Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Правовое положение потребителей в условиях дифференциации правового регулирования общественных отношений

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.070-083

Полный текст:

Аннотация

В настоящее время правовое регулирование общественных отношений существенно различается в зависимости от субъектного состава. В частности, на правовое регулирование влияет фигура потребителя. Вместе с тем в правовых актах нет однозначного определения понятия «потребитель», что порождает теоретические дискуссии и проблемы в правоприменении.

Цель статьи заключается в формировании теоретических выводов о влиянии дифференцированного подхода к правовому регулированию общественных отношений на содержание правового положения потребителей. Задачи исследования: определение обоснованности дифференциации правового регулирования общественных, в т.ч. обязательственных отношений; выработка подхода к выявлению общеправового понятия потребителя; формирование единой модели правового положения потребителя.

При написании данной статьи были применены общенаучные методы (системный, функциональный, группа логических методов таких как, дедукция, индукция, анализ, синтез) и специальные юридические методы (формально-юридический, метод правового моделирования).

В результате проведенного исследования сделан вывод, что правовое положение лиц может различаться по таким критериям, как профессионализм, связь с предпринимательской деятельностью, связь с потреблением. Данные критерии образуют трехмерную систему координат, в рамках которой определяется правовое положение конкретного лица. В этом смысле квалификация лица в качестве потребителя возможна благодаря дифференциации правового регулирования отношений по одному из критериев (связь с потреблением). Обосновано, что потребителями являются не только физические лица, которые не осуществляют предпринимательскую деятельность, но и индивидуальные предприниматели, юридические лица, публично-правовые образования, независимо от их профессионализма и связи с предпринимательской деятельностью. В статье предложен подход, согласно которому процесс потребления должен одинаково влиять на правовое положение потребляющих лиц в силу единого критерия дифференциации с сохранением возможности дальнейшей дифференциации по другим критериям, имеющим правовое значение. На основе выделения критерия потребления в статье предложена единая модель правового положения потребителя.

Для цитирования:


Ефимов А.В. Правовое положение потребителей в условиях дифференциации правового регулирования общественных отношений. Актуальные проблемы российского права. 2021;16(5):70-83. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.070-083

For citation:


Yefimov A.V. The Legal Status of Consumers in Conditions of Differentiation of Legal Regulation of Public Relations. Actual Problems of Russian Law. 2021;16(5):70-83. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.070-083

Просмотров: 639


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)