Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.172-188
Аннотация
Статья посвящена анализу судебной реформы 2020 г., связанной с конституционной (уставной) юстицией в субъектах РФ. Данная реформа преследовала единственную цель — замену конституционных (уставных) судов на конституционные (уставные) советы, действующие при законодательных органах субъектов РФ. К рассмотрению судебной реформы 2020 г. авторы подошли с критической позиции. В работе дается общий анализ правового статуса конституционных (уставных) советов субъектов РФ и выявляются пробелы в федеральном законодательстве. Одним из главных недостатков Федерального конституционного закона от 08.12.2020 № 7-ФКЗ «О внесении изменений в отдельные федеральные конституционные законы» является то, что федеральный законодатель ввел диспозитивную норму об учреждении новых органов конституционного контроля, усугубив ее неясным правовым статусом, тем самым не заинтересовав субъекты РФ в их учреждении. Основное внимание авторы сосредоточили на развитии конституционной юстиции в Республике Татарстан, проследив путь ее становления от Комитета конституционного надзора Республики Татарстан, учрежденного в 1990 г., до Конституционного совета Татарстана, созданного в 2023 г. Несмотря на то что федеральный законодатель привязал конституционные (уставные) советы к законодательным (представительным) органам власти субъектов РФ, Конституционный совет Республики Татарстан предстает как обособленный государственный орган. На основании исследования выявлены проблемы правового статуса конституционных (уставных) советов субъектов РФ: в первую очередь их положение в системе органов государственной власти и юридическая сила решений. Совокупность проблем существенно снижает эффективность деятельности новых органов конституционной (уставной) юстиции субъектов РФ по охране конституционной законности.
Ключевые слова
Об авторах
А. Г. ГатауллинРоссия
Гатауллин Анас Газизович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конституционного и административного права
Дубравная ул., д. 61, кв. 40, г. Казань, 420138
Д. Р. Зайнутдинов
Россия
Зайнутдинов Динар Рафаилович, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры теории государства и права и публично-правовых дисциплин; руководитель юридического отдела
Список литературы
1. Беньяминова С. А., Баляткеев А. А., Кабанов В. А. Конституционные (уставные) советы субъектов Российской Федерации: в поисках статуса // Сравнительное конституционное обозрение. — 2023. — № 3. — С. 72–89.
2. Брежнев О. В. Проблемы организации и компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации (на примере Республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан) // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — № 4. — С. 21–30.
3. Галяева И. С. Предварительный конституционный надзор за региональным законодательством как полномочие конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации: причины появления и проблемы регулирования // Конституционное и муниципальное право. — 2023. — № 8. — С. 40–48.
4. Гатауллин А. Г. Конституционное правосудие в Республике Татарстан (очерки теории и практики). — Казань : Астория, 2008. — 199 с.
5. Конституционный суд Республики Татарстан: 20 лет на страже Конституции / предс. ред. кол. Ф. Г. Хуснутдинов. — Казань : Информационно-издательский центр, 2020. — 107 с.
6. Курилюк Ю. Е., Гаранин Д. А. Конституционные и уставные суды субъектов России в национальной судебной системе: прошлое, настоящее и будущее // Гуманитарные науки. Вестник Финансового университета. — 2021. — № 4. — С. 66–72.
7. Курятников В. В. Конституционный совет Республики Татарстан: первый взгляд // Право и государство: теория и практика. — 2023. — № 7 (223). — С. 186–188.
8. Ленин В. И. Шаг вперед, два шага назад (Кризис в нашей партии) // Полное собрание сочинений : в 55 т. Т. 8. — 5-е изд. — М. : Изд-во политической литературы, 1967. — С. 185–414.
9. Марокко Н. А. Создание конституционного совета при органе законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации: первая практика реализации // Конституционное и муниципальное право. — 2023. — № 4. — С. 37–41.
10. Муратшин Ф. Р. Конституционные (уставные) советы при парламентах субъектов Российской Федерации: быть или не быть? // Правовое государство: теория и практика. — 2021. — № 3 (65). — С. 93–107.
11. Сафина С. Б. Конституционные (уставные) советы в субъектах Российской Федерации: подходы к определению // Конституционное и муниципальное право. — 2023. — № 5. — С. 41–45.
12. Филиппова Н. А. Парламенты постсоветских государств: факторы доминирования и маргинализации // Политэкс. — 2006. — № 1. — С. 140–158.
13. Хабибуллина Г. Р. К вопросу о принципах деятельности и природе Конституционного совета субъекта Российской Федерации (на примере Республики Адыгея) // Образование и право. — 2023. — № 7. — С. 143–146.
14. Хабибуллина Г. Р. Общеправовые и межотраслевые конституционные принципы в региональном конституционном (уставном) правосудии: теория, методология и практика : дис. … д-ра юрид. наук. — Казань, 2021. — 490 с.
Рецензия
Для цитирования:
Гатауллин А.Г., Зайнутдинов Д.Р. Конституционная юстиция субъектов Российской Федерации: шаг вперед, два шага назад. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(3):172-188. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.172-188
For citation:
Gataullin A.G., Zainutdinov D.R. Constitutional Justice in the Constituent Entities of the Russian Federation: One Step Forward, Two Steps Back. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(3):172-188. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.172-188