Особенности финансовой компетенции сложносоставных субъектов Российской Федерации
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.034-041
Аннотация
В статье анализируются отличительные черты компетенции субъектов Российской Федерации, имеющих сложный состав, в финансовой сфере, прежде всего в области бюджета и налогов. Практика существования сложносоставных субъектов свойственна только Российской Федерации и иногда подвергается критике, поскольку требует решения сложной задачи — разграничения компетенции в сфере публичных финансов между равными субъектами при условии вхождения одного публично-правового образования в состав другого. На основе изучения нормативных правовых актов федерального уровня, а также уставов и договоров интегрированных субъектов Российской Федерации делается вывод, что на особенности компетенции данных субъектов влияет как собственно конструкция этих интегрированных субъектов, так и распределение полномочий между ними. Конструкция сложносоставных субъектов воздействует на правовое регулирование доходов и расходов их бюджетов и на объем их полномочий в бюджетной и налоговой сферах. Основным инструментом распределения полномочий внутри сложносоставного субъекта является договор, влекущий возникновение расходных обязательств соответствующих бюджетов, но при этом на практике позволяющий расширять права автономных округов, входящих в состав сложносоставных субъектов, делать их компетенцию более гибкой и соответствующей потребностям субъекта.
Об авторе
С. М. ШтернРоссия
Штерн Семен Михайлович, аспирант кафедры финансового права
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, 125993
Список литературы
1. Виноградов Т. П. Некоторые проблемы российского федерализма и возможные способы их решения // Конституционное и муниципальное право. — 2014. — № 10. — С. 69–72.
2. Княгинин К. Н. Развитие конституционного статуса автономных (национальных) округов в составе края или области: цепь решений «как лучше» // Конституционное и муниципальное право. — 2009. — № 21. — С. 15–22.
3. Кожевникова М. Л. Особенности конституционного статуса автономных округов, входящих в состав края, области (на примере рассмотрения правового статуса Тюменской области) // Военно-юридический журнал. — 2007. — № 5. — С. 20–32.
4. Кравцова Е. А. Правовое положение сложносоставных субъектов Российской Федерации с точки зрения конституционного принципа равноправия // Конституционное и муниципальное право. — 2023. — № 9. — С. 35–38.
5. Кулешов Е. Особенности разграничения предметов ве́дения и полномочий в сложносоставных субъектах Федерации // Законодательство и экономика. — 2005. — № 10.
6. Малый А. Ф. О равноправии субъектов Российской Федерации и критериях его проявления // Конституционное и муниципальное право. — 2019. — № 7. — С. 51–54.
7. Нарутто С. В. Единство и многообразие российского федерализма // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 9. — С. 56–67.
8. Саликов М. С. Многообразие и равноправие субъектов Российской Федерации: статика и динамика // Российский юридический журнал. — 2024. — № 2. — С. 61–71.
9. Степаненко Ю. В., Поташкова Н. И. К вопросу о конституционно-правовом статусе сложноустроенных субъектов Российской Федерации // Современный юрист. — 2016. — № 4. — С. 20–31.
10. Филиппова Н. А. Автономный округ в составе области: договорный процесс в контексте российской конституционной реформы 2020 г. // Конституционное и муниципальное право. — 2023. — № 11. — С. 46–51.
11. Хаитов Г. А. Договоры и соглашения как основания возникновения расходных обязательств: правовой аспект // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — № 8. — С. 45–52.
12. Черепанов В. А. Теория российского федерализма. — М. : МЗ-Пресс, 2005. — 319 с.
Рецензия
Для цитирования:
Штерн С.М. Особенности финансовой компетенции сложносоставных субъектов Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(4):34-41. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.034-041
For citation:
Shtern S.M. Peculiarities of Financial Competence of Complex Constituent Entities of the Russian Federation. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(4):34-41. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.034-041