Споры, возникающие из договоров о целевом обучении
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.160.3.120-127
Аннотация
Комплексный и разноуровневый характер правового регулирования обусловливает сложности правоприменения при разрешении дел по спорам, возникающим из договоров о целевом обучении. Помимо отраслевой квалификации договорной конструкции, существует ряд взаимосвязанных с нею проблем — определение срока исковой давности, подсудности спора, правовой квалификации и применения мер ответственности (в частности, штрафа, выплачиваемого образовательной организации). Автор поддерживает точку зрения о сходстве договора о целевом обучении с ученическим договором, но вместе с тем указывает на то, что новая модель ответственности по договору о целевом обучении, с одной стороны, является предпосылкой дифференциации обозначенных договоров, а с другой — свидетельствует о проявлении не свойственного ни гражданскому, ни трудовому праву публично-правового начала, выражающегося в установлении ответственности за нарушение договорного обязательства перед третьим лицом — образовательной организацией. Автор указывает также на неопределенность правовой квалификации срока выплаты штрафа в связи с неисполнением обязательства по трудоустройству и предлагает считать его предпосылкой права на иск в материально-правовом смысле.
Об авторе
Т. А. ЛитвиноваРоссия
Татьяна Анатольевна Литвинова, аспирант, ассистент, юрисконсульт
кафедра гражданского и административного судопроизводства; юридический отдел
125993; Садовая-Кудринская ул., д. 9, стр. 2; Москва
Список литературы
1. Балицкий К. С. Отраслевая принадлежность договора о целевом обучении: вопросы теории и судебной практики // Российское право: образование, практика, наука. — 2020. — № 4 (118). — С. 89–94.
2. Богданов Д. Е. Эволюция гражданско-правовой ответственности с позиции справедливости: сравнительно-правовой аспект : монография. — М. : Проспект, 2016. — 304 с.
3. Богданов Д. Е., Богданова С. Г. Проблема полифункциональности гражданско-правовой ответственности: сравнительно-правовой аспект // Гражданское право. — 2018. — № 6. — С. 32–35.
4. Богданов С. В. Влияние научных взглядов Леона Дюги на развитие гражданского права // Журнал российского права. — 2008. — № 6. — С. 32–38.
5. Гаджиев Г. А. Принципы справедливости и доверия к суду как фундаментальные принципы частного права // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2017. — № 4. — С. 65–85.
6. Забрамная Е. Ю. Правовое поведение участников трудового правоотношения и его взаимосвязь с ответственностью по трудовому праву : автореф. дис. … д-ра юрид. наук. — М., 2022. — 56 с.
7. Карапетов А. Г. Экономический анализ права. — М. : Статут, 2016. — 527 с.
8. Краснова С. А. Сверхкомпенсационная защита в российском гражданском праве: формы и пределы // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2020. — № 1. — С. 68–110.
9. Степанова Е. А. О применении норм трудового законодательства к отношениям о целевом обучении // Трудовое право в России и за рубежом. — 2022. — № 1. — С. 33–35.
Рецензия
Для цитирования:
Литвинова Т.А. Споры, возникающие из договоров о целевом обучении. Актуальные проблемы российского права. 2024;19(3):120-127. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.160.3.120-127
For citation:
Litvinova T.A. Disputes Arising out of Targeted Training Agreements. Actual Problems of Russian Law. 2024;19(3):120-127. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.160.3.120-127