Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Источники транспортного права в Советском государстве (октябрь 1917 - 1920 г.)

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.77.4.011-018

Аннотация

В статье анализируется историко-правовой опыт формирования источников транспортного права в Советском государстве после Октябрьской революции, 100-летие которой отмечается в 2017 г. Первые месяцы советской власти характеризовались стремлением государственных органов отказаться от правовых институтов, действовавших в имперской России, и руководствоваться революционным правосознанием с перспективой отмирания права как юридической категории в дальнейшем. Однако повседневная реальность убеждала в нецелесообразности немедленного осуществления данного шага, разрабатывалась концепция сохранения правовых норм до «осуществления коммунистического строя». Ведущим нормативным правовым актом транспортного права становятся декреты, в подготовке которых участвовали Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), Совет народных комиссаров (СНК). В условиях Гражданской войны к важным источникам транспортного права относились постановления Совета рабочей и крестьянской обороны (СРКО). Автор считает, что следует учитывать не только правотворческую деятельность советских государственных органов, но и правительств Белого движения, «демократической контрреволюции», действовавших в ряде регионов страны. В иерархическую лестницу источников транспортного права также входили постановления, приказы, распоряжения, решения ведомственных органов управления, уставы железных дорог, обычаи делового оборота, международные договоры. Излагается авторская позиция по дискуссионному вопросу о возможности отнесения партийных актов к источникам права. Показывается специфика источников транспортного права.

Об авторе

И. П. Климов
Тюменский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Винниченко О.Ю., Ваганов А.М. К вопросу об определении статуса партийных актов в системе источников советского права // Вестник Тюменского государственного университета. - 2012. - № 3. - С. 204-209.

2. История социалистической экономики СССР. - М., 1976. - Т. 1. - 448 с.

3. Калпин А.Г. Понятие транспортного права и его место в системе российского права // Государство и право. - 2006. - № 8. - С. 69-73.

4. Климов И.П. Правовые аспекты национализации транспорта в период формирования советской государственности: октябрь 1917 - середина 1918 г. (на материалах Урала) // Черные дыры в российском законодательстве. - 2006. - № 1. - С. 435-437.

5. Морозов С.Ю. Транспортное право: учебное пособие для вузов. - М., 2007. - 320 с.

6. Пищулин В.И., Рогачева Л. И. Источники права дореволюционной России: учебное пособие. - Рязань, 2015. - 92 с.

7. Пузатых Д. Понятие, структура и место транспортного права в системе российского права // Транспортное право. - 2007. - № 1. - С. 1-4.

8. Стрельникова И.А. Понятие и место транспортного права в системе права России: дис.. канд. юрид. наук. - М., 2009. - 241 с.

9. Тарасов М.А. Транспортное право. - Ростов н/Д, 1968. - 456 с.

10. Юридическая наука и юридическое образование в России на рубеже веков: состояние, проблемы, перспективы: материалы региональной научно-практической конференции. - Тюмень, 2001. - Ч. 2. - 231 с.


Рецензия

Для цитирования:


Климов И.П. Источники транспортного права в Советском государстве (октябрь 1917 - 1920 г.). Актуальные проблемы российского права. 2017;(4):11-18. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.77.4.011-018

For citation:


Klimov I.P. Sources of Transport Law in the Soviet State (October 1917-1920). Actual Problems of Russian Law. 2017;(4):11-18. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.77.4.011-018

Просмотров: 562


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)