Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 16, № 1 (2021)
Скачать выпуск PDF

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ 

11-22 178
Аннотация

В мае 1961 г. правоохранительными органами ФРГ был задержан командир одного из мобильных подразделений айнзатцкоманды 8 Вильгельм Дёринг. В вину преступнику вменялись организация акций массового уничтожения еврейского населения в ряде населённых пунктов Беларуси и России, а также уничтожение душевнобольных детей в посёлке Шумячи (Смоленская область). По итогам двух судебных процессов (1962–1964 гг.) В. Дюринг получил 4 года лишения свободы. Бывшему нацисту удалось избежать ответственности за организацию расстрела 16 детей-инвалидов, проживавших в шумячском доме-интернате. Данное преступление было признано судом «простым убийством», по которому истёк срок давности. Фактически вину за уничтожение детей немецкое правосудие возложило на советскую власть, которая «оставила ребят в беспомощном состоянии», а нацистских преступников превратила в блюстителей «общественного интереса», которые путём убийства детей спасли русское население и немецких военнослужащих от эпидемии. В судебном приговоре ни разу не упоминалось о том, что уничтожение психически больных детей являлась распространённой практикой в Третьем рейхе, преступление в Шумячах было «вырвано» из общего контекста нацистских злодеяний, связанных с реализацией так называемой «программы детской эвтаназии». Приговор, вынесенный В. Дёрингу, являлся фактом вопиющей несправедливости и попрания памяти о тысячах детских жертв нацизма.

ТЕОРИЯ ПРАВА 

23-30 123
Аннотация

Статья посвящена рассмотрению этимологии и анализу содержания понятия «государство» в отечественной и западной традиции политико-правовой науки с точки зрения различных направлений теории государства. Автором вновь поднимается фундаментальная для юридической и политико-правовой науки проблема понимания государства, обосновывается ее актуальность на современном этапе. Исследуется влияние этимологии понятия «государство» на его содержание. Определяется специфика понимания государства, присущего представителям основных течений западноевропейской и американской политико-правовой науки, приводятся «овеществленный» подход к пониманию государства как самостоятельного субъекта правовых отношений, концепция государства как совокупности институтов и отношений в сфере управления, а также идея государства как идеологического конструкта. Рассматриваются и сопоставляются с приведенными концепциями отечественные подходы к пониманию государства. Сравниваются признаки субъектности и правосубъектности государства. Предлагается обоснование различий в теоретическом осмыслении государства в отечественной и западной традициях. Объясняется значение исследования и критического осмысления нетрадиционных для отечественной науки подходов к пониманию государства на современном этапе.

31-40 106
Аннотация

Государство формирует и реализует право, а оно в свою очередь закрепляет государственные функции. При этом оборот стимуляции права преобладает в современных условиях. Следует отметить, что юридическое мышление облагораживает национальную правовую систему. Однако для стимуляции модернизации права следует оценка закономерностей с функциями государства, в том числе в рассматриваемой сфере. В статье оценивается уровень управленческой деятельности и координации противодействия терроризму, которое реализуется на базе международных правовых стандартов, а также оперативного и качественного юридического мышления. Рассматривается антитеррористическая задача раннего государственного реагирования на антиконституционные проявления и ее реализация, которая выстраивает антитеррористическую функцию государства. Глобальный терроризм и иные формы экстремизма в условиях активной глобализации проникают во многие уголки планеты. Идеологический вирус, поднимаемый кровавой террористической пеной, демонстрируют вызов для способности человечества сохранить себя в условиях соответствующих угроз внутренней и внешней агрессии в настоящем и будущем времени. При этом под терроризмом следует понимать идеологию и практику воздействия на принятие решение на всех стандартных уровнях, связанных с устрашением населения и (или) противоправными насильственными действиями. Под экстремизмом – посягательство на конституционный строй и безопасность государства, осуществляемое вследствие отрицания правовых норм и (или) правил социального поведения. Антитеррористическое и антиэкстремистское государственное реагирование в подобных условиях объективно зависит от комплексной антитеррористической функции государства. При этом функция государства (или государственная функция) это направление деятельности государства по реализации задач рассматриваемой цели.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 

41-55 84
Аннотация

Законодателем были введены многочисленные основания лишения лица права занимать государственную или муниципальную должность. Большинство из них — это виновно совершенные действия (бездействие) лица, определение юридической природы которых на сегодняшний день отсутствует, что является безусловным пробелом в теории юридической науки. Часть виновных оснований представляет собой конституционные правонарушения. Их рассмотрение было уместно провести в контексте общих проблем, возникающих при установлении оснований досрочного прекращения полномочий должностного лица. В результате было указано, какие существуют типы обязанностей должностного лица, почему обязанности, не связанные с целевой деятельностью лица, выступают в качестве основания для прекращения должностных полномочий (а также применения и иных возможных санкций); какое деяние, несовместимое с должностью, можно признать правонарушением и как выделить среди них конституционные правонарушения; какие существуют виды деяний, несовместимых с должностью, по критерию правовых долженствований и по критерию степени асоциальности. Кроме того, были обозначены признаки и проведено деление правовых долженствований, нарушение которых выступает основанием для применения мер ответственности; выявлены дефекты нормативного определения деяний, несовместимых с должностью, а также условий их применения в качестве основания ответственности.

56-63 84
Аннотация

Исследование закономерностей развития конституционных правоотношений позволяет познать главные, определяющие связи между предметами и явлениями и, следовательно, не только анализировать явления, сложившиеся в объективной правовой реальности, но и с большой долей вероятности прогнозировать развитие конституционных правоотношений в среднесрочной и долгосрочной перспективе. Закономерности конституционных правоотношений рассматриваются как систематически повторяющиеся исторически и политически обусловленные взаимосвязанные факты, направленные на построение правового государства, признание человека, его прав и свобод высшей ценностью. В статье выделяются общие и специальные закономерности. Общие закономерности свойственны не только конституционным правоотношениям, но и любым другим правоотношениям в условиях сложившейся объективной правовой реальности. К общим закономерностям относятся незавершенность нормативной основы конституционных правоотношений; стремление к расширению, увеличение плотности нормативной основы правоотношений в условиях недостаточной систематизации конституционного законодательства. Специальные закономерности, вытекающие из особенностей предмета конституционно-правового регулирования, включают: преемственность конституционных правоотношений; превалирование субъективных факторов в развитии конституционных правоотношений; формализацию конституционных правоотношений; они занимают центральное место в системе правоотношений. В свете выявленных закономерностей дальнейшее развитие конституционных правоотношений будет идти по пути увеличения плотности правовой основы правоотношений, с одной стороны, а с другой стороны, с включением в конституционные правоотношения всё большего круга общественных отношений. При этом увеличится влияние как субъективных, так и объективных факторов на содержание правоотношений.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 

64-70 75
Аннотация

В статье на основе сравнительного анализа законодательства Российской Федерации и актов Евразийского экономического союза исследуется законодательная дефиниция понятия импорта товаров, обнаруживаются различные подходы к пониманию импорта. Используемое законодателем определение импорта как ввоза товаров без обязательства об их обратном вывозе не совсем согласуется с описанием таможенных процедур в таможенном законодательстве, что порождает проблемы в правоприменительной практике. В частности, как импорт рассматривается ввоз алкогольной продукции магазинами беспошлинной торговли, что вызывает требование получения лицензии на закупку (импорт) алкогольной продукции. Отмечаются несоответствие этого требования праву Евразийского экономического сообщества и отсутствие единства судебной практики по данному вопросу. Коллизии подобного рода в соответствии с Конституцией РФ и Таможенным кодексом ЕАЭС должны разрешаться в пользу международно-правовых договоров. Предлагается исключить обязанность получать лицензию на импорт алкогольной продукции для магазинов беспошлинной торговли.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО 

71-79 91
Аннотация

В условиях недобросовестной налоговой конкуренции государств и возрастающего стремления налогоплательщиков к уменьшению налогового бремени актуальной проблемой становится противодействие уклонению от уплаты налогов. Одним из наиболее эффективных механизмов противодействия размыванию налогооблагаемой базы и выводу прибыли из-под налогообложения является имплементация общих правил против уклонения от уплаты налогов. В статье рассматриваются теоретические основы общих правил против уклонения от уплаты налогов, освещается опыт Европейского Союза в части формирования концепции итправового оформления общих правил против уклонения от уплаты налогов, раскрывается сущность, предназначение и случаи их использования. На основе анализа судебной практики Суда Европейского Союза, а также директив Европейского Союза, содержащих положения об общих правилах против уклонения от уплаты налогов, делается вывод об основных структурных элементах, присущих общим правилам против уклонения от уплаты налогов. В статье содержится анализ опыта Российской Федерации в данной области, предлагаются перспективные пути совершенствования законодательного закрепления общих правил против уклонения от уплаты налогов в России. Автор исследует судебные доктрины, применяемые в Российской Федерации для признания полученной налогоплательщиком налоговой выгоды необоснованной, анализирует положения ст. 54.1 Налогового кодекса Российской Федерации. Автор приходит к выводу отсуществовании проблемы повсеместного применения положений ст. 54.1 НК РФ, что нарушает стабильностьти предсказуемость налоговых практик, необходимых бизнесу для нормальной работы, делается вывод отнеобходимости существенной переработки общих правил против уклонения от уплаты налогов в Россиитс целью улучшения их применения и закрепления дополнительных гарантий прав налогоплательщиков.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 

80-90 74
Аннотация

В статье на основе теоретических конструкций, нормативных актов, материалов правоприменительной практики исследуются особенности правового регулирования отношений по использованию обеспечительного платежа в качестве способа обеспечения исполнения обязательства. Акценты сделаны на теоретические и практические аспекты применения обеспечительного платежа в обязательствах из договора подряда. Аргументирована позиция автора о перспективах использования обеспечительного платежа в качестве способа обеспечения исполнения деликтных обязательств. Делается вывод о том, что сфера применения обеспечительного платежа в деликтных обязательствах довольно ограниченна. На примере обеспечения исполнения деликтных обязательств, возникающих в ходе выполнения работ по договору подряда, утверждается, что обеспечительный платеж главным образом применим для обеспечения исполнения тех деликтных обязательств, которые возникают между лицами, состоящими в договорных отношениях, причем в ситуации, когда контрагенты сталкиваются с угрозой причинения вреда при исполнении гражданско-правового обязательства. Автор подчеркивает, что соглашение об обеспечительном платеже — консенсуальная сделка.


91-98 151
Аннотация

Рассматриваются противоречия судебной практики, возникающие при рассмотрении споров между страховщиками и гражданами — участниками долевого строительства. Цель статьи — выявить суть возникающих разногласий между субъектами и определить их природу. При анализе учитываются изменения законодательства, затрагивающие сферу долевого строительства. Автор опирается на данные актуальной судебной практики. В качестве наиболее распространенных разногласий определены применимость законодательства о защите прав потребителей к взаимоотношениям страховщика и выгодоприобретателя — участника строительства и правомерность выплаты страхового возмещения при условии, что участник строительства предъявил требования о передаче жилого помещения, а не денежной компенсации. В обоих случаях автор установил наличие пробелов в праве. В первом из них отсутствует необходимая правовая норма, что позволяет судам принимать решения, применяя разные аналогии закона при разрешении идентичных споров. Во втором правовая норма сформулирована неполно, что делает неопределенной позицию страховщика при замене кредитора.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО 

99-110 74
Аннотация

В работе автор, реализуя направленность исследования к специализации гражданского процессуального права в российской правовой системе как проявляемой закономерности его развития, исходя из неизбежного дуализма и взаимодействия материального и процессуального права, осмысливает с учетом российских законодательных реформ в последние десятилетия текущее его состояние на примере отдельных основных процессуально-правовых институтов, среди них — институт права на обращение в суд, институт защиты прав и интересов других лиц, институт подсудности и др. Использование автором известных и предлагаемых правовых конструкций, категорий и понятий в их авторском объединении и (или) прочтении делает насущным для исследования в целях понимания и осмысления ключевой обусловленности специализации гражданского процессуального права в системе российского права как обеспечение им осуществления правосудия и защиты прав по гражданским делам в широко сложившемся их понимании, когда право на судебную защиту в системе конституционных прав и свобод есть гарантия всех их. Данная публикация — вторая в серии из трех работ автора, посвященных проблеме права на обращение в суд как важнейшему вопросу дуализма и взаимодействия материального и гражданского процессуального права.

 

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО 

111-119 102
Аннотация

Статья поднимает ряд проблем, связанных с анализом состояния конкуренции на товарных рынках в современных условиях. В частности, детально рассматриваются особенности определения рынка применительно к дифференцированным товарам, многосторонним рынкам и цифровым платформам, инновационным товарам. В условиях информатизации и динамичного развития цифровой экономики большие данные являются важнейшим ресурсом многих крупных компаний и, соответственно, возникает множество антимонопольных аспектов их использования. В статье дается характеристика роли больших данных при анализе рынка, в том числе ситуаций, в которых они могут нанести ущерб конкуренции, и их влиянию на права потребителей. Одновременно с вышеизложенными вопросами в статье представлен анализ пересмотра подходов к состоянию конкуренции на рынке с учетом таких явлений, как цифровая экономика, сетевые эффекты и большие данные, однако отмечается, что в настоящее время наиболее распространен полноценный экономический анализ, в котором взвешиваются позитивные и негативные последствия действий хозяйствующих субъектов на рынке. Авторы приходят к выводу, что традиционные инструменты анализа рынка оказываются не всегда способными надлежащим образом оценить состояние конкуренции. Кроме того, подчеркивается, что в отсутствие однозначных ответов на вызовы цифровой экономики в сфере анализа рынка имеется необходимость проведения дальнейших научных исследований по целому ряду проблем анализа состояния конкуренции на товарных рынках.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО 

120-127 133
Аннотация

Составы преступлений, предусмотренные ч. 1, 2 ст. 195 УК РФ, в качестве признака объективной стороны предусматривают обстановку совершения преступления — наличие признаков банкротства, точное установление момента возникновения которых позволяет четко определить временны́е границы действия уголовно-правового запрета в отношении деяний, предусмотренных ч. 1, 2 ст. 195 УК РФ. Между тем понимание обстановки неправомерных действий при банкротстве в специальной литературе и судебной практике основаны на буквальном, а не содержательном уяснении положений законодательства о несостоятельности, к которому отсылают диспозиции упомянутых составов преступлений. В связи с этим при квалификации содеянного по ч. 1, 2 ст. 195 УК РФ криминалисты предлагают руководствоваться фактически процессуальными презумпциями несостоятельности и основаниями для возбуждения дела о несостоятельности должника. Актуальная судебная практика идет по этому же пути. Изложенное понимание не только является методологически неверным, но и существенно снижает уголовно-правовой потенциал упомянутых норм уголовного права за счет сужения сферы их действия. В свою очередь, в статье уделено внимание материально-правовым основаниям для констатации наличия у должника признаков банкротства, которые и должны приниматься во внимание при квалификации содеянного как неправомерных действий при банкротстве; сформулирована авторская позиция по вопросу определения момента возникновения обстановки исследуемых составов преступлений.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДОУСТРОЙСТВО 

128-135 91
Аннотация

В статье анализируются предварительные итоги реализации федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013–2020 годы». Автором приведены конкретные примеры достижений по основным направлениям развития судебной системы, отмечены нерешенные проблемы, такие как необходимость размещения федеральных судов в комфортных для отправления правосудия зданиях, обеспечения техническими средствами и средствами безопасности судей и сотрудников аппарата суда, цифровизации (информатизации) судебной системы, проблема необоснованно длительных сроков судопроизводства, решение вопроса о предоставлении судьям и работникам аппаратов судов и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации жилых помещений. В статье также предложены подходы к решению каждой из упомянутых проблем. На основе итогов заседания президиума Совета судей
Российской Федерации 2019 г. выдвинуты предложения об основных направлениях развития судебной системы на 3-е десятилетие XXI в., названы основные факторы для их успешной реализации.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

136-146 68
Аннотация

Одной из мер профилактики коррупции в России является антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов. Это единственная мера, направленная на устранение причин коррупции в сфере правотворчества. Одним из субъектов ее проведения является прокуратура, чья деятельность признается наиболее эффективной. Институт независимой антикоррупционной экспертизы на сегодняшний день в должной мере не заработал. В ходе исследования проведено анкетирование прокурорских работников и аккредитованных независимых экспертов. Установлена эффективность данной меры профилактики обеими группами экспертов, но необходимость ее совершенствования. В рамках исследования предпринята попытка выявить проблемы, с которыми сталкиваются независимые эксперты, а также сами прокурорские работники, и предложить пути их решения и активизации независимых экспертов с помощью деятельности органов прокуратуры. Как показало исследование, необходимо совершенствование понятийного аппарата правового института (отсутствие определений «коррупция» и «коррупциогенный фактор» составляют одну из основных проблем), механизма взаимодействия прокуроров и независимых экспертов при проведении антикоррупционной экспертизы как действующих актов, так и проектов. Органы прокуратуры могут выполнять координирующую роль при более четком ведомственном регулировании данной деятельности, принимать меры морального поощрения независимых экспертов, наиболее активно освещать свою работу в проведении антикоррупционной экспертизы, вовлекая в нее независимых экспертов. Дополнительное регулирование данной деятельности необходимо на уровне как федерального закона, так и организационно-распорядительных документов Генерального прокурора РФ. Согласно исследованию, 63 % независимых экспертов одним из основных факторов активизации их деятельности назвали совершенствование механизма их участия в антикоррупционной экспертизе.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 

147-155 94
Аннотация

Принимая во внимание отсутствие надлежащего правового регулирования как трансграничной несостоятельности в целом, так и недействительности сделок при трансграничной несостоятельности в российском праве, автор проводит анализ российской судебной практики, где возникала проблема определения права, применимого при оспаривании сделок должника в рамках процедуры несостоятельности, и приходит к выводу о том, что в российской судебной практике складывается ситуация, когда вопрос об определении применимого к недействительности сделок права ставится в зависимость от наличия процедуры банкротства и оснований для признания сделки недействительной. На основе анализа европейского регулирования вопросов права, применимого при оспаривании сделок должника в процессе трансграничной несостоятельности, автор рассматривает возможные исключения из коллизионной привязки lex fori concursus с целью защиты некоторых категорий третьих лиц от неожиданного вмешательства в правоотношения сторон иностранного права для обеспечения стабильности оборота и поддержания правовой определенности.

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО 

156-166 162
Аннотация

Автор поставил перед собой цель изучить характер и систему регулирования отношений между Святым престолом и Европейским Союзом, а также определить основные проблемы и тенденции дальнейшего развития и совершенствования правового регулирования данных отношений. В статье рассматриваются историко-теоретические аспекты правового статуса Ватикана, вопросы, связанные с участием Святого престола в европейской интеграции. Автор анализирует ряд соглашений, заключенных между Святым престолом (Ватиканом) и Европейском Союзом в различных сферах, исследует роль и место Комиссии епископских конференций Европейского Союза (COMECE) в качестве одного из инструментов влияния
Святого престола в ЕС. В результате исследования автор пришел к выводу о том, что у Святого престола имеется достаточно широкий набор средств не только для успешного развития двусторонних отношений с
Европейским Союзом, но и для оказания определенного воздействия как на внешнюю, так и на внутреннюю политику ЕС в различных сферах. Система правового регулирования отношений между Святым престолом и Европейским Союзом достаточно развита и охватывает разнообразный круг вопросов в экономической, политической, социально-культурной и иных сферах.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ 

167-180 94
Аннотация

Активное развитие генетических технологий по всему миру актуализирует вопрос определения национальных правовых режимов, обеспечивающих нормативное установление границ вмешательства человека в процессы мироздания. Отдельно ставится вопрос о допустимости использования ускоренного режима применительно к развитию генетических технологий с позиций обеспечения принципа предосторожности в биомедицине. По мнению автора, представляется целесообразным использовать категорию «национальный правовой режим генетических исследований» как способ регулирования на различных уровнях таких вопросов, как: выявление и использование информации, полученной в результате генетических исследований; разработка национальных стандартов оказания услуг по генетическим исследованиям, требований к медицинским организациям и медицинским работникам, их оказывающим. На основании изученного зарубежного опыта делается вывод о выделении трех основных видов (моделей) национальных режимов развития генетических технологий: дозволительной, ограничительной и смешанной, для каждой из которых характерны специфические принципы организационного построения.

181-188 60
Аннотация

В статье анализируются наиболее распространенные типовые формы посягательств и основные аспекты ответственности за незаконные операции с ценными бумагами, предусмотренные уголовным законодательством Российской Федерации и зарубежных стран. К таким типовым посягательствам автор относит: подделку ценных бумаг (изготовление поддельных ценных бумаг); использование поддельных ценных бумаг (независимо от их эмитентов); выпуск (эмиссию) ценных бумаг, осуществляемый запрещенными способами или с нарушением установленных законодательством требований; введение в оборот незаконнотвыпущенных ценных бумаг; нарушение установленного порядка обращения (незаконное обращение)тценных бумаг; незаконное использование так называемой инсайдерской информации. Для выделения этих типовых форм анализируется отечественное уголовное законодательство, а также уголовное законодательство Азербайджана, Беларуси, Болгарии, Германии, Голландии, Грузии, Дании, Испании, Казахстана, Латвии, Польши, Узбекистана, Эстонии.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО 

189-203 86
Аннотация

В последнее время в юридической литературе уделяется внимание проблемам инновационной энергетики. Несмотря на негативные последствия современного глобального экономического кризиса, пути выхода из него находятся в русле перехода страны от экспортно-сырьевого к ресурсно-инновационному развитию с качественным обновлением энергетики. Эти задачи поставлены в документах стратегического планирования, определяющих вектор и перспективы энергетического, научно-технологического и других областей развития. Достижение целей и долгосрочных качественных ориентиров развития энергетического сектора на инновационный путь развития связано в том числе с альтернативной энергетикой, расширением использования возобновляемых источников энергии. В статье показаны возможности и перспективы их использования для малых энергетических объектов, энергодефицитных территорий, регионов с децентрализованным энергоснабжением. Преимущества использования зеленых технологий, возобновляемых видов энергии проявляются в энергосбережении, энергобезопасности, снижении негативного воздействия на окружающую среду, решении экологических проблем. Выявлено отсутствие нормативной правовой базы, обеспечивающей развитие альтернативной энергетики, выделены пробелы энергетического законодательства в части инновационной энергетики, стимулирования внедрения инновационных технологий, использования возобновляемых источников энергии. Обоснована необходимость выделения данного направления в энергостратегии, других документах стратегирования в области экологического, экономического развития, обеспечения энергоэффективности и безопасности. Результатом исследования являются новые подходы к формированию и реализации государственной политики, а также совершенствованию законодательства в сфере инновационного развития энергетики.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)