Реализация конституционного права граждан на обращение: теоретические и правовые проблемы
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.179.10.028-038
Аннотация
В статье раскрыты некоторые теоретические и правовые проблемы, существующие при реализации конституционного права граждан на обращение. В ходе исследования автором предлагаются дефиниции следующих понятий: «право на обращение», «обращение», «конституционное право на личное обращение», «конституционное право на индивидуальное обращение», «конституционное право на коллективное обращение». Определены их отличительные признаки. Исследованы особенности закрепленных в специализированном Законе терминов «организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций» и «граждане, которые пользуются правом на личный прием в первоочередном порядке». Дана их авторская интерпретация. На основе анализа эмпирического материала, содержащего примеры проведения личного приема в органах публичной власти, предложена классификация видов личного приема. По результатам исследования выявлена необходимость внесения изменений в Федеральный закон от 02.05.2006 № 59‑ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации». Намечены пути совершенствования специализированного Закона, регулирующего порядок рассмотрения обращений.
Ключевые слова
Об авторе
Д. А. ШеставинРоссия
Шеставин Денис Андреевич, аспирант
Литейный просп., д. 44, г. Санкт-Петербург, 191014
Список литературы
1. Авакьян С. А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики : монография. — М. : Юстицинформ, 2022. — 484 с.
2. Винокуров В. А. Отдельные проблемы реализации права граждан Российской Федерации на обращение в организации, осуществляющие публично значимые функции // Вестник ВГУ. Серия «Право». — 2024. — № 1 (56). — С. 6–11.
3. Занин Т. В. Проблемы соотношения положений ст. 5.59 КоАП РФ и понятия «публично значимые функции» // Криминалистъ. — 2017. — № 2. — С. 77–79.
4. Мокшина М. А. О некоторых вопросах правового регулирования права граждан Российской Федерации на обращения в органы прокуратуры // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». — 2022. — Т. 3. — Вып. 3. — С. 527–533.
5. Организация, наделенная публичными полномочиями (функциями) : научно-практический комментарий к Федеральному закону от 18.03.2020 № 48‑ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации» / И. Г. Дудко, С. Ю. Колмаков. — М. : Издательский центр Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА), 2022. — 171 с.
6. Остапович И. Ю., Савоськин А. В. О понятии конституционно-правовой категории «обращение гражданина» // Вестник Томского государственного университета. — 2021. — № 462. — С. 248–255.
7. Савоськин А. В., Мещерягина В. А. Видеозапись личного приема: можно ли запретить? // Конституционное и муниципальное право. — 2024. — № 8. — С. 18–21.
8. Степкин С. П. Пределы применения Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // Российский юридический журнал. — 2022. — № 1.
9. Степкин С. П. Пробелы правовой регламентации личного приема граждан // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. — 2022. — № 3. — С. 151–159.
10. Степкин С. П. Проблемы правовой регламентации массовых, веерных и коллективных обращений граждан // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — № 17 (11). — С. 23–30.
11. Тимошенко И. В. Органы и должностные лица прокуратуры как субъекты защиты и субъекты нарушения конституционного права граждан на обращение // Lex russica. — 2021. — Т. 74. — № 4. — С. 33–43.
12. Харинов И. Н. Государственный контроль за поставщиками публичных услуг в экономической сфере // Актуальные проблемы российского права. — 2017. — № 3. — С. 71–78.
Рецензия
Для цитирования:
Шеставин Д.А. Реализация конституционного права граждан на обращение: теоретические и правовые проблемы. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(10):28-39. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.179.10.028-038
For citation:
Shestavin D.A. Implementation of Citizens’ Constitutional Right to Petition: Theoretical and Legal Issues. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(10):28-39. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.179.10.028-038




















