; необходимость укрепления процессуальных гарантий на получение юридической помощи участниками уголовного судопроизводства в связи с введением в уголовно-процессуальный закон нормы права, регулирующей особенности проведения допроса, очной ставки и опознания путем использования систем видео-конференц-связи. Выявлены правовая неопределенность в вопросе о месте нахождения адвоката участника следственных действий в случае их проведения посредством видео-конференц-связи; возникающие при этом трудности, связанные с ознакомлением с протоколом следственного действия и снятия с него копии, а также целесообразность внедрения электронного документооборота в уголовный процесс на этапе досудебного производства. Рассмотрены проблемы материально-технического характера, связанные с внедрением цифровых технологий в уголовный процесс. Автор обосновывает выводы о необходимости изменения и дополнения уголовно-процессуального закона для устранения выявленных проблем, приводит способы совершенствования законодательства в области оказания квалифицированной юридической помощи участникам уголовного судопроизводства в условиях развития цифровых технологий.
В статье рассматриваются вопросы, связанные с возможностью применения мер процессуального принуждения после приостановления производства по уголовному делу. Автор акцентирует внимание на необходимости совершенствования законодательства, регулирующего вопросы применения мер принуждения в случае приостановления предварительного расследования. На основе анализа следственной практики, с учетом позиции Конституционного Суда РФ, в статье дана оценка существующим подходам к разрешению вопроса о возможности применения мер принуждения после приостановления производства по уголовному делу. На основе проведенного интервьюирования судей районных судов Омской области в статье выделены подходы к решению проблемы о действии мер процессуального принуждения после приостановления производства по уголовному делу.
Автором предлагается внести изменения в ст. 209 УПК РФ, регламентирующую действия следователя после приостановления предварительного расследования, указав на возможность (либо отсутствие таковой) применения мер процессуального принуждения в случае приостановления производства по уголовному делу.
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 
Статья посвящена совершенствованию обеспечения и контроля качества судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации. Целью исследования является выработка теоретически и практически значимых предложений по созданию Единого реестра судебно-экспертных кадров и Единого реестра судебно-экспертных организаций.
Методологическую основу исследования составляют: общенаучные методы познания — анализ, синтез и моделирование; частнонаучные методы — аналогия, статистический и сравнительно-правовой.
Предлагается создать Единый реестр судебно-экспертных организаций и Единый реестр судебных экспертов на базе цифровой площадки Федеральной службы по аккредитации — в Федеральной государственной информационной системе в области аккредитации (ФГИС Росаккредитации) в рамках ранее предложенного автором нового механизма по аккредитации судебно-экспертных организаций в Национальной системе аккредитации России. Научная и практическая значимость заключается в ранее не освещенном в литературе предложении по созданию единого верифицированного ресурса экспертных кадров для правоохранительных органов на базе цифровой площадки надведомственного независимого органа.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 
В условиях изменения геополитической обстановки и введения различными странами антироссийских санкций и односторонних ограничительных мер российские лица столкнулись с многочисленными проблемами, возникающими при попытке обращения в избранный ими ранее иностранный арбитражный институт, при выборе арбитров, экспертов и представителей. Указанные проблемы возникают на всех этапах разбирательства — начиная от его инициирования и заканчивая признанием и принудительным исполнением вынесенного решения. В статье рассматриваются основные такие проблемы и приводятся рекомендации по их решению, подкрепляемые примерами из судебной и арбитражной практики, а также ссылками на нормы регламентов различных арбитражных институтов (LCIA, ICC, SCC, HKIAC, SIAC, DIAC, ISTAC). На основе проведенного анализа делается вывод о том, что наиболее эффективными способами минимизации влияния санкций на разбирательство являются: 1) выбор арбитража, находящегося в нейтральной юрисдикции; 2) выбор ad hoc арбитража; 3) заключение альтернативных арбитражных оговорок; 4) обращение в российский арбитражный суд с заявлением о признании им своей исключительной юрисдикции по рассмотрению спора в рамках ст. 248.1 АПК РФ.
Статья посвящена отдельным положениям комплексного исследования реализации прав человека в международных инвестиционных правоотношениях. Автором предпринята попытка раскрыть актуальность осуществляемого исследования и оценить значение взаимодействия международного инвестиционного права и международного права прав человека в современных реалиях. В рамках статьи раскрываются основные варианты взаимодействия международного инвестиционного права и международного права прав человека как в материальном, так и в процессуальном аспекте. Основное внимание автор акцентирует на практике разрешения международных инвестиционных споров в отношении действий принимающего государства со ссылкой на защиту прав человека как одном из вариантов проявления взаимосвязи двух отраслей международного публичного права. Автор выявляет существующие закономерности в практике разрешения инвестиционных споров. В качестве ключевого вывода выдвигается идея о возможности обобщения результатов гармоничной интерпретации (толкования) и формирования соответствующей единой правовой базы норм международного публичного права с целью ее последующего гармоничного применения.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО 
Статья посвящена анализу и оценке перспектив развития законодательства Российской Федерации в сфере экологической безопасности Арктической зоны Российской Федерации при разведке и добыче нефти и газа. В условиях существующих рисков и угроз энергетической безопасности доказывается вывод, согласно которому использование традиционных видов энергоресурсов всё еще будет играть доминирующую роль в структуре топливно-энергетического баланса практически каждого современного государства, в связи с чем возрастает важность Арктической зоны Российской Федерации, которую следует рассматривать как важнейший геостратегический объект, использование природных ресурсов которого позволит обрести в долгосрочной перспективе энергетическую независимость и устойчивое развитие для настоящего и будущих поколений. В статье выделяются современные эколого-правовые проблемы Арктической зоны, в первую очередь процессы и последствия глобального потепления климата, а также проблемы обеспечения экологической безопасности при транспортировке нефти и нефтепродуктов, в том числе на континентальном шельфе Арктической зоны Российской Федерации, предлагаются возможные пути решения правовых проблем в условиях санкционных ограничений. Доказывается вывод о необходимости актуализации действующих документов государственного стратегического планирования в области охраны окружающей среды, недропользования, а также в области обеспечения устойчивого социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации.
В статье рассматриваются особенности формируемого в России административно-правового регулирования лесоклиматических проектов.
В России расположена пятая часть лесов мира, которые играют важную роль в углеродном балансе страны, компенсируют почти 30 % национальных антропогенных выбросов и определяют потенциал реализации лесоклиматических проектов в стране.
Лесоклиматические проекты являются одним из видов климатических проектов, правовые рамки которых установлены Федеральным законом от 02.07.2021 № 296‑ФЗ «Об ограничении выбросов парниковых газов» и принятыми в соответствии с ним нормативными актами. Однако общие подходы не учитывают некоторых особенностей лесоклиматических проектов, таких как долгосрочность проектов, необходимость сохранения результата в течение десятилетий при высоких рисках потерь из-за лесных пожаров, незаконных рубок, нашествия насекомых-вредителей и др. То есть важно дальнейшее развитие нормативной базы с учетом особых требований к лесоклиматическим проектам, а также норм государственного управления лесами и соответствующей международной практики, в том числе формируемой под эгидой Парижского соглашения.
В статье анализируются права и обязанности участников отношений по реализации лесоклиматических проектов, возможности реализации проектов на землях лесного фонда и землях сельхозназначения. Предложены подходы по устранению имеющихся правовых пробелов.
КОНФЕРЕНЦИИ 
В статье дается обзор прошедшей 20 декабря 2022 г. в смешанном формате научно-практической конференции «Вопросы защиты прав граждан с применением цифровых технологий в уголовном процессе», организованной аппаратом Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и Научно-образовательным центром по правам человека Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Работа конференции была посвящена актуальным вопросам защиты прав граждан с применением цифровых технологий, обеспечения доступа к правосудию, возможностям цифровизации по преодолению ограничений в работе правоохранительных органов и судебной системы, обобщению опыта зарубежных государств и Российской Федерации по обеспечению прав участников уголовного судопроизводства. Конференция собрала широкий круг ученых и представителей законодательной, исполнительной, судебной власти, задействованных в сфере защиты прав граждан в уголовном процессе.
Объявления
2021-03-03
Антикризисное и арбитражное управление 2021. Актуальные вопросы и решения

22-23 апреля 2021 года, в Москве, на площадке Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, пройдет Всероссийский практический семинар-конференция "Антикризисное и арбитражное управление 2021. Актуальные вопросы и решения".
Два полных дня участия, в самом масштабном мероприятии после года пандемии, даст ответы на самые актуальные вопросы в тематиках банкротства юридических и физических лиц, развития быстрорастущей отрасли антикризисного и арбитражного управления на 2021/22 год. При этом на семинаре-конференции будут также подняты актуальные вопросы развития отрасли, собранные от специалистов по антикризисному управлению и банкротству из более, чем 76 регионов России (Подробнее на сайте мероприятия www.crisisconf.ru раздел Программа).
Еще объявления... |
ISSN 2782-1862 (Online)