Сетевые образовательные программы: эволюция формирования регуляторного подхода и вопросы практической реализации сетевой формы сотрудничества
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.162.5.072-083
Аннотация
В статье проведен анализ развития регулирования реализации сетевых форм взаимодействия в системе высшего образования. Показаны основные изменения регуляторных требований — от диспозитивного регулирования к установлению приоритета императивных правил. Определено значение сетевизации как формы сотрудничества и восполнения дефицита ресурсов в системе высшего образования. Обоснована значимость диспозитивного подхода к регулированию сетевых образовательных программ. Предложено более широкое понимание сетевых форм взаимодействия, за рамками реализации образовательных программ, например в части создания сетевых научных лабораторий. В работе определены основные проблемы применения новых методических рекомендаций к построению финансовой модели сетевых образовательных программ. Обосновано, что закрепленные в обновленных методических рекомендациях и инструкциях финансовые механизмы взаиморасчетов между участниками реализации сетевого формата образовательного проекта приводят к большему единообразию в деятельности университетов, но снижают возможность использования инициативных способов построения финансовых расчетов между участниками сетевых проектов. Предусмотрена необходимость детализации положения инструктивных документов об «иных способах, предусмотренных законодательством». Представлено авторское видение применения правовой конструкции договора о совместной деятельности к отношениям по сетевому взаимодействию в сфере образования и науки. Статья основана на анализе результатов реализации Программы развития Псковского государственного университета и построении модели сетевого университета.
Ключевые слова
Об авторах
Н. А. ИльинаРоссия
Ильина Наталья Анатольевна - ректор ПсковГУ, доктор биологических наук, профессор.
Ленина пл., д. 2, Псков, 180000
О. А. Серова
Россия
Серова Ольга Александровна - первый проректор, профессор кафедры гражданского права и процесса ПсковГУ, доктор юридических наук, профессор.
Ленина пл., д. 2, Псков, 180000
Список литературы
1. Artyushina A. V. Setevye vzaimodeystviya v usloviyakh konkurentsii za resursy na primere molekulyarno-biologicheskikh laboratoriy v Rossii i SShA: dis. … kand. sotsiol. nauk. — M., 2014. — 227 s.
2. Vasileva M. V., Frolov V. V. Sovremennye tekhnologii modelirovaniya setevykh nauchnykh laboratoriy v rossiyskikh universitetakh i issledovatelskikh institutakh: analitiko-metodologicheskiy doklad. — Krasnoyarsk, 2022. — 84 s.
3. Dyuzhakova M. V., Rezanovich I. V. Sovmestnaya deyatelnost vuza i bazovoy organizatsii po proektirovaniyu individualnykh obrazovatelnykh marshrutov studentov // Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Problemy vysshego obrazovaniya». — 2023. — № 3. — S. 101–105.
4. Efimova E. M., Efimov D. O. Metodologicheskie osnovy proektirovaniya gibkikh obrazovatelnykh programm v setevom formate // Vestnik Maykopskogo gosudarstvennogo tekhnologicheskogo universiteta. — 2021. — T. 12. — № 3. — S. 87–96. — URL: https://doi.org/10.47370/2078-1024-2021-13-3-87-96.
5. Kononova E. N. Soglashenie (dogovor) o realizatsii setevykh obrazovatelnykh programm kak pravovaya forma zakrepleniya dogovorennostey uchastnikov protsessa podgotovki kadrov // Pravo i gosudarstvo: teoriya i praktika. — 2022. — № 5. — S. 33–36. — DOI: 10.47643/1815-1337_2022_5_33.
6. Krasnova G. A., Teslenko V. A. Analiz osnovnykh modeley setevogo vzaimodeystviya obrazovatelnykh organizatsiy // Universitetskoe upravlenie: praktika i analiz. — 2017. — T. 21. — № 4. — S. 30–40. — DOI: 10.15826/umpa.2017.04.047.
7. Krikunov K. N. Teoretiko-metodologicheskie predposylki proektirovaniya setevykh obrazovatelnykh programm // Vestnik YuUrGU. Seriya «Obrazovanie. Pedagogicheskie nauki». — 2013. — T. 5. — № 4. — S. 17–22.
8. Makarenko S. N. Setevaya forma realizatsii obrazovatelnykh programm // Tendentsii razvitiya nauki i obrazovaniya. — 2019. — № 2. — S. 8–11.
9. Mareev Yu. L. Neprostoe prostoe tovarishchestvo // Zakonnost i pravoporyadok. — 2022. — № 1. — S. 29–40.
10. Makhnovets S. N., Makhnovets L. A. Sovmestnaya deyatelnost kak sistemoobrazuyushchiy faktor inklyuzivnogo obrazovaniya // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Pedagogika i psikhologiya». — 2022. — № 1. — S. 166–172. — DOI: 10.26456/vtpsyped/2022.1.166.
11. Nikitin M. V., Filchakov Yu. A. Razrabotka setevoy obrazovatelnoy programmy SPO: modeli i mekhanizmy // Professionalnoe obrazovanie v Rossii i za rubezhom. — 2019. — № 3. — S. 26–32.
12. Teplyashina E. A., Petrova M. M., Salmina A. B., Razvina O. S. Opyt setevoy formy realizatsii obrazovatelnykh programm v aspiranture // Obrazovanie i nauka. — 2017. — T. 19. — № 4. — S. 118–129. — DOI: 10.17853/1994-5639-2017-4-118-129.
13. Chicherina N. V., Bugaenko O. D. Modeli osnovnykh obrazovatelnykh programm vysshego obrazovaniya, realizuemykh v setevoy forme // Vysshee obrazovanie v Rossii. — 2016. — № 10. — S. 24–36.
14. Sheveleva N. A., Vasilev I. A. Setevaya forma realizatsii universitetami obrazovatelnykh programm: poyavilas opredelennost? // Yuridicheskiy vestnik Samarskogo universiteta. — 2021. — T. 7. — № 4. — S. 124–135.
15. Yurev V. M., Naletova I. V. Setevoy universitet kak model sovremennykh vzaimodeystviy regionalnykh universitetov // Vestnik Tambovskogo gosudarstvennogo universiteta. — 2014. — Vyp. 3. — S. 7–15.
Рецензия
Для цитирования:
Ильина Н.А., Серова О.А. Сетевые образовательные программы: эволюция формирования регуляторного подхода и вопросы практической реализации сетевой формы сотрудничества. Актуальные проблемы российского права. 2024;19(5):72-83. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.162.5.072-083
For citation:
Ilyina N.A., Serova O.A. Network Educational Programs: The Evolution of the Regulatory Approach and Issues of Practical Implementation of the Network Cooperation. Actual Problems of Russian Law. 2024;19(5):72-83. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.162.5.072-083