Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Современные проблемы анализа товарных рынков для целей антимонопольного регулирования

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.122.1.111-119

Полный текст:

Аннотация

Статья поднимает ряд проблем, связанных с анализом состояния конкуренции на товарных рынках в современных условиях. В частности, детально рассматриваются особенности определения рынка применительно к дифференцированным товарам, многосторонним рынкам и цифровым платформам, инновационным товарам. В условиях информатизации и динамичного развития цифровой экономики большие данные являются важнейшим ресурсом многих крупных компаний и, соответственно, возникает множество антимонопольных аспектов их использования. В статье дается характеристика роли больших данных при анализе рынка, в том числе ситуаций, в которых они могут нанести ущерб конкуренции, и их влиянию на права потребителей. Одновременно с вышеизложенными вопросами в статье представлен анализ пересмотра подходов к состоянию конкуренции на рынке с учетом таких явлений, как цифровая экономика, сетевые эффекты и большие данные, однако отмечается, что в настоящее время наиболее распространен полноценный экономический анализ, в котором взвешиваются позитивные и негативные последствия действий хозяйствующих субъектов на рынке. Авторы приходят к выводу, что традиционные инструменты анализа рынка оказываются не всегда способными надлежащим образом оценить состояние конкуренции. Кроме того, подчеркивается, что в отсутствие однозначных ответов на вызовы цифровой экономики в сфере анализа рынка имеется необходимость проведения дальнейших научных исследований по целому ряду проблем анализа состояния конкуренции на товарных рынках.

Об авторах

М. А. Егорова
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Егорова Мария Александровна, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры конкурентного права, начальник Управления международного сотрудничества, сопрезидент Международного союза юристов и экономистов (Франция)

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, 125993

 



Е. С. Хохлов
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)

Хохлов Евгений Сергеевич, преподаватель кафедры конкурентного права, партнер юридической фирмы Antitrust Advisory

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, 125993



Список литературы

1. Антимонопольное регулирование в цифровую эпоху / Под ред. Ю.А. Цариковского, А.Ю. Иванова, Е.А. Войниканис. М., 2019.

2. Записка Секретариата ЮНКТАД. Вопросы цифровой экономики. URL: https://unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ciclpd54_ru.pdf.

3. Оценка состояния конкуренции на товарных рынках: правовые и экономические вопросы: монография / [И. Ю. Артемьев, С. А. Пузыревский, В. В. Гриб и др.] ; ответственные редакторы: кандидат юридических наук А. В. Молчанов, доктор юридических наук Д. А. Петров. М., 2020.

4. Савельев А.И. Направления регулирования Больших данных и защита неприкосновенности частной жизни в новых экономических реалиях // Закон. 2018. № 5.

5. Сушкевич А.Г. Институты конкурентного права и новая экономика: как добиться соответствия // Законы России: опыт, анализ, практика. 2016. № 3.

6. Ючинсон К.С. Большие данные и законодательство о конкуренции // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2017. № 1.

7. Christine S.Wilson. All (Industries) in the Same Boat: Staying the Course on the High Seas of High Tech – URL: https://www.ftc.gov/system/files/documents/public_statements/1512148/wilson_remarks_ccia_3-28-19.pdf.

8. Gönenç Gürkaynak, Öznur İnanılır, Sinan Diniz, Ayşe Gizem Yaşar. Multisided markets and the challenge of incorporating multisided considerations into competition law analysis – URL: https://academic.oup.com/antitrust/article/5/1/100/2525567.

9. Gurkaynak, Gonenc and Aktüre, Büşra and Çoşkunoğlu, Sıla. Challenges of the Digital Age: The Relevant Product Market Definition in Online and Offline Sales – URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=3394903.

10. Katz, M.L. Multisided Platforms, Big Data, and a Little Antitrust Policy (2019) Review of Industrial Organization, 54 (4), pp. 695-716.

11. Mandrescu D. The SSNIP Test and Zero-Pricing Strategies: Considerations for Online Platforms // European Competition and Regulatory Law Review (CoRe). – 2018. - Vol. 2, No. 4.

12. Mononen, Mikko. Market definition of multi-sided platforms in European Union competition law: Theory and practice. – URL: https://www.utupub.fi/handle/10024/150343.

13. OECD. Market Definition. 2012. – URL: http://www.oecd.org/daf/competition/Marketdefinition2012.pdf.

14. OECD. Quality considerations in the zero-price economy – URL: https://one.oecd.org/document/DAF/COMP/WD(2018)135/en/pdf.

15. OECD. Roundtable On Market Definition. DAF/COMP/WD(2012)28. – URL: https://ec.europa.eu/competition/international/multilateral/2012_jun_market_definition_en.pdf.

16. Rethinking Antitrust Tools for Multi-Sided Platforms – URL: https://www.oecd.org/daf/competition/Rethinking-antitrust-tools-for-multi-sided-platforms-2018.pdf.


Для цитирования:


Егорова М.А., Хохлов Е.С. Современные проблемы анализа товарных рынков для целей антимонопольного регулирования. Актуальные проблемы российского права. 2021;16(1):111-119. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.122.1.111-119

For citation:


Egorova M.A., Khokhlov E.S. Current Issues of Commodity Markets Analysis for the Antitrust Regulation Purposes. Actual Problems of Russian Law. 2021;16(1):111-119. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.122.1.111-119

Просмотров: 219


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)