Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 15, № 8 (2020)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ ПРАВА

11-21 111
Аннотация

Статья посвящена нескольким проблемам одновременно. Рассматривается место и роль истории политических и правовых учений в системе юридического образования и науки. В новой номенклатуре научных специальностей данная дисциплина будет входить в теоретико-исторические правовые науки, если в предложенном варианте не будет изменений. Основная проблема, которая затрагивается в настоящей статье, — это периодизация истории политических и правовых учений. Данная дисциплина одновременно является исторической, политической, юридической и теоретической. Для исторической дисциплины периодизация, в данном случае теоретических форм отражения политических и правовых институтов, — одна из основных проблем. В статье делается акцент на то, что хронологический подход к периодизации истории политических и правовых учений является основным. Разумеется, он не исключает и другие подходы, которые также получили отражение в статье. Кроме того, рассматриваются и традиции, устоявшиеся в науке и учебном курсе. Так сложилось, что историю политических и правовых учений рассматривают в хронологическом, проблемном или портретном ключе. Разумеется, не исключен и методологический подход к периодизации теоретико-правовых форм познания государственных и правовых институтов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

22-31 166
Аннотация

В статье на основе анализа Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», законодательства, актов и правовых позиций Конституционного Суда РФ, а также практики преобразования Конституции России, актов Президента России рассматриваются некоторые вопросы конституционной реформы 2020 г., инициированной главой государства. Затронуты вопросы нового конституционного подхода к реализации принципа разделения властей, исследованы некоторые дополнительные полномочия Президента России в контексте их расширения; высказана авторская позиция о вынесении на конституционный уровень правовых явлений, укоренившихся в правовой действительности России, на примере терминов «публичная власть» и «поручение Президента Российской Федерации». Прослежена динамика становления и видовое многообразие поручений Президента Российской Федерации. Выделены некоторые новые для конституционного уровня термины и дефиниции, часть из которых может рассматриваться как цели в развитии общественной и государственной жизни. В работе формулируются авторские оценки и выводы, взгляд на происходящие преобразования Конституции Рос- сии и одновременно предлагается продолжить научные дискуссии по вопросу реализации предлагаемых конституционных новелл.

32-42 71
Аннотация

В статье на основе анализа положений Конституции РФ, конституций зарубежных государств и действующего законодательства, а также отечественных и зарубежных научных исследований показано, что в современном мире существует несколько видов светских государств, которые существенно отличаются друг от друга характерными признаками, закрепленными в конституциях и законодательстве. В связи с этим трудно говорить о каком-то классическом светском государстве. Автор тем не менее формулирует признаки, которые характерны для большого количества современных демократических светских государств, и предлагает оптимальную модель современного светского государства. Особое внимание уделено анализу изменений, установленных Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 14 марта 2020 г. № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти», имеющих отношение к светскому государству. В особенности тем из них, которые формализуют отношение к отражению многовековых государственно-конфессиональных отношений, сложившихся на пространствах нашего Отечества. Показано особое значение для светского государства взаимодействия предписаний, зафиксированных в положениях конституций, конституционного законодательства с нравственными началами, получившими закрепление в религиозных источниках.

43-54 70
Аннотация

В статье на основе анализа законодательства, практики Конституционного Суда РФ, а также практики принятия законов о поправках к Конституции РФ показан процесс эволюции юридических свойств этого закона. Исследуются такие юридические свойства Закона РФ о поправке к Конституции РФ, как юридическая сила, предмет правового регулирования, порядок принятия, вступления в силу. Автор полагает, что изменение этих юридических свойств оказывает влияние на юридические свойства Конституции РФ, прежде всего на ее стабильность. Особое внимание в статье уделено Закону РФ о поправке к Конституции РФ от 14.03.2020 № 1-ФКЗ «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти». По мнению автора, в нем произошла очередная трансформация юридических свойств закона о поправке. Данная трансформация касается порядка вступления его в силу. Положения принятого в 2020 г. Закона РФ о поправке к Конституции РФ содержат как собственно нормы, вносящие изменения в конституционный текст, так и нормы, не предназначенные для включения в текст Конституции РФ, имеющие технический и переходный характер. В связи с этим автор анализирует вопрос: могут ли самим законом о поправке устанавливаться иные, дополнительные условия его вступления в силу, помимо тех, что предусмотрены федеральным законодательством.

55-65 61
Аннотация

В статье исследуется реализация права законодательной инициативы высшими судебными органами России — Верховным Судом РФ и Конституционным Судом РФ. Рассматриваются конкретные законодательные инициативы высших судебных органов. Приводятся примеры вторжения судебной власти в сферу деятельности других ветвей власти. Выявляется необходимость дополнительной доктринальной проработки законопроектов в Верховном Суде РФ. Анализируются причины активного неприменения Конституционным Судом РФ права законодательной инициативы, в частности: участие в политике, принцип «никто не может быть судьей в собственном деле», умаление авторитета, мнение судей, использование правовых позиций, сложность механизма. Приводится аргумент об опосредованном участии Конституционного Суда РФ в политической деятельности. Делается вывод о необходимости применения структурно-системного метода научного познания при исследовании причин неиспользования института законодательной инициативы Конституционным Судом РФ. Обосновывается необходимость применения права законодательной инициативы Конституционным Судом РФ в исключительных случаях, при невозможности использования иных форм участия в законотворчестве.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

66-74 39
Аннотация

Налоговые льготы по общему правилу предоставляются в целях стимулирования отдельных отраслей экономики или видов деятельности, способствуют достижению социальных и политических задач государства. Современное налоговое законодательство любой страны предусматривает множество налоговых льгот, и российское не является исключением. Между тем налоговые льготы находятся в полной дискреции государства и предоставляются на всех уровнях публичной власти, причем регионы обладают довольно широкими полномочиями в этом вопросе. В этой связи, не оспаривая значимости налогового льготирования, нельзя не заметить, что предоставление налоговых льгот может поставить в неравное положение конкурентов, действующих на одном товарном рынке, часть из которых по тем или иным причинам не подпадает под критерии получения налоговых льгот. Причем, хотя льготы предоставляются государством, правила их предоставления никак не связаны с порядком предоставления государственных преференций по антимонопольному законодательству. Особую тревогу вызывают льготы регионального уровня, которые могут повлечь дисбаланс положения хозяйствующих субъектов на различных территориях Федерации. На примере налоговых льгот, предусмотренных для участников инвестиционных проектов регионального уровня, в статье рассматривается вопрос соотношения налоговых льгот по НК РФ и преференций по антимонопольному законодательству. Сравнивая сущностные признаки данных правовых институтов, автор приходит к выводу о том, что региональные налоговые льготы необходимо рассматривать в качестве вида преференций, хотя антимонопольное регулирование не позволяет в должной мере осуществлять контроль за предоставлением таких льгот.

75-83 40
Аннотация

Статья посвящена раскрытию принципа ответственности за результативность обеспечения госу- дарственных и муниципальных нужд, эффективность осуществления закупок. Рассматривается соотношение принципа эффективности осуществления закупок и принципа эффективности использования бюджетных средств, предусмотренных в Бюджетном кодексе РФ, указывается, что первый принцип дополняет второй. Сравнивается принцип эффективности осуществления закупок, предусмотренный Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. № 44‑ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», с принципом целевого и экономически эффективного расходования денежных средств, закрепленным в Федеральном законе от 18 июля 2011 г. № 223‑ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». Указывается, что для оценки эффективности закупок необходимо определить основные задачи и конкретные цели, достижение которых позволит оценить закупки как «эффективные» и «результативные».

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

84-95 60
Аннотация

Правовая регламентация особенностей вступления в брак в несовершеннолетнем возрасте имеет тысячелетнюю историю. Анализ правовой регламентации брачного возраста на Руси, в Российской империи и в РСФСР показывает, что модели правовой регламентации минимального брачного возраста подразделяются на упрощенные и дифференцированные (гендерно дифференцированные, национально дифференцированные и социально дифференцированные). Автором установлено, что в отечественном законодательстве минимальный брачный возраст всегда зависел от различных обстоятельств. До 1926 г. имела место гендерно дифференцированная модель правовой регламентации минимального брачного возраста. Национально дифференцированная модель существовала в дореволюционную и советскую эпоху в отношении жителей Закавказья. С 1926 г. на территории РСФСР была законодательно установлена социально дифференцированная модель правовой регламентации минимального брачного возраста, пред- полагающая снижение минимального брачного возраста в связи с наличием особых социальных обстоятельств. В семейном законодательстве РФ была предпринята неудачная попытка реализовать национально дифференцированную модель правовой регламентации минимального брачного возраста. Современная российская модель правовой регламентации минимального брачного возраста является социально дифференцированной. В статье также проведено детальное сравнение трех социально дифференцированных моделей правовой регламентации минимального брачного возраста (модель по КЗоБСО РСФСР (1926—1968), модель по КоБС РСФСР (1969—1995), современная модель) проанализированы различия и недостатки данных моделей, предложены пути по их устранению.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

96-107 57
Аннотация

Перспективы использования технологии искусственного интеллекта при отправлении правосудия актуализируют комплекс юридических вопросов не только прикладного, но и теоретического характера, в числе которых вопрос формирования юридического понятия «искусственный интеллект» для целей правового регулирования. В юридической литературе прослеживается тенденция атрибутирования признаков субъектности искусственному интеллекту, в связи с чем в статье предпринята попытка критического анализа оснований такого подхода. Авторы обосновывают недопустимость включения признака правосубъектности в содержание понятия «искусственный интеллект», а также аргументируют, что использование определений искусственного интеллекта, базирующихся на описании технико-технологических характеристик, в юриспруденции бесполезно, поскольку не оказывает на правовое регулирование никакого влияния. Инкорпорация искусственного интеллекта как социокультурного явления в правовую действительность требует либо самостоятельного термина для его обозначения в плоскости права, либо наполнения этого понятия специфическим юридическим содержанием. Разработка же такого содержания должна вестись именно в рамках парадигмы юридической науки, поскольку использование категорий и определений иных отраслей и сфер общественной жизни без их юридической адаптации вряд ли будет эффективным для целей правового регулирования.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

108-117 78
Аннотация

В статье содержится оценка мер, предпринимаемых российскими властями для защиты населения в целом, а также участников рынка труда от экономического и социального ущерба, причиняемого карантинными ограничениями, вводимыми в связи с распространением коронавируса. Сформулированы выводы о недооценке негативных экономических и социальных последствий Правительством РФ, а также о юридических изъянах принимаемых решений. С учетом подходов Международной организации труда и опыта других стран, столкнувшихся с аналогичными проблемами, делаются предложения, во-первых, в части более комплексных и масштабных мер по защите занятости, работодателей и работников, с тем чтобы минимизировать рост прекаризации занятости и безработицы; во-вторых, в отношении распространения мер социальной защиты на все слои населения, включая мигрантов и лиц без определенного места жительства, занятых в неформальной экономике, и других лиц; в-третьих, по усилению контроля за соблюдением трудового законодательства и применением Россией Конвенций МОТ об инспекции труда.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

118-125 41
Аннотация

Статья посвящена анализу и критической оценке легального определения понятия «торговая сеть», содержащегося в Федеральном законе от 28.12.2009 № 381‑ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», а также исследованию квалифицирующих признаков торговых сетей. Указанные признаки рассматриваются в контексте установления антимонопольных ограничений с учетом отраслевой специфики. Автором по результатам анализа нормативной базы, теоретических исследований и судебной практики выявлены проблемы правоприменения, связанные с определением понятия торговой сети, и сформулированы предложения по совершенствованию законодательства, которые могут быть использованы законодателем для совершенствования легального определения данного понятия. В работе анализируется опыт правового регулирования деятельности ритейлеров в Российской Федерации, Республике Казахстан и Республике Беларусь.

126-135 42
Аннотация

В статье рассматриваются особенности антимонопольного регулирования предпринимательской деятельности в контексте нормативного регулирования. На основе проведенного анализа конкурентного законодательства и позиций современных исследователей в области антимонопольного регулирования автор выделяет механизм изменения структуры товарного рынка, а также механизм реализации рыночной власти. Антимонопольное регулирование является основным направлением нормативного регулирования предпринимательской деятельности, в котором публичные интересы преобладают над частными, ограничивая свободу предпринимательской деятельности, что, в свою очередь, требует более тщательной разработки позиции государства в отношении субъектов предпринимательства. Подчеркивается, что полный запрет монополий нецелесообразен, поскольку они часто выступают источником технологических перемен в обществе. Кроме того, в рамках государственной конкурентной политики реализуются публичные интересы и поддерживается развитие отдельных сфер экономики. В результате исследования сделан вывод о том, что использование запретов per se не должно стать общим правилом при осуществлении антимонопольного регулирования и необходимо определить четкие критерии для использования названных запретов.

136-145 54
Аннотация

В настоящее время в условиях развития информационных технологий и перехода к использованию цифровых технологий в экономике и государственном управлении возрастает значение информационных систем, включая государственные информационные системы. В сфере государственных и муниципальных закупок создана информационная инфраструктура, основным компонентом которой является государственная единая информационная система (ЕИС), обладающая значительными особенностями по сравнению с другими государственными информационными системами, эффективное функционирование которой имеет большое значение для обеспечения всего закупочного процесса. Целью статьи является определение правовой природы и функций ЕИС, исследование особенностей взаимодействия с иными информационными системами и перспектив ее развития в условиях применения цифровых технологий. Поставленная цель предполагает решение следующих задач: проведение анализа нормативных правовых актов, устанавливающих правила функционирования ЕИС; определение общих признаков ЕИС с иными государственными информационными системами и ее отличительных особенностей; изучение форм взаимодействия информационных систем с ЕИС; проведение анализа эффективности организации электронного документооборота с использованием ЕИС; разработка предложений по совершенствованию правил функционирования ЕИС.

В результате проведенного исследования сделан вывод о том, что осуществление гражданских прав и обязанностей в сфере государственных и муниципальных закупок осуществляется посредством ЕИС; определены особенности ЕИС как многофункциональной государственной информационной системы и сделан вывод о ее уникальности; высказаны предложения по применению мер, способствующих совершенствованию функционирования ЕИС, и применению цифровых технологий в сфере закупок.

МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО

146-154 56
Аннотация

Развивающиеся биотехнологии оказывают влияние не только на технические, технологические и иные экономические процессы, но также на отрасли и сектора экономики, общественные отношения, меняют сложившиеся стереотипы поведения, привычки. В этой связи и новые ростки инновационной экономики, и меняющаяся социальная сфера, и психология отдельных групп, общностей обуславливают потребность в проведении единой взвешенной биополитики. Такая политика проявляет себя в положениях норм права и законодательства, документах стратегического планирования, в правоприменении. В силу нетривиальности технологий, их больших потенциальных возможностей, а также вызовов, рисков и угроз для населения, общества биополитика становится важнейшим фактором проводимой политики в целом. Автором доказывается необходимость системного и комплексного регулирования допускаемых к применению биотехнологий с учетом их биологической и иных видов безопасности, вклада (положительных эффектов) в развивающуюся биоэкономику и развитие общества. В связи с изложенным предлагается концепция четырех «био» (биотехно- логия — биобезопасность — биоэкономика — биополитика), требующая развития права и законодательства исходя из современных тенденций развития технологий, экономики, общества и государства.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

155-163 55
Аннотация

В статье показано, что обеспечение доступа к правосудию закреплено в конституциях большинства государств — членов ООН. Специфика российской конституционной нормы заключается в том, что обеспечение доступа к правосудию потерпевшим от преступлений возлагается на государство в качестве его обязанности. В уголовном судопроизводстве эта обязанность реализуется посредством деятельности органов предварительного расследования, прокурора, суда. Предложены меры по построению досудебного производства, эффективно обеспечивающего доступ к правосудию: отказ от стадии возбуждения уголовного дела и ведение отсчета предварительного расследования с момента регистрации сообщения о преступлении; наделение прокурора полномочиями по возбуждению уголовного дела, руководству расследованием и выдвижению обвинения; расширение судебного контроля в досудебном производстве; разработка эффективных упрощенных и ускоренных процедур в предварительном производстве; дополнение оснований прекращения уголовного дела, уголовного преследования нецелесообразностью уголовного преследования. Показано, что самостоятельным направлением совершенствования досудебного производства должно стать внедрение цифровых технологий в уголовный процесс, включая установление цифрового взаимодействия государственных органов и населения через единую защищенную цифровую онлайн-платформу; создание механизма подачи заявлений о преступлении через специальный онлайн-сервис; автоматическую регистрацию заявлений и определение направления их движения с использованием возможностей искусственного интеллекта; внедрение электронного уголовного дела; использование в уголовном процессе семантических нейронных сетей, компьютерного зрения, кластеризации данных и др.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

164-173 37
Аннотация

Судебный эксперт как участник судопроизводства осуществляет важную деятельность по оказании помощи в доказывании лицам, ведущим процесс, а также лицам, имеющим юридическую заинтересованность в исходе дела. В целях осуществления экспертом своей функции, на него возложен ряд обязанностей, надлежащее выполнение которых, по мнению законодателя, способствует качественному, полному и объективному проведению экспертного исследования и даче заключения. Ответственность эксперта установлена различными кодифицированными нормативными правовыми актами стран-участниц Евразийского экономического союза. Предусматривается несколько видов ответственности в зависимости от тяжести наступления последствий невыполнения или ненадлежащего выполнения экспертом своих обязанностей: уголовная, административная, процессуальная. Тем не менее, нормативное закрепление ответственности эксперта на сегодняшний день не позволяет говорить о логичности и обоснованности установленных видов ответственности. Анализируя указанные виды ответственности эксперта, можно сделать вывод о несоразмерности в некоторых случаях применения тех или иных негативных последствий по отношению к эксперту, отсутствии унифицированного подхода в разных видах судопроизводства к определению вида ответственности эксперта.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

174-184 35
Аннотация

В настоящей статье предпринят комплексный подход к исследованию проблематики непосредственного (прямого) применения положений международных договоров для целей регулирования различных внутригосударственных, а также трансграничных отношений. Отмечается, что данная возможность представляется действенным механизмом защиты прав субъектов соответствующих отношений. Проводится анализ правоприменительной практики на предмет прямого применения положений международных договоров при противоречии им положений национального законодательства или независимо от установления такого противоречия. Анализируются положения Конституции, иного законодательства РФ, Постановления Конституционного суда РФ, Постановления Пленума Верховного суда РФ, судебная практика по вопросам применения положений международных договоров к различным отношениям (корпоративным, таможенным, отношениям в сфере промышленной собственности). Формулируется вывод о том, что международные договоры РФ, являясь составной частью ее правовой системы, обладают самостоятельной нормативной природой в качестве источника права. Обосновывается возможность непосредственного (прямого) применения норм любых международных договоров (в том числе и т.н. несамоисполнимых).

185-202 44
Аннотация

В статье отмечается, что борьба с новыми вызовами, с которыми приходится сталкиваться в современных условиях мировой энергетике, требует использования возможностей многостороннего сотрудничества в рамках международных энергетических объединений с целью создания эффективных механизмов обеспечения международной энергетической безопасности. Обеспечение международной энергетической безопасности не представляется возможным без участия Российской Федерации как крупнейшей энергетической державы. Важнейшим условием для участия Российской Федерации в работе международных объединений в сфере энергетики должна быть реализация ее национальных интересов. В работе анализируются современные проблемные аспекты функционирования международных энергетических объединений как на универсальном, так и на региональном уровнях с целью выработки практических рекомендаций по вопросам взаимодействия Российской Федерации с этими объединениями. При написании работы использованы следующие обще- и частнонаучные методы исследования: формально-юридический, историко-правовой, системного анализа, сравнительно-правовой, эмпирический, прогнозирования.

 

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

203-208 39
Аннотация

На сегодняшний день, несмотря на известные масштабы грантового финансирования Европейского Союза в области поддержки научных исследований и инноваций, Комиссия ЕС стремится обеспечить использование альтернативных источников финансирования, например венчурного финансирования пред- приятиями по коллективному инвестированию, в том числе посредством создания общеевропейского фонда фондов, а также используя такие механизмы, как краудфандинг. В статье дается анализ трех возможных перспективных направлений альтернативного финансирования с помощью текущих механизмов финансового рынка, которые на равной основе используются как на территории ЕС, так и в других странах, включая анализ получения финансирования проектов, получивших гранты в рамках Рамочной программы ЕС «Гори- зонт 2020». Первым способом является финансирование научных проектов благодаря новым механизмам венчурного финансирования европейского фонда VentureEU, вторым — обеспечение привлечения денежных средств посредством краудфандинга (коллективного финансирования), третий способ обеспечивается за счет выхода предприятий на IPO. Использование альтернативных способов финансирования позволяет, с одной стороны, обеспечить коммерциализацию научно-исследовательских проектов, позволяющих научным коллективам получить дополнительное вознаграждение и направить его на дальнейшую работу в области исследований, а с другой — привлечь внимание общественности к актуальным проблемам науки и техники.

РЕЦЕНЗИИ

209-215 49
Аннотация

В работе представляется книга Лут С. С. «Коррупция: библиографический справочник (1810— 2018)» (М.: Контракт, 2019). Рецензируемый библиографический сборник содержит свыше 13 тыс. публикаций более чем за два века. При формировании библиографии автор исходил из определения коррупции, которое содержится в Федеральном законе от 25 декабря 2008 г. № 273‑ФЗ «О противодействии коррупции». В рецензируемой работе представлены компендиумы, в которых так или иначе затрагиваются проблемы коррупции и противодействия коррупционным преступлениям. В частности, даны исследования по математике, политологии, истории, социологии, экономической теории, психологии, философии, филологии и географии, т.е. работы по наукам, которые на первый взгляд очень далеки от юриспруденции. Весь материал структурирован исходя из двух основных критериев: классификация по типу работы и распределение по темпоральному аспекту. Первая глава объединяет монографии, учебники и учебные пособия, отдельные разделы которых посвящены проблемам коррупции, при этом работы представлены в хронологическом порядке по мере их выхода в свет. Вторая глава содержит перечень монографий и учебных пособий, полностью либо в большей части посвященных вопросам характеристики и противодействия коррупции. В третьей главе интегрированы соответствующие научные статьи. Четвертая глава охватывает диссертации и авторефераты. Особый интерес для читателя представляет критический анализ законодательных актов, в той или иной мере имеющих целью противодействие коррупции. В аналитической статье широко представлены международно-правовые акты, посвященные проблеме коррупции и разработке мер по ее предупреждению.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)