Институт уставов муниципальных образований как сакральный рудимент федерального законодательства
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.138.5.011-020
Аннотация
В федеральном законодательстве, в деятельности федеральных органов власти и в научной среде прочно укоренилось представление об уставах муниципальных образований как о важнейшем элементе местного самоуправления, без которого оно не просуществует и дня. Но на практике в силу прямых требований федерального законодательства уставы могут существовать лишь в виде документа, почти полностью, слово в слово дублирующего нормы законов. Лишь по очень ограниченному перечню вопросов у представительных органов пока остается вариативность при формулировании уставов. Возникает вопрос: для чего необходимо дублировать на местном уровне значительное количество имеющих прямое действие норм федерального законодательства? Муниципальные образования создаются, их органы местного самоуправления успешно формируются и начинают работать еще до принятия устава, в связи с чем уставы не имеют учредительного значения. Ознакомиться с вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления вполне можно и без обращения к уставу муниципального образования. Получается, что устав — это всего лишь дословная копия норм федеральных законов, ничего не учреждающая и являющаяся далеко не единственным и далеко не лучшим источником информации об устройстве местного самоуправления. Не имея практического применения, являясь пережитком 1990-х гг., превратившись в самоцель, институт уставов подлежит упразднению.
Об авторе
В. С. ГолещихинРоссия
Голещихин Вадим Сергеевич
Пушкина ул., д. 31, с. Каргасок, Томская область, 636700
Список литературы
1. Алексеев И. А., Сергеева К. О. Правовая природа и юридические свойства устава муниципального образования по законодательству Российской Федерации // Юридическое образование и наука. — 2012. — № 3. — С. 26–29.
2. Артамонов А. Н. Устав муниципального образования и цели нормотворчества // Государственная власть и местное самоуправление. — 2018. — № 6. — С. 37–41.
3. Бондарь Н. С., Георгиева Т. П. Устав муниципального образования: нормативная модель, соотношение традиций и новаций // Государственная власть и местное самоуправление. — 2016. — № 5. — С. 23–31.
4. Голещихин В. С. О едином органе по обеспечению законности уставов муниципальных образований // Законность. — 2018. — № 11. — С. 34–37.
5. Кашо В. С. Проблемы регулирования ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления в уставах муниципальных образований // Российский юридический журнал. — 2011. — № 6. — С. 94–101.
6. Сергеев А. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования. — М. : Проспект, ТК Велби, 2006. — 432 с.
7. Чермит А. Ю. Правотворческая практика представительных органов местного самоуправления по структурированию уставов муниципальных образований и их технико-юридическое выражение // Общество и право. — 2011. — № 3. — С. 100–104.
8. Холодов В. А. Устав муниципального образования в системе нормативных правовых актов органов местного самоуправления: юридико-технические особенности структуры и содержания // Муниципальная служба: правовые вопросы. — 2018. — № 4. — С. 5–8.
Рецензия
Для цитирования:
Голещихин В.С. Институт уставов муниципальных образований как сакральный рудимент федерального законодательства. Актуальные проблемы российского права. 2022;17(5):11-20. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.138.5.011-020
For citation:
Goleshchikhin V.S. The Institute of Municipal Entities’ Charters as a Sacred Vestige of Federal Legislation. Actual Problems of Russian Law. 2022;17(5):11-20. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2022.138.5.011-020