Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Заведующий кафедрой как триада ипостасей: менеджер, преподаватель, научный работник

Полный текст:

Аннотация

В статье предпринята попытка осмысления правового положения заведующего кафедрой с выявлением наиболее значимых направлений его деятельности. Показаны основы трудоправового статуса заведующего кафедрой российского вуза, с применением компаративистского подхода изучено их соотношение с правовыми нормами Франции и Германии. Осуществлен обзор стратегических подходов к замещению должности заведующего кафедрой. Проанализированы модели организационного поведения заведующего кафедрой, его стили руководства, методы управления кафедрой. Выстроена модель качеств заведующего кафедрой вуза, обращено внимание на профессиональную компетентность, а также систему составляющих ее компетенций. Дана характеристика педагогической функции заведующего кафедрой, высказано аргументированное мнение о возрастании ее роли в условиях цифровизации образования. Научная составляющая функционала заведующего рассмотрена через призму критериев ученой степени, ученого звания, членства в диссертационных советах, научного руководства аспирантами, магистрантами и др. Показана роль заведующего кафедрой как лидера научной школы. Высказано мнение о необходимости повышения значимости кафедр в российских вузах, уменьшения педагогической нагрузки заведующих кафедрами, легитимации должности их заместителей и др. Сделан вывод о том, что заведующий кафедрой — «универсальный солдат», выполняющий практически все функции в образовательной организации, он призван стать эффективным менеджером, при этом оставаясь успешным педагогом и известным ученым.

Об авторе

И. В. Ершова
Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Ершова Инна Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права; заслуженный юрист РФ

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993



Список литературы

1. Алавердов А. Р., Алавердова Т. П. Заведующий кафедрой современного вуза: ученый, педагог, администратор? // Высшее образование в России. — 2013. — № 5. — С. 51—57.

2. Грахов В. П., Мохначев С. А., Кислякова Ю. Г., Анисимова Н. В. О новой роли заведующего кафедрой в реализации программы стратегического развития вуза // Современные проблемы науки и образования. — 2014. — № 5. — URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=15199.

3. Ершова И. В. Научные публикации: императив творчества // Методологические проблемы цивилистических исследований. — 2019. — Т. 1. — № 1. — С. 45—63.

4. Ершова И. В. Научные школы: закон, доктрина, практика // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). — 2016. — № 11. — С. 6—19.

5. Загидулин Р. А. Правовой статус заведующего кафедрой // Регион и мир. — 2019. — № 7. — С. 51—57.

6. Зайцева Л. В. Правовой статус научных работников в Федеративной Республике Германия // Юридическое образование и наука. — 2019. — № 6. — С. 8—12.

7. Захарова М. В., Воронин М. В. Юридическая наука в вызовах внешней среды: от национального прошлого к столкновению с парадигмами глобализации // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2019. — Вып. 43. — С. 19—45.

8. Захарова М. В. Представительство интересов научно-педагогических работников во Франции: позитивный опыт для России // Юридическое образование и наука. — 2015. — № 4. — С. 19—22.

9. Звонарев Д. Г. Компетентность заведующего кафедрой вуза как менеджера на современном этапе модернизации системы высшего образования // Известия Тульского государственного университета. Педагогика. — 2015. — № 2. — С. 89—101.

10. Зиновьев Ф. В., Дудко В. А. Заведующий кафедрой: тактик или стратег // Исследование, систематизация, кооперация, развитие, анализ социально-экономических систем в области экономики и управ- ления (Искра — 2019) : сб. трудов II Всероссийской школы-симпозиума молодых ученых / науч. ред. В. М. Ячменева. — Симферополь, 2019. — С. 246—250.

11. Кармаева Н. Н., Родина Н. В. Заведующие кафедрами в условиях меняющихся механизмов управления в высших учебных заведениях России // Социологические исследования. — 2016. — № 8. — С. 137—145.

12. Передерий В. А. Новые подходы к оценке качеств и компетенций заведующего кафедрой современного вуза (результаты эмпирического исследования) // Теория и практика общественного развития. — 2018. — № 3. — С. 15—18.

13. Предпринимательское право: современный взгляд : монография / отв. ред. С. А. Карелина, П. Г. Лахно, И. С. Шиткина — М. : Юстицинформ, 2019. — 600 с.

14. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Заведующие кафедрами университетов России: ступени роста. — М. : Инфра-М, 2020. — 193 с.

15. Резник С. Д., Сазыкина О. А. Моделирование компетенций заведующих кафедрами российских вузов // Russian Journal of Management. — 2015. — Т. 3. — № 2. — С. 140—149.

16. Резник С. Д., Сазыкина О. А. О стиле руководства и работе с персоналом заведующего университетской кафедрой // Управленец. — 2017. — № 1. — С. 20—28.

17. Степаненко Ю. В. Правовой статус научного работника: ключевые понятия // Актуальные проблемы административного права и процесса. — 2019. — № 5. — С. 26—32.

18. Deem R., Hillyard S. & Reed M. Knowledge, Higher Education, and the New Managerialism. — Oxford Academ., 2008. — 256 p.

19. Henkel M. Shifting boundaries and the academic profession // Key challenges to the academic profession / M. Kogan & U. Teichler (Eds.). Werkstattberichte. — 2007. — Vol. 65. — Pp. 191—204.

20. Jackson T. A., Meyer J. P., Xiao-Hua (Frank) Wang. Leadership, Commitment, and Culture: a Meta-Analysis // Journal of Leadership & Organizational Studies. — 2013. — Vol. 20. — №. 1. — Pp. 84—106.

21. Lundell D. & Collins T. G. Towards a Theory Developmental Education: the Centrality of Discourse // Theoretical Perspectives in Developmental Education / D. Lundell & J. L. Higbee (Eds.). — 2001. — Pp. 3—20.

22. Rodionov A. V. The Management Development Methodology for Quality of Higher Education // European Researcher. — 2012. — Vol. 36. — № 12—1. — Pp. 2150—2153.


Для цитирования:


Ершова И.В. Заведующий кафедрой как триада ипостасей: менеджер, преподаватель, научный работник. Актуальные проблемы российского права. 2020;15(9):174-187.

For citation:


Ershova I.V. Head of Department as a Capacity Triad: Manager, Teacher, Researcher. Actual Problems of Russian Law. 2020;15(9):174-187. (In Russ.)

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)