Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Цифровое посредничество и потребительские отношения: правовая природа и ответственность

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.141.8.068-082

Аннотация

Статья посвящена исследованию вопроса информационного посредничества в цифровой среде, определению места владельцев агрегаторов в системе потребительских отношений, а также разработке общего правила создания унифицированной формулы порядка определения объема прав, обязанностей и пределов ответственности у цифровых посредников в потребительских правоотношениях.

На основе проведенного исследования автор заключает, что потребительские отношения, в которых сделки совершаются с участием владельцев агрегаторов, свидетельствуют о наличии такого явления, как цифровое (онлайн) посредничество, проявление которого имеет характерные черты, зависящие от степени влияния (вовлеченности) деятельности владельцев агрегаторов на непосредственных участников таких отношений, т.е. на коммерсантов и потребителей. Отмечается также, что роль и функция цифрового посредника ставятся в зависимость от вовлеченности последнего в отношения между коммерсантами и потребителями. В целях определения объема прав, обязанностей и пределов ответственности цифровых посредников допустимо использовать следующую формулу: чем больше вовлеченность цифрового посредника в отношения между коммерсантами и потребителями, тем больше прав, обязанностей и ответственности возникает у него при взаимодействии с непосредственными участниками потребительских отношений.

Об авторе

В. А. Белов
Российский государственный университет правосудия (РГУП)
Россия

Белов Валерий Александрович, кандидат юридических наук, руководитель группы «Розничная и оптовая торговля» юридического департамента INGKA Group Russia, доцент кафедры предпринимательского и корпоративного права; редактор Дайджеста новостей торгового и потребительского права юридического института «М-Логос»

ул. Академика Янгеля, д. 14, корп. 2, кв. 221, г. Москва, 127534



Список литературы

1. Абросимова Е. А. Организаторы торгового оборота: правовой статус и функциональное назначение : автореф. дис. … д-ра юрид. наук : 12.00.03. — М., 2014.

2. Аюшеева И. З. Гражданско-правовое регулирование расчетных отношений в условиях развития экономики совместного потребления (sharing economy) // Lex russica. — 2019. — № 9. — С. 43–50.

3. Бычков А. Посредничество при оказании юридических услуг: практика, риски, перспективы // Новая бухгалтерия. — 2016. — № 9. — С. 130–143.

4. Иванов А. А. Бизнес-агрегаторы и право // Закон. — 2017. — № 5. — С. 145–156.

5. Кузнецова Л. В. Вопросы гражданско-правовой ответственности агрегаторов электронной коммерции // E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование) : сборник статей / А. А. Богустов, О. Н. Горохова, Д. А. Доротенко [и др.] ; рук. авт. кол. и отв. ред. М. А. Рожкова. — М. : Статут, 2019. — 448 с.

6. Кулезин М. А. Особенности ответственности информационного посредника — своевременные, необходимые и достаточные меры после уведомления правообладателя // E-commerce и взаимосвязанные области (правовое регулирование) : сборник статей / А. А. Богустов, О. Н. Горохова, Д. А. Доротенко [и др.] ; рук. авт. кол. и отв. ред. М. А. Рожкова. — М. : Статут, 2019. — 448 с.

7. Молотников А. Е., Архипов Е. В. Социальные сети и компании-агрегаторы: правовые аспекты деятельности // Предпринимательское право. — 2017. — № 4. — С. 38–47.

8. Подузова Е. Б. Субъекты цифровых правоотношений: тенденции права и бизнеса // Актуальные проблемы российского права. — 2021. — № 2. — С. 55–60.

9. Рожкова М. А. Об ответственности агрегаторов и их платформах онлайн-разбирательства споров // Хозяйство и право. — 2018. — № 9. — С. 21–32.

10. Семякин М. Н. Гражданско-правовой договор в сфере цифровой экономики // Российский юридический журнал. — 2020. — № 1. — С. 107–116.

11. Суворов Е. Д. Некоторые проблемы электронной торговли: к вопросу об ответственности владельцев агрегаторов перед потребителями // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2019. — № 9. — С. 57–67.

12. Тарасенкова А. Н. Информационное право: возрастная маркировка, цифровая безопасность и другие вопросы. — М. : Редакция «Российской газеты», 2019. — Вып. 20. — 176 с.

13. Шляхтин И. С. Проблемы гражданско-правового регулирования преддоговорных отношений с участием потребителей в сфере дистанционной (электронной) торговли // Актуальные проблемы гражданского права и процесса: молодые ученые в научном поиске : межвуз. сборник науч. статей / под ред. Т. В. Милушевой. — Саратов, 2015. — Вып. 1.


Рецензия

Для цитирования:


Белов В.А. Цифровое посредничество и потребительские отношения: правовая природа и ответственность. Актуальные проблемы российского права. 2022;17(8):68-82. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.141.8.068-082

For citation:


Belov V.A. Digital Intermediation and Consumer Relations: Legal Nature and Responsibility. Actual Problems of Russian Law. 2022;17(8):68-82. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.141.8.068-082

Просмотров: 902


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)