Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Понятие естественного права и его развитие в истории моральной философии

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.76.3.049-055

Полный текст:

Аннотация

В статье рассмотрена логическая структура и история развития понятия «естественное право» (jus naturale) в рамках доновоевропейской истории европейской моральной философии: греко- и латиноязычной. Выделены практико-юридический и теоретико-философский аспекты концепции естественного права. Указана необходимость исследования второго аспекта с целью прояснения общих теоретических оснований юриспруденции и этики, а также повышения эффективности их междисциплинарной коммуникации. Обоснован подход к анализу понятия «естественное право» с позиции методологии дисциплины «история понятий». Вкратце обрисована парадигма, на которой построено представленное исследование. Проанализирована противоречивость понятия «естественное право», которая была зафиксирована в так называемой дискуссии physis - nomos (природа vs. установление) в древнегреческой философии. Продемонстрирована роль этого противоречия в развитии теории естественного права. Выделены две линии развития теории естественного права, соответствующие двум сторонам этого противоречия: теория человеческой природы (разумной и социальной), с одной стороны, и теория естественной нормативности (субъекта и объекта требования естественного закона) - с другой. Показана роль древнегреческой философии и христианской теологии в развитии этих теорий. Эксплицирована связь «естественного права» с ключевыми понятиями, обеспечивающими его теоретический контекст: человеческая природа, разумная природа (natura rationalis), естественная «общественность» (societas) человека, моральное действие (actus moralis, actio moralis), естественный закон (lex naturalis), божественный закон (lex divïna), совесть (conscientia). Историко-философский контекст развития теории естественного права проиллюстрирован рядом парадигмальных формулировок из произведений наиболее значимых мыслителей, разрабатывавших те или иные стороны теории - от Аристотеля до Гуго Гроция. Отмечен терминологический и концептуальный разрыв между античной, средневековой и ранненовоевропейской моральной философией, с одной стороны, и современными гуманитарными и общественными науками - с другой. Указана необходимость его преодоления посредством анализа философских оснований этической и юридической мысли, зафиксированных в философской традиции естественного права.

Об авторе

А. А. Сочилин
Института философии РАН; РНИМУ им. Пирогова
Россия


Список литературы

1. Институции Юстиниана / пер. с лат. Д. Расснер ; под ред. Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова. М., 1998. Книга 1. Титул II. С. 17.

2. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. М., 1989. С. 165.

3. Посредником при этом, как известно, выступил Цицерон (см., например: АннерсЭ. История европейского права. М., 1994. С. 110).

4. Williams B. Why Philosophy Needs History // Essays and reviews. 1959-2002. Princeton, 2014. P. 405-412

5. Гусейнов А. А. Этика // Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. М., 2001. С. 574.

6. Аристотель. Метафизика // Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М., 1978. С. 65.

7. Аристотель. Политика // Собр. соч. в 4 т. Т. 4. М., 1983. С. 63.

8. Donagan A. Thomas Aquinas on human action // The Cambridge History of Later Medieval Philosophy. Cambridge, 1982. P. 642-654

9. Классическое определение представлено у Цицерона. В Новое время наиболее известна формулировка Гуго Гроция (см. Цицерон. Об обязанностях I, IV, 12 // Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. М., 1974. С. 61

10. Гроций Г. О праве войны и мира / пер. с лат. А. Л. Саккетти. М., 1994. Prolegomena, VI. С. 45

11. Гаджикурбанова П. А. Аристотель и стоики о природе добродетели // Философия и этика: сборник научных трудов к 70-летию академика РАН А. А.Гусейнова. М., 2009. C. 180-181

12. Гусейнов А. А. Золотое правило // Этика: энциклопедический словарь. С. 156-158

13. Цицерон. Об обязанностях. III, VI, 28 // Указ. соч. С. 130-131

14. Фрагменты ранних стоиков / пер. и коммент. А. А. Столярова. М., 1998. Т. I: Зенон и его ученики. С. 73

15. Гаджикурбанова П. А. Этика ранней стои. Учение о должном. М., 2012. С. 147-155

16. Annas J. The Morality of Happiness. New York, Oxford, 1993. P. 135-141

17. Апресян Р. Г. Совесть // Этика: энциклопедический словарь. С. 449-451

18. Фома Аквинский. Сумма Теологии. Ia-IIae, q. 87, a. 1 // Фома Аквинский. Сумма теологии: пер. с лат. / под ред. Н. Лобковица, А. В. Апполонова. М., 2012. Т. IV: Первая часть Второй части. Вопросы 68-114

19. Нерсесянц В. С. Право // Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН

20. Нац. обществ.-науч. фонд ; предс. науч.-ред. совета В. С. Степин. М., 2001. Т. 3. С. 305-307

21. Институции Юстиниана / пер. с лат. Д. Расснер; под ред. Л. Л. Кофанова, В. А. Томсинова. - М., 1998. - 400 с.

22. Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; предс. науч.-ред. совета В. С. Степин. - М., 2000-2001.

23. Фрагменты ранних стоиков. Т. I. Зенон и его ученики / пер. и коммент. А. А. Столярова. - М., 1998. - 256 с.

24. Этика: энциклопедический словарь / под ред. Р. Г. Апресяна и А. А. Гусейнова. - М., 2001. - 671 с.

25. Аннерс Э. История европейского права. - М., 1994. - 397 с.

26. Аристотель. Собр. соч.: в 4 т. - М., 1976-1983.

27. Бартошек М. Римское право: понятия, термины, определения. - М., 1989. - 448 с.

28. Гадамер Г.-Г. История понятий как философия // Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 26-43.

29. Гаджикурбанова П. А. Аристотель и стоики о природе добродетели // Философия и этика: сборник научных трудов к 70-летию академика РАН А. А. Гусейнова. - М., 2009. - С. 171-183.

30. Гаджикурбанова П. А. Этика ранней стои. Учение о должном. - М., 2012. - 219 с.

31. Гроций Г. О праве войны и мира / пер. с лат. А. Л. Саккетти. - М., 1994. - 868 с.

32. Гусейнов А. А. Античная этика - М., 2003. - 270 с.

33. Фома Аквинский. Сумма теологии: пер. с лат. / под ред. Н. Лобковица, А. В. Апполонова. - М., 2012. - Т. IV: Первая часть Второй части. - Вопросы 68-114. - 688 с.

34. Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях. - М., 1974. - 247 с.

35. Annas J. The Morality of Happiness. - New York, Oxford, 1993. - 516 p.

36. Donagan A. Thomas Aquinas on human action // The Cambridge History of Later Medieval Philosophy. - Cambridge, 1982. - P. 642-654.

37. Guthrie W.K.C. The Sophists. - Cambridge, 1977. - 356 p.

38. Irwin T Later Christian Ethics // The Oxford Handbook of the History of Ethics / Ed. by Roger Crisp. Oxford, 2013. - P. 184-205.

39. Murphy M. The Natural Law Tradition in Ethics // The Stanford Encyclopedia of Philosophy (Winter 2011 Edition) / Ed. by Edward N. Zalta // URL: http://plato.stanford.edu/archives/win2011/entries/natural-law-ethics/.

40. Williams B. Why Philosophy Needs History // Essays and reviews. 1959-2002. - Princeton, 2014. - P. 405-412.

41. Гусейнов А. А. Античная этика. М., 2003. С. 93-97

42. Guthrie W.K.C. The Sophists. Cambridge, 1977. P. 55-134


Для цитирования:


Сочилин А.А. Понятие естественного права и его развитие в истории моральной философии. Актуальные проблемы российского права. 2017;(3):49-55. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.76.3.049-055

For citation:


Sochilin A.A. The Concept of Natural Law and its Development in the History of Moral Philosophy. Actual Problems of Russian Law. 2017;(3):49-55. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.76.3.049-055

Просмотров: 180


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)