Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Академическая свобода как инструмент демократии

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.199-208

Аннотация

Целью статьи является исследование функций академической свободы в качестве инструмента демократии. Автором проанализированы особенности советской и российской правовой системы в части обеспечения академической свободы, определен потенциал академической свободы в политико-правовой сфере, показана роль академической свободы в научно-образовательной и исследовательской деятельности в сфере права. В ходе исследования были использованы методы: системно-структурный, исторический, сравнительно-правовой, формально-юридический, изучены работы А. Я. Вышинского, В. И. Ленина, С. Б. Полякова и иных авторов. В статье показано влияние академической свободы на формирование профессионального мировоззрения акторов, создающих политическое и правовое пространство государства; определена особая функция правоведов в качестве «квалифицированного защитника справедливости и конституционных ценностей». В заключение приводится перечень мер, которые, по мнению автора, способны повлиять на обеспечение прогресса научно-образовательной и исследовательской деятельности в России.

Об авторе

А. В. Кротов
Московский гуманитарно-экономический университет
Россия

Кротов Андрей Владиславович, доктор юридических наук, профессор кафедры юриспруденции Нижегородского института (филиала) 

Сормовское ш., д. 20, г. Нижний Новгород, 603074  



Список литературы

1. Бердяев Н. А. Истоки и смысл русского коммунизма. — М. : АН СССР, Науч. совет по пробл. культуры ; Наука, 1990. — 220 с.

2. Бодрова Е. В., Калинов В. В. Факторы, определившие технологическое отставание СССР накануне перестройки // Вестник Томского государственного университета. История. — 2018. — № 52. — С. 63–70.

3. Вышинский А. Я. Вопросы теории государства и права. — М. : Всесоюз. ин-т юрид. наук М-ва юстиции СССР ; Гос. изд-во юрид. лит., 1949. — 420 с.

4. Вышинский А. Я. Вопросы права и государства у К. Маркса // Вестник Академии наук СССР. — 1938. — № 5. — С. 24–26.

5. Крыленко Н. В. Ленин и Сталин о революционной законности. — М. : Советское законодательство, 1934. — 54 с.

6. Поляков С. Б. Академические свободы: формирование образовательных программ // Российский судья. — 2021. — № 10. — С. 54–59.

7. Понимание академической свободы в российском контексте. Доклад по результатам социологического исследования 2020 г. // URL: https://cisrus.org/wp-content/uploads/2020/11/academic-freedom.pdf (дата обращения: 04.08.2024).

8. Сафин И. М. Международная трактовка термина «академическая свобода» // Совет ректоров. — 2008. — № 9. — С. 27–31.

9. Томилин К. А. Репрессии членов академии наук и солнечная активность // URL: https://ihst.ru/projects/sohist/papers/tom02i.htm (дата обращения: 04.08.2024).

10. Эрлих О. Основоположение социологии права / пер. с нем. М. В. Антонова. — СПб. : Изд. дом СанктПетербургского гос. ун-та, 2011. — 703 с.

11. Davis J., Frank G. Academic freedom and the law // The Yale Law Journal. — 1937. — Vol. 46. — Pp. 670–686.

12. How academic freedom is monitored — Overview of methods and procedures // URL: https://www.europarl.europa.eu/thinktank/en/document/EPRS_STU(2023)740228 (дата обращения: 04.08.2024).

13. Recommendation concerning the Status of Higher-Education Teaching Personnel // URL: https://www.unesco.org/en/legal-affairs/recommendation-concerning-status-higher-education-teaching-personnel (дата обращения: 04.08.2024).


Рецензия

Для цитирования:


Кротов А.В. Академическая свобода как инструмент демократии. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(3):199-208. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.199-208

For citation:


Krotov A.V. Academic Freedom as an Instrument of Democracy. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(3):199-208. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.172.3.199-208

Просмотров: 64


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)