Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.163.6.021-039
Аннотация
В статье представлено комплексное исследование значения принципа общего (совокупного) покрытия расходов для становления бюджетной системы России, формирования бюджетного и налогового законодательства, реализации современной бюджетной политики и развития правоприменительной практики. Особое внимание уделяется не только научно-теоретическому осмыслению данного принципа, но и систематизации и исследованию различных введенных практик связи расходов бюджета с конкретными источниками доходов (прежде всего, обязательных публичных платежей) или финансирования дефицита бюджета. В статье приводятся различные законодательные предложения введения исключений из запрета увязывать расходы бюджета и определенные доходы бюджета, которые были отклонены из-за противоречия принципу общего (совокупного) покрытия расходов. Исследование позволило автору внести предложения, основываясь на конституционном принципе взаимного доверия государства и общества. Государство, вводя обязательный публичный платеж, уплата которого обусловлена предназначенностью для осуществления особых расходов публичной власти, должно создавать гарантированный целевой механизм финансирования таких расходов с помощью специальных механизмов аккумулирования бюджетных доходов.
Ключевые слова
Об авторе
И. С. АндреечевРоссия
Андреечев Игорь Сергеевич, заместитель руководителя администрации — директор правового департамента администрации Губернатора Архангельской области и Правительства Архангельской области
Троицкий пр., д. 49, г. Архангельск, Россия, 163004
Список литературы
1. Арбатская Ю. В., Васильева Н. В. Совершенствование финансового обеспечения дорожной деятельности в Российской Федерации: правовой аспект // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2014. — № 6 (98). — С. 139–145.
2. Артюх А. А. Ответственность государства за ущерб от неконституционных фискальных законов: время еще не пришло? // Налоговед. — 2016. — № 7. — С. 38–47.
3. Васянина Е. Л. Фискальное право / под ред. С. В. Запольского. — М., 2013. — 152 с.
4. Гинзбург Ю. В. Эволюция транспортного налога: от фискальной к экологической функции // Финансовое право. — 2013. — № 11. — С. 27–31.
5. Дымберов А. Д. Административно-правовые аспекты организации деятельности по использованию специальных технических средств автоматической фиксации правонарушений при надзоре за дорожным движением // Административное право и процесс. — 2018. — № 1. — С. 45–48.
6. Землянская Н. И. Правовые проблемы использования транспортного налога в финансировании дорожной деятельности в России // Налоги. — 2014. — № 1. — С. 22–25.
7. Клейменова М. О. Налоговое право: учеб. пособие. — М.: Московский финансово-промышленный университет «Синергия», 2013.
8. Комягин Д. Л. Система принципов бюджетного права: российское законодательство и научная доктрина // Реформы и право. — 2012. — № 4. — С. 19–31.
9. Копина А. А., Копин Д. В. Сборы как источник целевого финансирования расходов бюджета субъекта и (или) муниципального образования // Финансовое право. — 2017. — № 4. — С. 6–12.
10. Копина А. А. Проблемы реализации компенсационной функции утилизационного сбора // Финансовое право. — 2017. — № 8. — С. 10–14.
11. Кучеров И. И. Теория налогов и сборов (правовые аспекты): монография. — М.: ЮрИнфоР, 2009. — 473 с.
12. Лунякова Н. А. Теоретические основы экономического содержания бюджетного фонда // Финансы и кредит. — 2020. — Т. 26. — № 4 (796). — С. 916–930.
13. Налоговое право России: учебник / отв. ред. Ю. А. Крохина. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Норма, 2008. — 463 с.
14. Налоговое право: учебник / под ред. И. А. Цинделиани. — 3-е изд., испр. и доп. — М.: Проспект, 2019. — 704 с.
15. Нарутто С. В., Никитина А. В. Конституционный принцип доверия в современном российском обществе // Конституционное и муниципальное право. — 2022. — № 7. — С. 13–18.
16. Наумова В. А. Перспективы применения нового порядка формирования источников финансирования ликвидации накопленного вреда окружающей среде // Экологическое право. — 2022. — № 4. — С. 34–39.
17. Огурцова М. Л. Отдельные вопросы защиты прав детей с редкими (орфанными) заболеваниями на лекарственное обеспечение // Социальное и пенсионное право. — 2023. — № 1. — С. 41–45.
18. Осипова Е. С. Механизм действия и социальная справедливость изменений по НДФЛ // Налоги. — 2021. — № 1. — С. 20–25.
19. Пилипенко А. А. Принцип поддержания доверия к закону и действиям государства: налоговые аспекты // Налоги. — 2020. — № 1. — С. 18–23.
20. Реут А. В. Фискальная и регулирующая функции утилизационного сбора // Финансовое право. — 2013. — № 3. — С. 17–20.
21. Финансовое право: учебник. — 2-е изд., испр. и доп. / отв. ред. С. В. Запольский. — М.: Контракт, Волтерс Клувер, 2011. — 760 с.
22. Харисов И. Ф. Налог как инструмент национальной рыночной экономики // Финансовое право. — 2008. — № 11. — С. 26–29.
23. Шарова М. А. Налогообложение и налоговые льготы при предоставлении и получении образовательных услуг // Реформы и право. — 2015. — № 3. — С. 33–46.
Рецензия
Для цитирования:
Андреечев И.С. Нормативное содержание и практика применения принципа общего (совокупного) покрытия расходов в бюджетной системе Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2024;19(6):21-39. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.163.6.021-039
For citation:
Andreechev I.S. Normative Content and Practice of Application of the Principle of General (Aggregate) Cost Coverage in the Budget System of the Russian Federation. Actual Problems of Russian Law. 2024;19(6):21-39. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.163.6.021-039