Российское юридическое образование: настоящее и будущее
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.159.2.054-062
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы современного российского юридического образования, которое развивалось под эгидой Болонской образовательной системы. С момента введения Болонских правил, которые российские новаторы интерпретировали исключительно в субъективном ключе, отечественное образование не стало лучше. Напротив, все те положительные характеристики, которыми обладало образование в российских пределах, стали постепенно исчезать, стремясь слепо копировать иностранные варианты. В образовании появилось много проблем, обусловленных главным образом отходом от российских культурных ценностей и попыткой замены их зарубежными стандартами. В итоге появились образовательные уровни, которые, по идее, требуют оригинального образовательного подхода. Но такой подход требует насыщенности программного материала одного уровня в ущерб другому, что вряд ли осуществимо, учитывая аналогичную тематику. Подчеркивается, что российские традиции в образовании, их реанимация, в том числе возврат к специалитету, способны вновь поднять образовательный уровень России на должную высоту. В статье кратко прокомментированы усилия российских ученых, главным образом преподавателей ВЮЗИ, на ниве повышения образовательного процесса. Поднимается проблема эффективности чтения лекций в условиях упрощенного получения информации. В качестве основного эскиза из этой области дана характеристика работы М. С. Шакарян, предлагавшей определенный алгоритм чтения установочных лекций.
Ключевые слова
Об авторе
М. Э. МирзоянРоссия
Мирзоян Мария Эдвардовна, доцент кафедры гражданского и административного судопроизводства
Садовая-Кудринская ул., д. 9, стр. 2, г. Москва, 125993
Список литературы
1. Винокуров Ю.Е. Модернизация юридического образования – насущная проблема современности//Проблемы модернизации юридического образования: Материалы «круглого стола» 15 февраля 2007 г. - М., 2007. - С.3-5.
2. Емельянов С.А. Русская идея и звуки вечности. Санкт-Петербург. АЛЕТЕЙЯ. 2016. - 112 с.
3. История России не ходит по кругу. - Российская газета: Статья. - 02.11.2017.
4. Малинецкий Г. Век инженеров// Знание-сила. 2018. № 12. С.20-23.
5. Мирзоян М.Э. Образование в условиях развития цифровых технологий: проблемы и перспективы// «Современное юридическое образование: традиции и инновации Университета имени О.Е. Кутафина: сборник статей. - Издательство Норма, ИНФРА-М.- М., 2022. - С. 190-197.
6. Монтень. Опыты. - М., Эксмо. 2015.- 214 с.
7. Сафуанов Р.М., Лехмус М.Ю., Колганов Е.А. Цифровизация системы образования//Вестник УГНТУ. Серия Экономика. 2019. № 2. С.110-115.
8. Шакарян М.С. О методике чтения установочных лекций для студентов-заочников// Проблемы методики преподавания в заочном юридическом ВУЗе: сборник статей – МГЮА. М., 2002. - С. 20-25.
Рецензия
Для цитирования:
Мирзоян М.Э. Российское юридическое образование: настоящее и будущее. Актуальные проблемы российского права. 2024;19(2):54-62. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.159.2.054-062
For citation:
Mirzoyan M.E. Russian Legal Education: The Present and the Future. Actual Problems of Russian Law. 2024;19(2):54-62. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.159.2.054-062