Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА В РОССИИ (ВЕРНА ЛИ ФОРМУЛИРОВКА Ч. 1 СТ. 105 КОНСТИТУЦИИ РФ?)

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.75.2.116-125

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается порядок принятия законов в России и в мире. После революционной ликвидации абсолютных монархий в демократических странах мира утвердились тезисы: законы государства принимаются не монархом, а парламентом, а парламент - единственный законодательный орган (о законах субъектов федераций и некоторых территориальных автономий тогда речь не шла). Эти положения закреплены во многих конституциях, обосновывается в научных исследованиях, присутствуют в учебниках. В XVIII-XIX вв., когда к конституции включались такое положения, существовали двухпалатные парламенты. Однопалатные появились позже. В России парламент двухпалатный, но формулировка такова, что положение о принятии закона как будто сведено к одной палате. Часть 1 ст. 105 Конституции РФ устанавливает, что федеральные законы принимает Государственная Дума. На наш взгляд, ни общее положение о парламенте, ни норма российской Конституции о Государственной Думе не отражают всей сложности процесса принятия закона в государстве в изменившихся условиях нашего времени. Текст, принятый парламентом как закон, на деле может не стать им, если его не подпишет глава государства, а тексту, принятому только Государственной Думой, может угрожать еще и вето другой палаты, которое может быть не преодолено. В отдельных зарубежных странах (например, в США), немало случаев, когда законы, принятые парламентом, так и не стали ими, а остались принятыми парламентом законопроектами, поскольку парламент не преодолел вето главы государства. Во Франции, Италии других странах были случаи, когда Сенат не подтверждал тексты законопроектов, принятые нижней палатой, и они не стали законами. В России Совет Федерации также отклонял тексты, принятые Государственной Думой, и они принимались только после согласительной комиссии. Поэтому не всегда сам парламент (и тем более одна палата - Государственная Дума в России) окончательно решает, станет ли его (ее) текст законом. Необходимо уточнить конституционные формулировки о реализации конституционного права принимать законы, и не только в российской Конституции, но и в конституциях других стран мира в современных условиях. В статье говорится лишь о законах государства (помимо них есть законы субъектов федераций и иногда - территориальных автономных образований) и о роли палат парламента и главы государства при принятии закона. Вопросы регламентарного и делегированного законодательства, а также издание законов чрезвычайными органами (военными, революционные советами и другими) в работе не рассматриваются. Не говорится и о других органах, принимающих законы в некоторых странах (например, Великая джирга в Афганистане или Народный консультативный конгресс в Индонезии).

Об авторе

В. Е. Чиркин
Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ
Россия


Список литературы

1. Gicquel J., Gicquel J.-E. Droit constitutionnel et institutions politiques. - 25-e ed. - P., 2011


Для цитирования:


Чиркин В.Е. О ПОРЯДКЕ ПРИНЯТИЯ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА В РОССИИ (ВЕРНА ЛИ ФОРМУЛИРОВКА Ч. 1 СТ. 105 КОНСТИТУЦИИ РФ?). Актуальные проблемы российского права. 2017;(2):116-125. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.75.2.116-125

For citation:


Chirkin V.E. THE PROCEDURE OF ENACTING A FEDERAL LAW IN RUSSIA (IS THE WORDING OF PARAGRAPH 1 ARTICLE 105 OF THE RF CONSTITUTION CORRECT?). Actual Problems of Russian Law. 2017;(2):116-125. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.75.2.116-125

Просмотров: 51


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)