Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 17, № 5 (2022)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ 

11-20 69
Аннотация

В федеральном законодательстве, в деятельности федеральных органов власти и в научной среде прочно укоренилось представление об уставах муниципальных образований как о важнейшем элементе местного самоуправления, без которого оно не просуществует и дня. Но на практике в силу прямых требований федерального законодательства уставы могут существовать лишь в виде документа, почти полностью, слово в слово дублирующего нормы законов. Лишь по очень ограниченному перечню вопросов у представительных органов пока остается вариативность при формулировании уставов. Возникает вопрос: для чего необходимо дублировать на местном уровне значительное количество имеющих прямое действие норм федерального законодательства? Муниципальные образования создаются, их органы местного самоуправления успешно формируются и начинают работать еще до принятия устава, в связи с чем уставы не имеют учредительного значения. Ознакомиться с вопросами местного значения и полномочиями органов местного самоуправления вполне можно и без обращения к уставу муниципального образования. Получается, что устав — это всего лишь дословная копия норм федеральных законов, ничего не учреждающая и являющаяся далеко не единственным и далеко не лучшим источником информации об устройстве местного самоуправления. Не имея практического применения, являясь пережитком 1990-х гг., превратившись в самоцель, институт уставов подлежит упразднению.

21-32 107
Аннотация

Провозглашение России социальным государством в ст. 7 Конституции вплоть до конституционной реформы 2020 г. не было наполнено реальным юридическим содержанием. Это породило научные представления о демонтаже концепции социального государства и, впоследствии, социальный запрос на перемены во взаимодействии государства и общества. Цели экономического развития, актуальные для современной России, недостижимы без изменения конституционного порядка деятельности органов публичной власти всех уровней. Одновременно их реализация невозможна в отсутствие поддержки населения. В ходе реформы был создан ряд новых правовых гарантий, установлены обязанности государства в части повышения благосостояния населения, предусмотрено ответственное отношение органов публичной власти к их реализации. Это обеспечило поддержку конституционных инициатив избирателями, а процедура общероссийского голосования придала народному волеизъявлению вид окончательного решения, одобренного обществом в целом. Цель исследования состоит в правовой оценке конституционной модернизации во взаимосвязи с установлением перечня социальных гарантий, востребованных у граждан России. На основе общепринятых научных методов в статье проведен анализ ключевых социальных инициатив, возникших в период конституционной реформы, и положений законодательства, принятых для повышения уровня жизни. Особое внимание уделено оценке эффективности политико-правовых решений в контексте противодействия негативному влиянию пандемии COVID-19 на экономическое развитие страны. Показана роль главы государства как генератора конституционно-правовых идей, обеспечивших трансформацию взаимоотношений внутри конституционного механизма разделения властей и положенных в основу новой социально-экономической стратегии развития российского государства.

33-45 54
Аннотация

В статье с позиций конституционно-правовой науки рассматриваются категории государственного, муниципального и общественного контроля, обосновывается их системная взаимосвязь и своего рода триединство, проявляющееся в общности правовой природы и в наличии органичной корреляции по целям, задачам, механизмам реализации и ожидаемым социально значимым результатам. На основе анализа научных воззрений и действующего законодательства показано, что такое понимание соответствует конституционной основе контроля в Российской Федерации — базовым положениям Конституции о демократическом правовом социальном государстве. Предлагается под государственным, муниципальным и общественным контролем в их системном единстве понимать деятельность уполномоченных законодательством органов, а также общественных институтов (институтов гражданского общества) по реализации в установленных формах и пределах контрольных полномочий и функций, направленных на достижение состояния защищенности конституционно значимых ценностей, в том числе на всестороннее соблюдение гарантий прав и свобод человека и гражданина, укрепление законности и правопорядка, а также повышение эффективности государственного и муниципального управления, информирование органов власти и их должностных лиц о выявленных недостатках в целях их устранения.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС 

46-53 50
Аннотация

Исследование механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования невозможно без выявления конституционно-правовых основ его формирования. Особую значимость данной тематики обусловливает внесение поправки в Конституцию РФ, по-новому определяющей распределение предметов ве́дения между Российской Федерацией и ее субъектами по вопросам образования. В статье отмечается модернизационный потенциал положений Конституции РФ, устанавливающих право на высшее образование и общие вопросы его организации, использование которого позволит сделать получение качественного и отвечающего потребностям современности высшего образования не только целью, но и результатом деятельности органов законодательной и исполнительной власти. При этом констатируется необходимость формирования надлежащего механизма административно-правового регулирования в сфере высшего образования. Значительная роль в этом механизме отводится нормативным правовым актам, регулирующим организационно-управленческие правоотношения. От качества законодательства об образовании зависит реализация конституционного права на высшее образование. В настоящее время не ставится вопрос о разработке и принятии нового закона об образовании, но законодателем должны отслеживаться все негативные аспекты реализации действующего законодательства в целях последующего совершенствования механизма административно-правового регулирования в данной сфере.

54-62 88
Аннотация

В статье раскрывается сущность принципа равенства, формулируется его понятие. На основе положений КоАП РФ рассматривается содержание принципа, выражающееся в требованиях материального и процессуального характера. Автор указывает на три группы нормативных исключений, свидетельствующих, что реализация принципа равенства в производстве по делам об административных правонарушениях не носит абсолютного характера. Во-первых, это правила, действующие в отношении ряда субъектов, обладающих полным иммунитетом от административного принуждения и административной ответственности. Вторую группу составляют нормы, предусматривающие специальные процедуры, дополняющие ординарные правила производства по делам об административных правонарушениях. Третья группа включает в себя изъятия из общих правил применения материальных норм КоАП РФ, регламентирующих применение мер административного наказания и административной ответственности. Выявленные в работе несоответствия между законодательством об административных правонарушениях и положениями федеральных законов, подзаконных нормативных правовых актов, устанавливающих особые условия производства в отношении отдельных категорий субъектов, позволили сформулировать рекомендации по совершенствованию действующего законодательства.

63-72 53
Аннотация

В работе приведена характеристика административно-процессуальных форм деятельности субъектов публичного управления, показано их значение в административном процессе, выделены и охарактеризованы их основные признаки, предложена их классификация. Представлены основные подходы к использованию понятия «процессуальная форма» в законодательстве и правоприменительной практике. Обоснован вывод, что в научной литературе административно-процессуальная форма понимается как «особая юридическая конструкция», «правовое средство», «система требований к действиям участника процесса», «содержание процессуальных отношений» либо отождествляется с отдельно взятым административным производством или административным процессом в целом, что не способствует единообразному пониманию рассматриваемой категории и дальнейшему совершенствованию административного процесса и административно-процессуального законодательства. Приведена система требований к административно-процессуальным формам, выделены признаки, отражающие их содержание, предложено авторское определение административно-процессуальной формы. В целом констатируется, что совершенствование административно-процессуальной регламентации деятельности субъектов публичного управления предполагает упорядочение на научной основе основных элементов соответствующих процессуальных форм.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО 

73-90 57
Аннотация

Статья посвящена определению форм денег. Автором оспаривается корректность деления денег на полноценные и неполноценные, доказывается, что неполноценных денег не бывает. Деление денег в зависимости от формы на наличные и безналичные производится с субстанциональной точки зрения (материальная субстанция и идеальная субстанция); утверждается, что в рамках данной классификации других форм денег не существует, только разновидности указанных форм. Показывается изменение форм денег в зависимости от степени развития производственных сил и производственных отношений. Дается характеристика форм денег: наличных (металлических и бумажных) и безналичных (записи на банковских счетах, электронные денежные средства, цифровая валюта). При этом так называемая криптовалюта валютой (деньгами) не является. Она является денежным суррогатом и разновидностью цифровых финансовых активов. Рассматривается природа и форма валюты, создаваемой на основе цифровых технологий центральными банками. Делается вывод, что цифровой рубль по своей форме будет полноценными деньгами — разновидностью безналичных денег, эмитируемых центральным банком.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО 

91-102 49
Аннотация

В статье рассмотрен научный опыт осмысления равенства конституционных и социально-экономических прав и обязанностей граждан в России, изучены подходы к определению прав мужчин как юридической и социальной категорий, пониманию и обоснованию гендерного неравенства в отношении мужчин и женщин. Проведен критический анализ публикаций, посвященных проблеме ущемления прав мужчин в России. Автором изучены истоки научной постановки проблемы дискриминации мужчин, ее проявления в правовом поле Российской Федерации. Установлено, что некоторые авторы представляют мужчин и женщин соперниками в борьбе за права, формулируют проблему однобоко и неконструктивно, обесценивают достижения в борьбе за права женщин, противопоставляют как в целом права и обязанности мужчин и женщин, так и представленные утрированно проявления дискриминации мужчин законодательно установленными привилегиями женщин. Перечисляя проблемы дискриминации мужчин, некоторые авторы используют слабую аргументацию, не поддающуюся критике. Автор констатирует, что постановка проблемы таким образом контрпродуктивна для достижения общего благополучия населения России. Утверждается, что проблемы в ущемлении чьих-либо прав должны решаться конструктивным диалогом и должны быть направлены на достижение общих целей, но никак не путем распространения дискриминационной практики на противоположный пол.

ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

103-115 43
Аннотация

Целью статьи является анализ отдельных аспектов правового регулирования, связанных с реализацией механизмов принудительного лицензирования и смежных с ними механизмов ограничения прав правообладателей. Актуальность рассмотренных в статье вопросов подтверждается наличием большого количества дискуссий, обострившихся в период пандемии COVID-19, законотворческих инициатив и проектов. Подчеркивается, что в настоящий момент механизм принудительного лицензирования модернизируется как в России, так и в зарубежных странах. В статье предложено обратить внимание на вопросы, связанные с реализацией механизмов ограничения прав правообладателей охраняемых патентами изобретений, в частности в области создания, производства и обращения лекарственных средств. В работе анализируются отдельные положения отечественного законодательства и законодательства ряда зарубежных стран, нормы международных соглашений, а также законотворческие инициативы и проекты в исследуемой области. Дополнительно обращается внимание на существование терминологической неточности, которая имеет место в современных научных трудах, дискуссиях и в материалах средств массовой информации. Отдельная часть исследования посвящена практическим аспектам — анализируется современная судебная практика. В результате исследования автором сформулированы некоторые выводы, в частности, о том, что механизмы принудительного лицензирования и ограничения прав правообладателей в принудительном порядке имеют общие черты, должны рассматриваться в единой совокупности нормативно-правовых положений тем не менее подлежат разграничению. При реализации должных правовых механизмов, с одной стороны, не должны нарушаться законные права правообладателей объектов промышленной собственности, с другой — должны быть обеспечены безопасность и благополучие населения, а случаи злоупотребления фармацевтическими компаниями — правообладателями своими правами должны быть исключены.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО 

116-133 64
Аннотация

В ходе исследования было обнаружено 31 уголовное дело, рассмотренное российскими судами с вынесением нереабилитирующего решения в связи с причинением смерти при оказании первой помощи. Вместе с этим отечественным исследователям по большей части неизвестен данный феномен. Целью статьи является уголовно-правовая характеристика оказания первой помощи непрофессиональными субъектами. Для достижения поставленной цели были сформированы задачи установления возможности наличия при оказании первой помощи состояния крайней необходимости; условий, при которых причинение вреда при оказании такой помощи не влечет уголовной ответственности, а также формирование предложений по устранению дефектов правоприменения и усовершенствованию российского законодательства. Для достижения поставленных задач были задействованы формально-юридический, формально-догматический и статистические методы, а также совокупность общефилософских методов, включающая анализ, синтез, дедукцию и индукцию. В результате исследования были выявлены случаи несоответствия судебной практики нормам отечественного уголовного закона о крайней необходимости. Вопреки доводам некоторых судов, при причинении вреда в ходе оказания первой помощи возможно наличие состояния крайней необходимости, превышение условий которого не влечет уголовной ответственности при причинении вреда. Выводы исследования заключаются в том, что российское уголовно-правовое законодательство о крайней необходимости соответствует задачам, стоящим перед законодателем; проблема заключается в недостаточном понимании его положений судьями. Сформированы предложения по реформированию смежных положений уголовного закона на основе законодательства Канады и США.

134-148 53
Аннотация

В статье рассматривается проблема соотношения свободы воли и виновности лица через призму последних исследований в нейробиологии. Определены ключевые аспекты понимания вины в уголовном праве и ее соотношения со свободой воли. Раскрываются детерминистские и индетерминистские подходы к определению сущности свободы воли в доктрине зарубежного уголовного права. Цель исследования — определить суть и значение свободы воли в понимании института вины и соотнести свободу воли с основанием уголовной ответственности. При проведении исследования использовались традиционные методы социально-правового и формально-догматического анализа: документальный, сравнительно-правовой, аналитический, системный, логический. По результатам исследования предложено сохранить существующую концепцию свободы воли и индетерминизма в качестве основания уголовной ответственности. Предложено разграничивать понятия «свобода воли» и «свобода действия». Автор полагает, что отрицание свободы воли нивелирует само уголовное право и принцип личной виновной ответственности. Уголовная ответственность не может существовать без вины и должна включать в себя только принципы предотвращения и соразмерности, где центр тяжести смещен в сторону предупредительных мер. В такой плоскости при констатации преступления учитываются не только действия, совершенные лицом, но и действия, ожидаемые от него. Предложенная парадигма коренным образом меняет само уголовное право, в основе которого будет лежать принцип не субъективного, а объективного вменения.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА 

149-158 40
Аннотация

Центральным элементом криминалистической характеристики преступлений в сфере компьютерной информации является личность преступника. В ее аспекте возможно изучение особенностей остальных элементов, установление их взаимосвязей и взаимозависимостей. Особенности соматических, психофизиологических и когнитивных процессов личности преступника, уровень его навыков в сфере информационных технологий, социальное окружение и профессиональная деятельность — все это предопределяет выбор способа, средств, обстановки совершения преступления и жертвы, а также механизм следообразования и локализацию следов. Вместе с тем вопросы, связанные с личностными особенностями современного киберпреступника, остаются открытыми из-за высокой волатильности, связанной со стремительным обновлением технических и технологических составляющих преступных деяний. Сегодняшние киберпреступники — это зачастую не угрюмые хакеры-одиночки, а хорошо организованная и структурированная преступная группа. В статье на основе анализа отечественных и зарубежных литературных источников, следственно-судебной практики предпринято исследование, направленное на восполнение данного пробела в доктрине.

СУДЕБНАЯ СИСТЕМА И СУДОУСТРОЙСТВО 

159-165 41
Аннотация

В статье обращено внимание на необходимость более глубокого изучения инфраструктурных условий для эффективной деятельности арбитражного суда кассационной инстанции. На основе анализа научных публикаций, нормативно-правовых документов и проблем в практической деятельности по теме работы автор предлагает для обсуждения три направления ее совершенствования: 1) синхронизация правоприменения и обобщение судебной практики на базе научно-исследовательских методов, которые требуют дальнейшего повышения научной квалификации судей и работников суда; 2) нацеленный сбор и анализ статистики, которые требуют получения и изучения новых судебных метрик; 3) систематизация и улучшение работы внутренних групп анализа (научно-консультативный совет, экспертно-консультативные группы, рабочие группы, отделы и т.д.) и обнародование результатов их рекомендаций в обзорах, пресс-релизах и журналах. Также отмечена роль передовых информационных ресурсов в процессах изучения мнения лиц, участвующих в деле, и получения обратной связи. По мнению автора, учет указанных составляющих приведет к тому, что уже на стадии кассационного рассмотрения дел судьи будут еще точнее разрешать проблемные вопросы материального и процессуального права и пресекать правовые казусы, тем самым минимизируются ошибки во всех звеньях судебной системы. Рекомендовано разработать положение о группах анализа в судах кассационных инстанций по вопросам судебной практики, а также по совершенствованию арбитражного законодательства. Решение внутрисистемных инфраструктурных вопросов, являющихся сдерживающими факторами для получения правовых скачков, позволит ощутимо повысить действенность всей судебной системы.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО 

166-181 42
Аннотация

За последние несколько лет Европейский Суд по правам человека неоднократно констатировал несоблюдение Россией гарантий Европейской конвенции по правам человека (ЕКПЧ) в делах о депортации. При этом ЕСПЧ, как правило, устанавливал однотипные нарушения, свидетельствующие о наличии системных дефектов в российской правовой системе. В настоящее время на рассмотрении ЕСПЧ находится значительное число новых аналогичных и сходных жалоб, в том числе недавно коммуницированная жалоба правозащитницы Ванессы Коган, возглавлявшей НКО «Астрея», связанная с аннулированием ее вида на жительство в России. Статья посвящена оценке соблюдения властями России гарантий ЕКПЧ в сфере депортации, определению ключевых проблем в этой области и поиску путей их решения. Статья развивает исследование, проведенное в недавно опубликованном издании «Защита по делам о высылке из Российской Федерации», подготовленном в сотрудничестве с Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев. По результатам исследования автор приходит к заключению, что депортация и смежные с ней процедуры с точки зрения соблюдения ЕКПЧ являются наиболее проблемным механизмом высылки из России. В статье показаны основные дефекты правового регулирования и правоприменительной практики, а также предлагаются конкретные меры по их устранению.

182-195 32
Аннотация

Многосторонняя система регулирования торговли — сложнейший институт международного права. Членам Генерального соглашения по тарифам и торговле за последние три десятилетия удалось сформировать не только формат переговоров — Всемирную торговую организацию, но и нормы и правила ведения хозяйственной деятельности на мировом рынке, в том числе правила предоставления субсидий. Однако дальнейшее развитие организации претерпевает кризис. Равновесное применение правил международной торговли сейчас невозможно из-за сложившейся конъюнктуры: некоторые развивающиеся страны, которые в момент присоединения к ВТО зафиксировали большое количество изъятий и переходных периодов, сильно подросли экономически и теперь могут конкурировать на равных с развитыми странами. С другой стороны, говорить о каких-то нарушениях невозможно, поскольку эти изъятия были «согласованы». Проблема усугубляется тем, что ВТО хотя и использует понятия «развивающиеся», «развитые» и «наименее развитые страны», но не имеет собственной классификации стран по экономическому развитию и не может реагировать на изменения в их развитии. Вопросы, поставленные последним раундом многосторонних торговых переговоров (Доха-раундом), стали затрагивать уже такие области регулирования, в которых уравнивание норм и правил торговли развивающихся стран с развитыми задевает не только экономическую, но и социальную сферу. Кроме того, более глубокий уровень типизации правил регулирования торговли затрагивает механизмы взаимодействия, которые выходят за рамки деятельности такой международной организации, как ВТО, и присущи интеграционным объединениям. Тем не менее активными членами ВТО выдвинуты инициативы по изменению правил выдачи субсидий, направленные на их ужесточение и еще более глубокую унификацию национальных юрисдикций с типовыми международными подходами к регулированию государственной поддержки.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ 

196-206 37
Аннотация

В статье проводится анализ норм уголовного законодательства, в которых закреплена охрана личной информации в КНР. Исследуются тенденции правоприменительной практики по уголовным делам, предметом которых выступают личные данные. Повышенная уголовно-правовая охрана личной информации граждан Китая обусловлена появлением системы социального кредитования. В статье рассматриваются особенности функционирования системы социального кредитования, а также влияние указанной системы на права и свободы личности в условиях цифровизации. Интерес к рассматриваемой системе обусловлен значительным влиянием, которое оказывает КНР на формирование правовой культуры других стран. Автор приходит к выводу, что значительная степень вторжения государства в сферу частного пространства граждан коррелирует с эффективными мерами защиты личной информации. На примере Китая мы видим стремление государства защитить личные данные граждан, в том числе с помощью уголовно-правовых средств. При этом случаи правоприменения становятся все более распространенными, особенно в уголовном праве.

207-213 41
Аннотация

В гражданском законодательстве стран континентальной системы права основным принципом считается принцип добросовестности. Именно он является самым значимым и непосредственно регулирующим правоотношения сторон, в особенности в обязательственном праве, даже при отсутствии указания на него в условиях договора. В английском договорном праве, напротив, принцип добросовестности отсутствует. В статье автор анализирует практику Верховного суда Англии и Уэльса по спорам, вытекающим из договоров, включающих условие о добросовестном поведении сторон. Несмотря на отсутствие законодательного закрепления принципа добросовестности в английском праве, недавние прецеденты свидетельствуют о том, что английские суды все чаще приходят к выводу, что добросовестное поведение сторон может быть не только прямо указано в условиях договора, но и может подразумеваться в договоре, хотя и в ограниченном числе случаев. В каждом конкретном деле суды, учитывая формулировки условий договора, определяют содержание понятия «добросовестность» применительно к конкретному обязательству (пункту договора), не распространяя данный принцип на исполнение всего договора в целом. Английские суды считают, что соглашение сторон имеет первостепенное значение и более широкие обязанности не будут подразумеваться по умолчанию.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО 

214-231 45
Аннотация

Предметом исследования является государственное воздействие на общественные отношения, возникающие в связи с использованием и охраной защитных лесных насаждений, а также правовой режим этих насаждений. Проведенный анализ позволил установить, что защитные лесонасаждения могут располагаться на землях различных категорий, однако более детально правовые нормы разработаны только в отношении земель, используемых в сельском хозяйстве. Отношения по поводу защитных лесных насаждений являются предметом комплексного правового регулирования. Вследствие этого правовой режим насаждений обладает межотраслевым характером, влияние на который оказывают категория земель и назначение самих насаждений. Выявлено, что в сложившихся нормах о защитных лесных насаждениях в силу роли и значения растительности в жизнедеятельности общества приоритет отдается публичным экологическим интересам. Особое внимание в работе уделено изучению права собственности на земельные участки, занятые защитными лесными насаждениями. Отмечается, что значительная часть таких участков находится в неразграниченной государственной собственности, не поставлена на кадастровый учет. Автор приходит к выводу о том, что наиболее эффективным способом, позволяющим разрешить возникшие проблемы в сфере агролесомелиорации земель, выступает экономическое стимулирование землепользователей.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)