Местное самоуправление в контексте конституционной реформы 2020 года
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.035-041
Аннотация
Местное самоуправление в современной России возродилось в начале 90-х годов XX века. Действовавшее тогда законодательство было направлено на выделение местного самоуправления из системы органов государственной власти, обеспечение его автономности. Самостоятельность местного самоуправления закрепила и Конституция России 1993 года. В развитие положений Конституции был принят Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Он положил начало реформе местного самоуправления, направленной на повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления, как самостоятельного уровня публичной власти, максимально приближенного к населению. Однако в настоящее время муниципальная власть кардинально отличается от той, которая создавалась в те годы. В первую очередь это вызвано отсутствием необходимого количества собственных доходов, позволяющих ей самостоятельно осуществлять выполнение своих полномочий. Большинство муниципальных образований нуждаются в помощи государства и межбюджетных трансфертах. Необходимость осуществления контроля за расходованием средств государственного бюджета привела к тому, что основной тенденцией развития местного самоуправления в России стало его встраивание в вертикаль публичной власти. Юридическое оформление этого процесса осуществлялось путем внесения изменений в действующее законодательство и, прежде всего, Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Конституционная реформа 2020 года легитимизировала эти изменения.
Об авторе
М. М. СтепановРоссия
Михаил Михайлович Степанов, кафедра государствоведения, общеправовых и социально-гуманитарных дисциплин, доцент, 2134-8209
Большая Черемушкинская ул., д. 34, г. Москва, 117218
Список литературы
1. Васильев В. И. Местное самоуправление на пути централизации и сокращения выборности // Журнал российского права. - 2015. - № 9. - С. 149-161.
2. Васильев В. И. К вопросу о территориальных уровнях местного самоуправления // Журнал российского права. - 2017. - № 1. - С. 80-91.
3. Доклад директора Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации Т. Я. Хабриевой на открытии XV Международной школы-практикума молодых ученых-юристов «Конституция и модернизация законодательства» (Москва, ИЗиСП, 27 мая 2020 г.) на тему «Модернизация законодательства в контексте конституционных преобразований» // URL: https://izak.ru/img_content/privetstvennoe-slovo-talii-yarullovny-habrievoj-2.pdf (дата обращения 13.07.2020 г.).
4. Черногор Н. Н. Проблемы ответственности в теории муниципального права и практике местного самоуправления: автореф… дис. д-ра юрид. наук. - М., 2007. – 50 с.
5. Чиркин В. Е. Публичное управление «на местах»: некоторые вопросы российского и зарубежного опыта // Журнал российского права. 2014. № 10. С. 39-48.
Рецензия
Для цитирования:
Степанов М.М. Местное самоуправление в контексте конституционной реформы 2020 года. Актуальные проблемы российского права. 2021;16(5):35-41. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.035-041
For citation:
Stepanov M.M. Local Self-Government in the Context of the 2020 Constitutional Reform. Actual Problems of Russian Law. 2021;16(5):35-41. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.126.5.035-041