Академическая свобода как инструмент демократии
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.199-208
Аннотация
Целью статьи является исследование функций академической свободы в качестве инструмента демократии. Автором проанализированы особенности советской и российской правовой системы в части обеспечения академической свободы, определен потенциал академической свободы в политико-правовой сфере, показана роль академической свободы в научно-образовательной и исследовательской деятельности в сфере права. В ходе исследования были использованы методы: системно-структурный, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, изучены работы А. Я. Вышинского, В. И. Ленина, С. Б. Полякова и иных авторов. В статье показано влияние академической свободы на формирование профессионального мировоззрения акторов, создающих политическое и правовое пространство государства; определена особая функция правоведов в качестве «квалифицированного защитника справедливости и конституционных ценностей». В заключение приводится перечень мер, которые, по мнению автора, способны повлиять на обеспечение прогресса научно-образовательной и исследовательской деятельности в России.
Об авторе
А. В. КротовРоссия
Кротов Андрей Владиславович, доктор юридических наук, профессор кафедры юриспруденции Нижегородского института (филиала)
Сормовское ш., д. 20, г. Нижний Новгород, 603074
Список литературы
1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М. : АН СССР, Науч. совет по пробл. культуры ; Наука, 1990. — 220 с.
2. Бодрова Е. В., Калинов В. В. Факторы, определившие технологическое отставание СССР накануне перестройки // Вестник Томского государственного университета. История. — 2018. — № 52. — С. 63–70.
3. Вышинский А. Я. Вопросы теории государства и права. — М. : Всесоюз. ин-т юрид. наук М-ва юстиции СССР ; Гос. изд-во юрид. лит., 1949. — 420 с.
4. Вышинский А. Я. Вопросы права и государства у К. Маркса // Вестник Академии наук СССР. — 1938. — № 5. — С. 24–26.
5. Крыленко Н. В. Ленин и Сталин о революционной законности. — М. : Советское законодательство, 1934. — 54 с.
6. Поляков С. Б. Академические свободы: формирование образовательных программ // Российский судья. — 2021. — № 10. — С. 54–59.
7. Понимание академической свободы в российском контексте. Доклад по результатам социологического исследования 2020 г. // URL: https://cisrus.org/wp-content/uploads/2020/11/academic-freedom.pdf (дата обращения: 04.08.2024).
8. Сафин И. М. Международная трактовка термина «академическая свобода» // Совет ректоров. — 2008. — № 9. — С. 27–31.
9. Томилин К. А. Репрессии членов академии наук и солнечная активность // URL: https://ihst.ru/projects/sohist/papers/tom02i.htm (дата обращения: 04.08.2024).
10. Эрлих О. Основоположение социологии права / пер. с нем. М. В. Антонова. — СПб. : Изд. дом СанктПетербургского гос. ун-та, 2011. — 703 с.
11. Davis J., Frank G. Academic freedom and the law // The Yale Law Journal. — 1937. — Vol. 46. — Pp. 670–686.
12. How academic freedom is monitored — Overview of methods and procedures // URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/EPRS_STU(2023)740228 (дата обращения: 04.08.2024).
13. Recommendation concerning the Status of Higher-Education Teaching Personnel // URL: https://www.unesco.org/en/legal-affairs/recommendation-concerning-status-higher-education-teaching-personnel (дата обращения: 04.08.2024).
Рецензия
Для цитирования:
Кротов А.В. Академическая свобода как инструмент демократии. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(3):199-208. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.199-208
For citation:
Krotov A.V. Academic Freedom as an Instrument of Democracy. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(3):199-208. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.199-208