Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Комплексное реформирование контроля и надзора: отечественный опыт в конституционно-правовом измерении

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.143.10.102-116

Аннотация

В статье с конституционно-правовых позиций исследованы ключевые аспекты ряда этапов комплексного реформирования государственного контроля (надзора), муниципального контроля и общественного контроля в их системном единстве в Российской Федерации. Сделаны выводы и предложения, состоящие в следующем: 1) в настоящее время начат очередной этап реформы контрольно-надзорной деятельности, и его магистральным направлением, которое может быть отражено в подготавливаемой Концепции реформы контрольно-надзорной деятельности в 2022–2024 гг., может стать снижение числа излишних проверок и расширение мероприятий, имеющих профилактический характер; 2) важным механизмом должно стать развитие и дальнейшее внедрение информационных технологий, электронных площадок и сервисов, удобных для оперативной коммуникации всех вовлеченных сторон в процессе контрольно-надзорной деятельности, что будет способствовать решению принципиальной задачи — поставить в центр внимания права и законные интересы граждан и организаций, потребности и ожидания людей в соответствии с конституционным императивом о человеке как высшей ценности; 3) в контексте приоритета развития эффективных механизмов коммуникаций внутри единой системы публичной власти подчеркнем, что весьма важна помощь со стороны контрольно-надзорных органов органам местного самоуправления, которая может выражаться в учебно-методическом содействии, консультировании по актуальным вопросам контрольно-надзорной деятельности и т.д.; 4) концептуальным результатом комплексного реформирования рассматриваемой сферы должно стать формирование новой конституционно-правовой философии будущего контрольно-надзорной деятельности в контексте совершенствования государственного и муниципального управления и активно развивающейся концепции «государства для граждан».

 

Об авторе

А. А. Спиридонов
Правительство Российской Федерации
Россия

Спиридонов Андрей Алексеевич, заместитель директора департамента обеспечения регуляторной политики Правительства Российской Федерации, кандидат юридических наук, доцент

Краснопресненская наб., д. 2, стр. 2, г. Москва, 103274



Список литературы

1. Агамагомедова С. А. Административные барьеры для бизнеса: минимизация в условиях реформы государственного контроля и надзора // Российская юстиция. — 2021. — № 2. — С. 6–9.

2. Актуальные проблемы гармонизации судебной реформы с реформой государственного контроля и надзора : сборник научных статей / Р. Ю. Батршин, Н. И. Бурмакина, Н. Д. Бут [и др.] ; отв. за выпуск А. И. Стахов. — М. : РГУП, 2018. — 164 с.

3. Генпрокурор России заявил об освобождении предпринимателей от 60 % внеплановых проверок // ТАСС. — 07.09.2022. — URL: https://tass.ru/ekonomika/15672891 (дата обращения: 10.09.2022).

4. Гриб В. В. Развитие регионального законодательства в сфере общественного контроля // Государственная власть и местное самоуправление. — 2015. — № 11. — С. 3–6.

5. Гришковец А. А. Нужен ли России специальный федеральный закон о контрольно-надзорной деятельности? // Административное и муниципальное право. — 2016. — № 7 (103). — С. 585–592.

6. Дмитрий Григоренко: Цель надзора — помочь бизнесу, а не наказать // Сайт Правительства Российской Федерации. — 17.06.2022. — URL: http://government.ru/news/45755/. (дата обращения: 10.09.2022).

7. Евдокимов А. С. Федеральный закон «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»: организационно-правовой анализ // Административное право и процесс. — 2022. — № 2. — С. 34–40.

8. Кванина В. В. Реформа контрольно-надзорной деятельности и вопросы правового регулирования антимонопольного контроля за соблюдением хозяйствующими субъектами антимонопольного законодательства // Конкурентное право. — 2020. — № 2. — С. 37–41.

9. Краснов заявил, что Генпрокуратура и Минэкономики могут отменить часть проверок для бизнеса навсегда // Коммерсантъ. — 07.09.2022. — URL: https://www.kommersant.ru/doc/5548197 (дата обращения: 10.09.2022).

10. Мочиевский С. В., Акинина Н. Ю., Анисимов В. Ф., Гриб В. В. Проблемы осуществления контрольно-надзорной деятельности в условиях пандемии COVID-19 и возможные пути решения (на примере федерального государственного пожарного надзора в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре) // Государственная власть и местное самоуправление. — 2021. — № 12. — С. 3–7.

11. Ноздрачев А. Ф. Контроль: правовые новеллы и нерешенные проблемы // Журнал российского права. — 2012. — № 6. — С. 18–28.

12. Ноздрачев А. Ф., Зырянов С. М., Калмыкова А. В. Реформа государственного контроля (надзора) и муниципального контроля // Журнал российского права. — 2017. — № 9. — С. 34–46.

13. Саидов З. А. К вопросу об упорядочении контрольно-надзорной деятельности в сфере экономики // Российская юстиция. — 2017. — № 1. — С. 65–67.

14. Соболева Ю. В. К вопросу о понятии административного принуждения в условиях реформы контроля и надзора // Административное право и процесс. — 2020. — № 11. — С. 49–51.

15. Спиридонов А. А. Новая философия управления: опыт Тульской области // Вестник Тульского филиала Финуниверситета. — 2014. — № 1. — С. 160–163.

16. Спиридонов А. А. Системное единство государственного контроля (надзора) и общественного контроля как конституционно-правовой принцип // Lex russica. — 2022. — Т. 75. — № 6 (187). — С. 48–58.

17. Стенограмма выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на пленарном заседании XXV Петербургского международного экономического форума // Сайт Президента РФ. — URL: http://kremlin.ru/events/president/news/68669 (дата обращения: 10.09.2022).

18. Терещенко Л. К. Процедуры и гарантии, обеспечивающие участие физических и юридических лиц в их отношениях с органами публичной администрации // Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта / под ред. Т. Я. Хабриевой, Ж. Марку. — М. : Статут, 2011. — С. 243–266.

19. Тихомирова Л. А. Реформа контрольно-надзорной деятельности («регуляторная гильотина») в сфере промышленной безопасности // СПС «КонсультантПлюс». — 2021.

20. Шугрина Е. С. Государственный контроль (надзор) за местным самоуправлением: новые-старые особенности взаимоотношений // Муниципальное имущество: экономика, право, управление. — 2019. — № 4. — С. 3–9.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Спиридонов А.А. Комплексное реформирование контроля и надзора: отечественный опыт в конституционно-правовом измерении. Актуальные проблемы российского права. 2022;17(10):102-116. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.143.10.102-116

For citation:


Spiridonov A.A. Control and Supervision Comprehensive Reform: Domestic Experience through Constitutional Law Dimension. Actual Problems of Russian Law. 2022;17(10):102-116. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.143.10.102-116

Просмотров: 621


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)