Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Правовое положение потребителей в условиях дифференциации правового регулирования общественных отношений

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.070-083

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время правовое регулирование общественных отношений существенно различается в зависимости от субъектного состава. В частности, на правовое регулирование влияет фигура потребителя. Вместе с тем в правовых актах нет однозначного определения понятия «потребитель», что порождает теоретические дискуссии и проблемы в правоприменении.

Цель статьи заключается в формировании теоретических выводов о влиянии дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений на содержание правового положения потребителей. Задачи исследования: определение обоснованности дифференциации правового регулирования общественных, в т.ч. обязательственных отношений; выработка подхода к выявлению общеправового понятия потребителя; формирование единой модели правового положения потребителя.

При написании данной статьи были применены общенаучные методы (системный, функциональный, группа логических методов таких как, дедукция, индукция, анализ, синтез) и специальные юридические методы (формально-юридический, метод правового моделирования).

В результате проведенного исследования сделан вывод, что правовое положение лиц может различаться по таким критериям, как профессионализм, связь с предпринимательской деятельностью, связь с потреблением. Данные критерии образуют трехмерную систему координат, в рамках которой определяется правовое положение конкретного лица. В этом смысле квалификация лица в качестве потребителя возможна благодаря дифференциации правового регулирования отношений по одному из критериев (связь с потреблением). Обосновано, что потребителями являются не только физические лица, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, но и индивидуальные предприниматели, юридические лица, публично-правовые образования, независимо от их профессионализма и связи с предпринимательской деятельностью. В статье предложен подход, согласно которому процесс потребления должен одинаково влиять на правовое положение потребляющих лиц в силу единого критерия дифференциации с сохранением возможности дальнейшей дифференциации по другим критериям, имеющим правовое значение. На основе выделения критерия потребления в статье предложена единая модель правового положения потребителя.

Об авторе

А. В. Ефимов
Российский государственный университет правосудия
Россия

Анатолий Викторович Ефимов, кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры гражданского права, заместитель декана очного юридического факультета по организации НИРС

Новочеремушкинская ул., д. 69, г. Москва,  117418



Список литературы

1. Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 10 т. Т. 8. М.: Статут, 2010. 480 с.

2. Арабей Е.А. Правовые аспекты деятельности Европейского Союза в области защиты прав потребителей: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. 256 с.

3. Белов В.А. Правовая сущность понятий «потребитель» и «слабая сторона» в гражданских правоотношениях // Lex russica. 2018. № 6. С. 26 - 44.

4. Богдан В.В. Эволюция понятия «потребитель»: анализ новых подходов // Известия Юго-Западного государственного университета. 2012. № 4. Ч.1. С. 19-24.

5. Волос А.А. К вопросу о признании субъекта предпринимательской деятельности слабой стороной в договоре // Юрист. 2014. № 13. С. 26 - 29.

6. Гражданское право: учебник: в 4 т. Т. 1. / отв. ред. Е. А. Суханов. 2-е изд. перераб. и доп. М.: Статут, 2019. 576 с.

7. Зардов Р.С. Об оправданности распространения статуса потребителя на предпринимателей // Право и экономика. 2020. № 1. С. 10 - 16.

8. Защита прав потребителей финансовых услуг / Отв. ред. Ю.Б. Фогельсон. М.: Норма: ИНФРА-М, 2010. 368 с.

9. Звездина Т.М. Отдельные экономико-правовые аспекты реализации обязанности по утилизации отходов от использования товаров // Бизнес, Менеджмент и Право. 2018. № 1. С. 69-72.

10. История и философия науки: Учебное пособие для аспирантов юридических специальностей / Под ред. С.С. Антюшина. М.: РАП, 2013. 391 с.

11. Кирилловых А.А. Понятие потребителя в сфере гражданского оборота // Право и экономика. 2019. № 2. С. 20 – 27.

12. Кирпичев А.Е. Соотношение понятий «потребительский договор» и «обязательство, связанное с осуществлением предпринимательской деятельности»: проблемы теории и правоприменения // Мировой судья. 2014. № 1. С. 20-24.

13. Кодификация российского частного права 2019 / В.В. Витрянский, С.Ю. Головина, Б.М. Гонгало и др.; под ред. Д.А. Медведева. М.: Статут, 2019. 492 с.

14. Кондратьев В.А. К вопросу об определении цены договора подряда на выполнение кадастровых работ // Имущественные отношения в Российской Федерации. 2018. № 2. С. 76 - 81.

15. Кулаков В.В. Обязательственное право: проблемы совершенствования и правоприменения // Шестой Пермский конгресс ученых-юристов (г. Пермь, 16 - 17 октября 2015 г.): избранные материалы / отв. ред. В.Г. Голубцов, О.А. Кузнецова. М.: Статут, 2016. 448 с.

16. Модельные правила европейского частного права / Пер. с англ.; Науч. ред. Н.Ю. Рассказова. М.: Статут, 2013. 989 с.

17. Романец Ю.В. Принцип справедливого равенства субъектов правоотношения между собой // Журнал российского права. 2010. № 7. С. 46-54.

18. Степин B.C. История и философия науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. М.: Академический Проект; Трикста, 2011. 423 с.

19. Тихоновецкий Д.С. Правовое регулирование договоров с потребителями в европейском праве // Закон. 2003. № 10. С. 96-100.

20. Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовые вопросы охраны прав потребителей: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1992. 330 c.

21. Chen-Wishart M. Contract Law. Fourth edition. Oxford University Press, 2012. 586 p.

22. Jurčová M., Novotná M. European Contract Law. Trnavská univerzita v Trnave, Právnická fakulta, 2013. 100 p.


Для цитирования:


Ефимов А.В. Правовое положение потребителей в условиях дифференциации правового регулирования общественных отношений. Актуальные проблемы российского права. 2021;16(5):70-83. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.070-083

For citation:


Yefimov A.V. The Legal Status of Consumers in Conditions of Differentiation of Legal Regulation of Public Relations. Actual Problems of Russian Law. 2021;16(5):70-83. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.070-083

Просмотров: 138


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)