Цифровое неравенство и его преодоление как гарантия равного доступа к образованию в Российской Федерации
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.167.10.032-044
Аннотация
На современном этапе развития общества во многих сферах жизни, в частности в сфере образования, наблюдается внедрение цифровых инструментов, что обусловливает повсеместную необходимость высокой информационной и цифровой грамотности обучающихся и педагогов различных образовательных организаций. Пандемия COVID‑19 внесла серьезные коррективы в образовательный процесс во всем мире, поскольку образовательным организациям пришлось перестраивать процесс обучения и переводить его в онлайн-среду. В свою очередь, это привело к невозможности многих получать образование в обычном офлайн-формате. В статье поднимается проблема цифрового неравенства в российском образовании. Автором выделены наиболее важные аспекты такого неравенства, касающиеся материально-технического обеспечения, навыков и умений участников, кадрового обеспечения образовательного процесса в условиях цифровизации, и предложены пути их преодоления. Проанализированы положения национального проекта «Образование», национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации», а также положения федеральных проектов, на основании анализа которых сделан вывод о неравномерном использовании преимуществ цифровизации в образовательной сфере.
Об авторе
Е. А. ПибаеваРоссия
Пибаева Екатерина Андреевна, ассистент кафедры государственно-правовых дисциплин
Московская ул., д. 30, г. Киров, 610000
Список литературы
1. Гарифуллин В. З., Гладкова А. А., Рагнедда М. Модель трех уровней цифрового неравенства: современные возможности и ограничения (на примере исследования Республики Татарстан) // Вестник Московского университета. Серия 10, Журналистика. — 2019. — № 4. — С. 41–72.
2. Глухов Е. А. Получение дополнительного профессионального образования педагогом: право или обязанность? // Журнал российского права. — 2019. — № 7. — С. 131–140.
3. Ершова И. В. Цифровизация образования: pro & contra // Предпринимательское право. — 2019. — № 3. — С. 61–68.
4. Зверева Л. Г., Ткачева А. Г. Этапы и пути становления цифрового образования в России // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. — 2019. — № 1‑1. — С. 43–46.
5. Имашева И. Ю. Механизм стимулирования распространения широкополосного Интернета в России // Вестник Алтайской академии экономики и права. — 2022. — № 7‑1. — С. 79–87.
6. Кряжкова О. Н., Подоплелова О. Г. Стратегия защиты в Конституционном Суде России : практическое руководство. — 3‑е изд., доп. — М. : Институт права и публичной политики, 2021. — 208 с.
7. Ревинова С. Ю., Лазанюк И. В. Цифровое неравенство в России: последствия для образования // Бизнес. Образование. Экономика : сборник статей Международной научно-практической конференции, Минск, 7–8 апреля 2022 г. — Минск : Институт бизнеса Белорусского государственного университета, 2022. — С. 208–214.
8. Robinson L., Ragnedda M., Schulz J. Digital inequalities: contextualizing problems and solutions // Journal of Information, Communication and Ethics in Society. — 2020. — Vol. 18. — No. 3. — P. 323–327. — URL: https://doi.org/10.1108/JICES-05-2020-0064.
9. Werfhorst H. G., Kessenich E., Geven S. The digital divide in online education: Inequality in digital readiness of students and schools // Computers and Education Open. — 2022. — Vol. 3. — URL: https://doi.org/10.1016/j.caeo.2022.100100.
Рецензия
Для цитирования:
Пибаева Е.А. Цифровое неравенство и его преодоление как гарантия равного доступа к образованию в Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2024;19(10):32-44. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.167.10.032-044
For citation:
Pibaeva E.A. Digital Inequality and its Overcoming as a Guarantee of Equal Access to Education in the Russian Federation. Actual Problems of Russian Law. 2024;19(10):32-44. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.167.10.032-044