Законодательное обеспечение единства исполнительных органов с позиций теории систем
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.142.9.011-021
Аннотация
В статье аргументирована необходимость системного подхода к совокупности исполнительных органов разного уровня. Определена неизбежность распространения на них постулатов общей теории систем, в частности системных принципов конъюгации, ингрессии и моноцентризма. Проанализированы нормы российского законодательства, способствующие реализации этих принципов и направленные на достижение единства исполнительных органов. Особое внимание в статье уделено анализу конституционного положения о том, что органы местного самоуправления и органы государственной власти входят в единую систему публичной власти. Отмечается, что это положение обусловило появление новой архитектоники системы государственного управления, включающей в том числе промежуточное звено между государственными органами и территориальными образованиями страны, их населением. Утверждается, что формирование такого промежуточного звена — местного самоуправления — с позиций теории систем является не чем иным, как реализацией системных принципов в практике государственного управления. Рассмотрено развитие моноцентризма в государственном управлении, следствием чего явилось усиление тенденций к общей централизации исполнительной системы в Российской Федерации под руководством Президента РФ, и доказано, что это способствует дальнейшему укреплению единства исполнительных органов. Сделан вывод, что действующее российское законодательство в целом обеспечивает достижение достаточного уровня единства этих органов.
Ключевые слова
Об авторе
Б. В. РоссинскийРоссия
Россинский Борис Вульфович, доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации, профессор кафедры административного права и процесса, SPIN-код: 2197-7548
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, 125993
Список литературы
1. Богданов А. А. Тектология : Всеобщая организационная наука / под ред. Г. Д. Гловелли. — 6-е изд., испр. и доп. — М. : Ленанд, 2019. — 680 с.
2. Винер Н. Кибернетика и общество. — М. : Тайдекс Ко., 2002. — 184 с.
3. Колесников А. В. Организация муниципального управления в единой системе публичной власти: теория, особенности, межмуниципальное взаимодействие. — Саратов : Саратовская государственная юридическая академия, 2021. — 235 с.
4. Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. — М. : Норма, 2001. — 512 с.
5. Россинский Б. В. Административно-правовые аспекты государственного управления в России. Системные подходы. — М. : Норма, 2020. — 167 с.
6. Россинский Б. В. Проблемы государственного управления с позиций теории систем. — М. : Норма, 2021. — 262 с.
7. Тихомиров Ю. А. Государство. — М. : Норма, 2013. — 319 с.
8. Чиркин В. Е. Территориальная организация публичной власти. — М. : Норма, 2019. — 207 с.
Рецензия
Для цитирования:
Россинский Б.В. Законодательное обеспечение единства исполнительных органов с позиций теории систем. Актуальные проблемы российского права. 2022;17(9):11-21. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.142.9.011-021
For citation:
Rossinskiy B.V. Legislative Support for the Unity of Executive Bodies in the Context of Systems Theory. Actual Problems of Russian Law. 2022;17(9):11-21. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.142.9.011-021