Совершенствование процедуры применения принудительных мер воспитательного воздействия
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.106.9.106-114
Аннотация
Статья посвящена проблеме совершенствования процедуры применения принудительных мер воспитательного воздействия при производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Отсутствие должной регламентации порядка применения принудительных мер воспитательного воздействия и существующие законодательные пробелы определяют необходимость внесения изменений и дополнений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Предлагается предоставить право решения вопроса о прекращении уголовного преследования и возбуждении перед судом ходатайства о применении принудительной меры воспитательного воздействия прокурору по поступившему к нему уголовному делу с обвинительным заключением либо обвинительным актом. Для решения вопроса о возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия представляется необходимым исследование его психики с использованием специальных знаний, что предполагает наличие в материалах дела заключения эксперта. Освобождение от уголовной ответственности несовершеннолетних по правилам ст. 90 УК РФ должно быть не правом, а обязанностью правоприменителя. Формулируются подходы к решению проблемы, связанной с исполнением принудительных мер воспитательного воздействия.
Ключевые слова
Об авторах
К. А. ТаболинаРоссия
Таболина Ксения Андреевна, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовно-процессуального права
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
З. Р. Джейранова
Россия
Джейранова Зоя Робертовна, студент Института прокуратуры
125993, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
Список литературы
1. Волков К. А. Специальный вид освобождения от уголовной ответственности несовершеннолетних: вопросы теории и судебной практики // Российский следователь. — 2015. — № 9. — С. 15—17.
2. Воронова Е. Л., Шипшин С. С. Методические рекомендации. Руководство по судебному процессу в рамках кейс-менеджмента (Технология сбора и анализа юридически значимой информации о несовершеннолетнем подсудимом в соответствии со статьей 421 Уголовно-процессуального кодекса РФ) // Судебно-психологическая экспертиза несовершеннолетних в ювенальной юстиции. — Ростов н/Д, 2009.
3. Макарова С. А. Некоторые аспекты применения принудительных мер воспитательного воздействия в отношении несовершеннолетних // Вопросы ювенальной юстиции. — 2014. — № 4. — С. 21—24.
4. Овсянников И. В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего без применения уголовного наказания: право или обязанность? // Уголовное право. — 2015. — № 1. — С. 135—138.
5. Овсянников И. В. Установление возможности исправления несовершеннолетнего путем применения принудительных мер воспитательного воздействия // Уголовное право. — 2016. — № 5. — С. 113—120.
6. Ткачев В. Н. Опытная модель ювенальной юстиции в Ростовской области и ее распространение в регионах России // Официальный сайт Ростовского областного суда // URL: http://oblsud.ros.sudrf.ru/modules.php?name=press_dep&op=1&did=162 (дата обращения: 04.10.2018).
Рецензия
Для цитирования:
Таболина К.А., Джейранова З.Р. Совершенствование процедуры применения принудительных мер воспитательного воздействия. Актуальные проблемы российского права. 2019;(9):106-114. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.106.9.106-114
For citation:
Tabolina K.A., Dzheyranova Z.R. Improvement of the Procedure of Application of Compulsory Measures of Educational Impact. Actual Problems of Russian Law. 2019;(9):106-114. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.106.9.106-114