ФИЛОСОФИЯ И ЭТИКА ПРАВА
Статья посвящена воздействию на современные институты государства и права двух направлений этических теорий, возникших в Древней Греции, — консеквенциализма и этики долга. Автором представлен краткий исторический очерк о различиях в подходах к иерархии потребностей человека в учениях Аристиппа, Эпикура, Платона, Аристотеля и других мыслителей. Рассматриваются отдельные аспекты учений античных философов о соотношении реализации желаний человека с его политико-правовой жизнью. По итогам сравнения консеквенциальных концепций (гедонизма, эпикуреизма, утилитаризма) и этических подходов Платона и Аристотеля делается вывод об инструментальной значимости последних для теории права. Пронизывающие их идеи общего блага и «золотой середины» в совокупности со стремлением к таким ценностям, как справедливость, умеренность, эмпатия, доверие к другим членам общества, объективно могут стать основой конституционно-правовой системы, объединяющей широкие слои населения. Сегодня преобразование правовой стратегии может быть функциональным лишь в том случае, если оно на глубинном уровне обусловлено социальными реформами, которые, в свою очередь, базируются на этике долга и направлены на преодоление сущностных рисков общества потребления.
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В статье представлены возможные направления использования технологии больших данных в рамках законодательной деятельности. Обозначены сущностные характеристики технологии больших данных, которые выступают предпосылкой ее внедрения в сферу публичного управления. Авторами описаны существующие практики имплементации этой технологии в сфере юриспруденции. С учетом отлаженных процессов использования больших данных в рамках частного сектора авторами оценены перспективы использования этого опыта в процессе разработки нормативных правовых актов, в том числе в корреляции с конкретными стадиями законодательного процесса. Особое внимание уделяется анализу индивидуализированного регулирования и гранулярных норм, а также основаниям и особенностям использования ми- кродиректив как результата использования больших данных при формировании норм права. В заключении авторы приводят ряд проблемных аспектов (проблема правовой определенности, обеспечение принципа равенства), которые обостряются в связи с использованием технологии больших данных в законодательной деятельности, а также обосновывают ряд дополнительных требований, способствующих минимизации приведенных угроз.
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ
Перспективным направлением будущих исследований в области интеллектуального анализа данных станет разработка методов, учитывающих вопросы конфиденциальности. Поскольку основной задачей при извлечении данных является разработка моделей агрегированных систем, можем ли мы разработать такие модели без доступа к точной информации в отдельных хранилищах? В современном мире такой вопрос становится ключевым, особенно при реализации прав человека в сети Интернет, поскольку сама реализация таких прав связана с защитой данных, с одной стороны, и доступом к информации, с другой стороны. Необходимость соблюдения такого баланса — одна из ключевых задач, стоящих перед правом в современных реалиях. В статье автор раскрывает важность защиты такого права, как доступ к геолокации, а также исследует влияние такого права на реализацию гражданами иных прав в сети Интернет (в частности, права на информацию).
Статья посвящена анализу общих проблем правового регулирования отношений, складывающихся в сфере использования технологии виртуальной реальности, а также проблемам регулирования разработки данной технологии. В работе проанализировано, какие свойства технологии кардинально отличают ее от других и создают вызовы для разработки системы правового регулирования использования этой технологии. Охарактеризованы основные факторы, осложняющие применение существующих механизмов правового регулирования, и проведен прогноз будущих проблем регулирования. Автор приходит к выводу, что данная технология кардинально отличается от уже существующих тем, что сочетает в себе свойства мира реального и киберпространства. Свойствами виртуальной реальности, которые усложняют осуществление правового регулирования отношений в сфере использования данной технологии, являются: высокая реалистичность, полное погружение при сеансе использования и низкая киберзащищенность аппаратных и программных средств. Автор анализирует несколько подходов к регулированию, которые могли бы применяться для виртуальной реальности, и выявляет, что все они обладают значительными недостатками. Результаты современных исследований, проводимых в области безопасного использования VR в сфере образования и досуга, быстро устаревают, так как не успевают за развитием технологий, и могут служить основанием для разработки системы правил лишь с учетом данного фактора.
ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В статье рассмотрены вопросы правового статуса научных работников, научных сотрудников и лиц, участвующих в проведении научных исследований (вспомогательный персонал), проанализированы изменения, внесенные Федеральным законом от 25.05.2020 № 157‑ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части установления предельного возраста для замещения должностей руководителей, заместителей руководителей государственных и муниципальных образовательных организаций высшего образования и научных организаций и руководителей их филиалов», отмечены направления совершенствования законодательства, связанные с недостаточным правовым регулированием вопросов рабочего времени научных работников. Рассмотрен вопрос о нормировании труда научных работников, обосновано предложение о необходимости введения норм труда для научных работников с целью исключения их перегрузки. Кроме того, затронуты проблемы введения показателей результативности и эффективности деятельности научных работников, связанные с введением «эффективного контракта».
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Статья продолжает многолетнее авторское исследование, посвященное актуальным вопросам применения норм УК РФ о хищении чужого имущества. На основании проведенного анализа конкретного уголовного дела, по которому автором было подготовлено научно-консультативное заключение, показаны недостатки квалификации мошенничества, характерные для правоприменительной практики. Обращено внимание на сложившиеся у органов обвинения и судов стереотипы при установлении размера ущерба от хищения, а также ошибки при применении правил конкуренции уголовно-правовых норм, содержащих разные составы мошенничества. Констатируется факт искусственного объединения двух разных по характеру и степени опасности деяний в ч. 5 ст. 159 УК РФ — хищения чужого имущества и преднамеренного неисполнения договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности. Высказано сожаление об упущенной законодателем возможности переноса в гл. 22 УК РФ нормы о преступлении в сфере экономической деятельности — преднамеренном неисполнении договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, причинившем ущерб (значительный, крупный или особо крупный) охраняемым законом интересам. Сформулирован вывод о недопустимости подмены гражданско-правовых споров уголовно-правовым преследованием.
УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье рассматриваются наиболее общие вопросы теории и законодательного регулирования уголовно-процессуальной формы — необходимого атрибута производства по уголовному делу. Исходя из процедурного понимания уголовно-процессуальной формы, разграничивая ее с формализмом как негативным явлением в правоприменительной практике, автор приходит к выводу о ее высоком предназначении, обусловленном совокупностью действенных юридических гарантий эффективности и доброкачественности результатов по уголовному делу. Одновременно автор рассматривает важнейшие юридические свойства уголовно-процессуальной формы: единство, всеобщность, обязательность, анализирует связанные с ними проблемы, возникающие в правотворчестве, а также в деятельности органов предварительного расследования, прокуратуры, суда, адвокатуры и иных лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство. Результаты проведенного исследования позволили сформулировать авторскую дефиницию уголовно-процессуальной формы, определить основные тенденции и наметить перспективы для ее дальнейшего развития в контексте поиска разумного баланса между публичными интересами общества и государства, с одной стороны, и правами личности — с другой.
Сравнительно-правовой анализ процессуальных форм дознания и предварительного следствия приводит к выводу об их сходстве, а также о сходстве процессуальных статусов следователя и дознавателя. Это свидетельствует о нерациональном распределении государством сил и средств в сфере уголовной юстиции. При этом существование двух сходных форм расследования не влечет улучшения показателей законности и качества расследования уголовных дел, а способствует в отдельных случаях их ухудшению: в части обеспечения разумных сроков производства по уголовных делам, возмещения ущерба потерпевшим, причиненного преступлениями, что подтверждается статистическими данными, приведенными в статье. Закрепление в УПК РФ сходных процессуальных форм расследования является свидетельством игнорирования национального исторического опыта организации расследования преступлений согласно Уставу уголовного судопроизводства 1864 г. Означает это и необоснованный отказ от реформирования уголовного судопроизводства, необходимость и направления которого были обозначены Концепцией судебной реформы РСФСР 1991 г. Последствия этого проявляются в сужении процессуальных гарантий права на защиту лиц, уголовные дела о преступлениях которых расследуются в форме дознания; в вынужденном нарушении законности при расследовании уголовных дел дознавателями при возбуждении уголовного дела о неочевидном преступлении; в затягивании производства по уголовным делам, возбужденным и расследованным первоначально дознавателями, а затем по ряду причин передаваемых следователям для дальнейшего расследования и др. Посредством постоянного совершенствования правовой регламентации процессуальной формы дознания обозначенные проблемы решить не удается. Отмеченное свидетельствует о бесперспективности процессуальной формы дознания, доказывает необходимость ее упразднения из российского уголовного судопроизводства как самостоятельной формы расследования.
Состязательный характер любого судебного разбирательства, свойственный правосудию и соответствующий его природе, проявляется в уголовном процессе не только при рассмотрении уголовных дел, но и при рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора. В статье исследованы особенности состязательного построения судебных производств в стадии исполнения приговора, обусловленные целевым назначением (задачами) и специфическим предметом судебного разбирательства данной категории дел. Раскрывается специфика конфликтного отношения, сущность правового спора и субъектный состав процессуальных сторон по делам, в которых разрешаются вопросы, связанные с исполнением наказания, анализируются проблемы обеспечения равноправия сторон и неопределенной роли прокурора в стадии исполнения приговора, предложены пути их устранения на законодательном уровне. В заключение делается вывод о необходимости совершенствования процессуальной формы рассмотрения вопросов, связанных с исполнением приговора, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон и с учетом особенностей проявления этих начал в судебных производствах, возникающих в процессе исполнения приговора.
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
При проведении минувшим летом избирательной кампании автор настоящей статьи была привлечена руководством Центральной избирательной комиссии Российской Федерации к проверке корректности деятельности, связанной с экспертным исследованием подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидатов в депутаты Мосгордумы. Данное участие было обусловлено многочисленными жалобами кандидатов в депутаты, которым было отказано в регистрации из-за недостаточного количества достоверных подписей избирателей, фальсификацию которых выявили эксперты-почерковеды. Более того, по стране прокатилась волна митингов и демонстраций в поддержку незарегистрированных кандидатов, где активно высказывались сомнения в правильности экспертных проверок и недоверие к их результатам. Причем в основном это заявлялось людьми, весьма далекими от судебного почерковедения. В статье мы решили обратиться к данной проблеме в целях компетентного разбора сложившейся ситуации, а также выработки оптимальных путей преодоления возможных негативных последствий, связанных с проверкой подписных листов экспертами-почерковедами.
В статье обосновывается критикуемая некоторыми современными отечественными учеными позиция авторов о необходимости владения прокурором криминалистическими знаниями при осуществлении надзора за соблюдением законности при расследовании преступлений. Данная позиция подкрепляется как результатами анализа правоприменительной практики, собственным многолетним опытом работы авторов в системе переподготовки и повышения квалификации прокурорских работников, так и приведенными в статье примерами изучения прокурором таких материалов уголовного дела, как протокол осмотра места происшествия и заключение эксперта, на предмет выявления прокурором не только нарушений уголовно-процессуального закона, но и ошибок криминалистического характера. Такой подход позволит прокурору выявить имеющиеся пробелы в доказательственной базе, определить возможность, пути и средства их восполнения, а в конечном итоге — принять законное и обоснованное решение. Авторы заключают, что только в случае достаточного владения знаниями в области криминалистики (рекомендациями по изучению материалов уголовного дела о преступлении конкретного вида, а равно методикой расследования этого преступления) решения прокурора о возвращении уголовного дела для дополнительного расследования либо иные его решения, предусмотренные УПК РФ, будут обоснованными и мотивированными.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
Обеспечение безопасности в Арктике в различных сферах и необходимость лучшего понимания происходящих в этом регионе природных процессов требуют интенсификации научно-технологического сотрудничества, которое открывает возможности более тесного взаимодействия для решения иных проблем, к примеру, охраны окружающей среды, адаптации к изменению климата, безопасного морского судоходства и др.
Сотрудничество в сфере науки и технологий осуществляется в Арктике в рамках различных форматов. Своеобразную координирующую роль в международном научном сотрудничестве продолжает играть Арктический совет, который предложил различные инициативы, связанные с развитием научного сотрудничества. Сделан акцент на реализации научного сотрудничества в условиях развития научной дипломатии как целостного процесса в информационном обществе, когда научные данные важны для дипломатической деятельности, когда дипломатия обеспечивает условия для развития международного научного сотрудничества, наконец, когда наука влияет на векторы сотрудничества, обеспечивая решение проблем в различных областях.
Особое внимание в статье уделено анализу Соглашения по укреплению международного арктического научного сотрудничества 2017 г., поскольку проблемы, существующие в Арктическом регионе, требуют скоординированных и тщательно спланированных коллективных действий. Рассматриваются вопросы, связанные с видами научно-исследовательской деятельности, спецификой пространственной сферы действия Соглашения и доступа в установленные географические районы. В заключение предложены некоторые выводы относительно оценки Соглашения. Соглашение улучшает качество правовой среды одновременно для всех 8 арктических государств в плане осуществления научного сотрудничества с учетом соответствующих положений международного права, в том числе касающихся морских научных исследований.
Принимая во внимание ряд процессуально-правовых последствий, детерминированных как фактом заключения третейской (арбитражной) оговорки, так и фактом вынесения арбитражного решения, автор поднимает вопрос о возможности квалификации рассмотрения доменных споров, рассматриваемых арбитражными центрами по процедуре UDRP, в качестве арбитражного (третейского) разбирательства. Наряду с очевидно несовместимыми с арбитражным разбирательством характеристиками рассмотрения споров по процедуре UDRP (отсутствие заключенного арбитражного соглашения между спорящими сторонами, неокончательность вынесенного решения, отсутствие конфиденциальности и т.п.), автор выделяет в качестве ключевого фактора, свидетельствующего не в пользу общности правовой природы третейских судов и центров, рассматривающих споры по процедуре UDRP, неюрисдикционную форму защиты в указанных центрах. На основе анализа российской и зарубежной доктрины и судебной практики в статье ставится вопрос о целесообразности легитимации процессуальных и материальных положений Политики и Правил UDRP в российской правовой системе, а также осуществляется попытка определить правовую природу рассмотрения споров по процедуре UDRP.
ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО
Вопросы функционирования единого рынка вооружений на постсоветском пространстве прямо не регулируются международными договорами. Однако анализ положений Договора о Евразийском экономическом союзе и соглашений, принимаемых в рамках Организации договора коллективной безопасности, позволяет сделать вывод о том, что в целом существующая правовая база способствует формированию сходных (сопоставимых) и однотипных механизмов регулирования данной сферы, основанных на рыночных принципах и применении гармонизированных или унифицированных правовых норм. Договор о ЕАЭС формирует преимущественно общие рамки перемещения товаров и его возможных ограничений, в то время как детальные правила, направленные на создание гармонизированных норм, исключающих необходимость прибегать к исключениям из свободного передвижения товаров, создаются уже на уровне ОДКБ. Фактически ОДКБ играет роль «агента» ЕАЭС в части регулирования экономических вопросов военной интеграции, создавая условия для открытия рынков вооружений. В законодательстве РФ используются два конкурирующих подхода к функционированию рынков вооружений: ограничительный, позволяющий без каких-либо дополнительных оправданий закрывать национальный рынок по мотивам общественной безопасности (применяется в законодательстве об экспорте вооружений и о государственном оборонном заказе), и широкий, допускающий закрытие рынка в исключительных случаях (применяется, когда поставки товара не связаны напрямую с вопросами обороны и безопасности).
Концепция интеллектуальных прав (ИП) в рамках проектов класса «мегасайенс» основана на общих международных, наднациональных и национальных нормах в области ИП. Проблематика вопроса распределения результатов интеллектуальной деятельности (ИД), созданных в рамках проекта класса «мегасайенс», обусловлена коллективностью их создания, принадлежностью ИД как участникам проекта (коллективу), так и мегасайенс-центру. Зачастую нормы конкретного договора по созданию интеллектуальной собственности (ИС) решают вопросы распределения результатов коллективного ИД. В случае с мегасайенс-проектами важны нормы самих исследовательских центров, подобно договору между частными лицами, формирующими основные принципы по распределению ИД. На порядок распределения результатов ИД в рамках проектов класса «мегасайенс» влияет и форма организации исследовательского центра. Так, Институт Лауэ — Ланжевена (Institut Laue-Langevin (ILL)), являющийся национальным юридическим лицом, делает различие в разделении ИД в зависимости от характеристик проекта и уровня доступа к объектам исследования, не выделяя при этом понятия базовой ИС для ILL. Европейский источник расщепления (ESS), являющийся интегрированной мегасайенс-структурой, предусматривает базовую ИС центра при проведении исследований. Такая базовая ИС может использоваться на праве неисключительной лицензии участником проекта, в рамках которого используется базовая ИС.
ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА
В статье предпринята попытка осмысления правового положения заведующего кафедрой с выявлением наиболее значимых направлений его деятельности. Показаны основы трудоправового статуса заведующего кафедрой российского вуза, с применением компаративистского подхода изучено их соотношение с правовыми нормами Франции и Германии. Осуществлен обзор стратегических подходов к замещению должности заведующего кафедрой. Проанализированы модели организационного поведения заведующего кафедрой, его стили руководства, методы управления кафедрой. Выстроена модель качеств заведующего кафедрой вуза, обращено внимание на профессиональную компетентность, а также систему составляющих ее компетенций. Дана характеристика педагогической функции заведующего кафедрой, высказано аргументированное мнение о возрастании ее роли в условиях цифровизации образования. Научная составляющая функционала заведующего рассмотрена через призму критериев ученой степени, ученого звания, членства в диссертационных советах, научного руководства аспирантами, магистрантами и др. Показана роль заведующего кафедрой как лидера научной школы. Высказано мнение о необходимости повышения значимости кафедр в российских вузах, уменьшения педагогической нагрузки заведующих кафедрами, легитимации должности их заместителей и др. Сделан вывод о том, что заведующий кафедрой — «универсальный солдат», выполняющий практически все функции в образовательной организации, он призван стать эффективным менеджером, при этом оставаясь успешным педагогом и известным ученым.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
Генетическое тестирование является весьма привлекательным источником информации для страховщиков, которые зачастую связывают с этой возможностью повышение эффективности оценки рисков при осуществлении личного страхования, поскольку она является ключевым фактором для определения того, готовы ли страховщики предложить страховое покрытие конкретному лицу и по какой цене. Вместе с тем все чаще делаются заявления о возможности дискриминации страхователей и застрахованных лиц вследствие расширения практики использования такой информации, что потребовало принятия рядом стран соответствующих законодательных решений, хотя о формировании системного подхода к решению этой проблемы пока говорить рано. Анализ законодательства ряда государств позволил выявить несколько подходов к решению данной проблемы. Выделены страны, установившие полный запрет на использование генетической информации в страховании (Австрия, Норвегия, Франция), в том числе в контексте охраны прав на защиту персональных данных третьих лиц (Испания, Португалия), а также дифференцировавшие условия использования генетических данных в зависимости от сумм страхового покрытия при страховании жизни, страховании от несчастного случая (в том числе на производстве); от конкретных обстоятельств, определенных законодателем, и причины проведения генетического исследования (Швейцария); от участия страхователя в программе по выявлению и профилактике врожденных заболеваний (Израиль).
СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ
Статья посвящена сравнительно-правовым аспектам исследования систем исполнительной власти в России и Японии. Указанные государства, несмотря на значительное различие как пройденного ими политико-правового исторического пути, так и современных форм правления и государственного устройства, имеют ряд общих конституционно-правовых черт. В обеих странах была избрана юридическая стратегия, направленная на полноценное построение демократического правового государства. Сравнение исполнительно-властных систем выявляет как серьезные сходства, так и значимые различия в статике и динамике их повседневного функционирования. Если в России министры выполняют скорее административно-управленческую функцию и фактически лишены многих собственно политических прерогатив, то в Японии первые лица министерств, как правило, являются публичными политиками. Разница состоит также в процедуре назначения руководителей исполнительных ведомств — в России в указанном процессе первичная роль отведена персональной воле избранного главы государства, в Японии — коллективной воле элиты, самоорганизующейся и легитимирующейся посредством выборов в парламент. Вместе с тем правительствам указанных стран соответствует ряд общих черт — как в плане их юридической природы, так и в аспекте выполняемых ими функций. Данные обстоятельства говорят о необходимости активизации сравнительно-правовых исследований в указанном направлении с целью выяснения вопросов о дальнейшей целесообразности взаимной рецепции норм и институтов, относящихся к соответствующим публично-правовым порядкам.
ISSN 2782-1862 (Online)