Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

 Принцип субсидиарности: в поисках баланса между централизацией и децентрализацией (государственно-правовой аспект)

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.120.11.160-171

Аннотация

В статье сформулировано определение понятия принципа субсидиарности, указано, что данный принцип может быть использован в качестве инструмента, позволяющего найти и поддерживать оптимальное сбалансированное соотношение между объемами централизации и децентрализации при регулировании и реализации внутригосударственных отношений, а также отношений между надгосударственными объединениями и входящими в их состав государствами. При этом подчеркивается, что организационная и функционально-целевая переменные принципа субсидиарности ориентируют на усиление децентрализации системы публичного управления (публичной власти) путем фиксации презумпции приоритетного права (наряду с гарантиями) нижестоящих единиц на реализацию полномочий по конкретным предметам ве́дения. Кроме того, при применении принципа субсидиарности усиление децентрализации обусловлено необходимостью обеспечения реализации ресурсов партиципаторной демократии, а также нацеленностью на плюрализацию всей системы публичного управления. Обосновано разграничение территориальной и экстерриториальной форм децентрализации, выявлены сходства и отличия принципа субсидиарности от деволюции, деконцентрации и делегирования полномочий. Проанализирована корреляционная связь между принципом субсидиарности и характеристиками государственно-территориального устройства. Сформулирован тезис о том, что принцип субсидиарности может быть реализован в любой многоуровневой системе организации публичной власти, функционирующей на основе синтеза принципов солидарности, адаптивности, плюрализма, автономии, демократии. Сделан вывод о том, что в своем синтетическом единстве достижение эффективности, утверждение плюрализма и партиципаторной демократии выступает парадигмой принципа субсидиарности.

Об авторе

И. В. Ирхин

Россия

Ирхин Игорь Валерьевич, доктор юридических наук.

ул. Калинина, д. 13, г. Краснодар, Россия, 350044 



Список литературы

1. Алебастрова И. А. Конституционные принципы: проблемы юридической природы и эффективности реализации // Конституционное и муниципальное право. — 2007. — № 7. — С. 5–13.

2. Джагарян А. А., Джагарян Н. В. Функционально-правовые ориентиры местного самоуправления: теоретический аспект // Сравнительное конституционное обозрение. — 2017. — № 5. — С. 94–115.

3. Любашиц В. Я. Исследование государственной (политической) власти: опыт использования системно-структурного метода // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2014. — № 1. — С. 7–8.

4. Овсепян Ж. И. К обсуждению концепции статуса конституционного правосудия в сфере защиты фундаментальных прав и свобод на основе принципов и норм международного права в период глобализации // Журнал конституционного правосудия. — 2011. — № 1. — С. 1–11.

5. Пименова О. И. Субсидиарность как принцип реализации совместных законодательных полномочий: опыт Европейского Союза и перспективы его адаптации в российской системе разграничения полномочий по предметам совместного ве́дения. — М. : Новое время, 2015.

6. Полянский В. В. Методы и принципы гармонизации публичной власти // Lex russica. — 2015. — № 10. — С. 32–45.

7. Полянский В. В., Волков В. Э. Гармонизация публичной власти — цель реформы местного самоуправления // Lex russica. — 2014. — № 7. — С. 772–782.

8. Умнова И. А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ве́дения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности // Сравнительное конституционное обозрение. — 2012. — № 2 (87). — С. 45–55.

9. Черепанов В. А. О системной модели федеративного государства // Государственная власть и местное самоуправление. — 2006. — № 8. — С. 3–7.

10. Bardhan P. Decentralization of Governance and Development // Journal of Economic Perspectives. — 2002. — Vol. 16.

11. Bilancia P. The Normative autonomy of local government in Italy // Place and Role of Local Government in Federal Systems / N. Steytler (Hg). — Johannesburg : Konrad-Adenauer-Stiftung, 2005. — 226 p.

12. Blank Y. Federalism, Subsidiarity, and the Role of Local Governments in an Age of Global Multilevel Governance // Fordham Urban Journal. — 2009. — Vol. 37.

13. Bóka É. The idea of Subsidiarity in the European Federalist Thought (A historical survey) // URL: www.grotius. hu/doc/pub/ECICWF/boka_eva_idea_subisidiarity.pdf.

14. Brennan P. Subsidiarity in the Tradition of Catholic Social Doctrine // Villanova University Widger School of Law. Working Paper Series. — 2012. — 20 p. — URL: www.papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_ id=2182190.

15. Burbidge D. The Inherently Political Nature of Subsidiarity // The American Journal of Jurisprudence. — 2017. — Vol. 62. — № 2.

16. Cărăuşan M. European public administration under the principles of legality, proportionality and subsidiarity // EIRP International Conference. — 2010. — URL: www.papers.ssrn.com/sol3/papers. cfm?abstract_id=1987113.

17. Casambre A. Autonomous Region: The Cordillera Autonomous Region // Philippines politics and governance: Challenges to democratization and development / T. Tadem, N. Moranda (Eds.). — Diliman : University of the Philippines Press. — URL: www.halalan.up.edu.ph/mediabox/pdf/polisci_readings/17_Autonomous_ Regions_The_Cordillera_Autonomous_Region.pdf.

18. Cohen J., Peterson S. Administrative Decentralization: Strategies for Developing Countries. — Boulder (CO, USA) : Kumarian Press, 1999. — 207 p.

19. Decentralization: A Sampling of Definitions (Working Paper in connection with the Joint UNDP-Government of Germany evaluation of the UNDP role in decentralization and local governance). 1999.

20. European Commission. Tools and Methods Series (Reference Document № 23). Supporting Decentralization, Local Governance and Local Development through a Territorial Approach. 2016.

21. Iwuagwu E. The Socio-Ethical Principle of Subsidiarity: A Philosophical Appraisal of Its Relevance in the Contemporary World // Research on Humanities and Social Sciences. — 2016. — Vol. 6. — № 12.

22. Jubenkanda R. Centralization and Decentralization // Journal of Research in Humanities and Social Science. — 2016. — Vol. 4.

23. Krishnaswamy S. Democracy and Constitutionalism in India: A Study of the Basic Structure Doctrine. — Oxford University Press, 2009. — 244 p.

24. Leyland P. The multifaceted constitution dynamics of U. K. devolution // ICON. — 2011. — Vol. 9.

25. Vischer R. Subsidiarity as a Principle of Governance: Beyond Devolution // Indian Law Abstract. — 2001. — Vol. 35.

26. Zaharia P., Bilouseac I. Decentralization and Local Autonomy — Local Public Management Defining Principles // Annales Universitatis Apulensis Series Oeconomica. — 2009. — Vol. 11.

27. Zimmermann A. Subsidiarity and a Free Society // Policy. — 2014–2015. — Vol. 30. — № 4.


Рецензия

Для цитирования:


Ирхин И.В.  Принцип субсидиарности: в поисках баланса между централизацией и децентрализацией (государственно-правовой аспект). Актуальные проблемы российского права. 2020;15(11):160-171. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.120.11.160-171

For citation:


Irkhin I.V. Subsidiarity Principle: In Search of a Balance between Centralization and Decentralization (State Legal Aspect). Actual Problems of Russian Law. 2020;15(11):160-171. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2020.120.11.160-171

Просмотров: 1102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)