Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 4 (2017)

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

11-18 8
Аннотация
В статье анализируется историко-правовой опыт формирования источников транспортного права в Советском государстве после Октябрьской революции, 100-летие которой отмечается в 2017 г. Первые месяцы советской власти характеризовались стремлением государственных органов отказаться от правовых институтов, действовавших в имперской России, и руководствоваться революционным правосознанием с перспективой отмирания права как юридической категории в дальнейшем. Однако повседневная реальность убеждала в нецелесообразности немедленного осуществления данного шага, разрабатывалась концепция сохранения правовых норм до «осуществления коммунистического строя». Ведущим нормативным правовым актом транспортного права становятся декреты, в подготовке которых участвовали Всероссийский съезд Советов, Всероссийский центральный исполнительный комитет (ВЦИК), Совет народных комиссаров (СНК). В условиях Гражданской войны к важным источникам транспортного права относились постановления Совета рабочей и крестьянской обороны (СРКО). Автор считает, что следует учитывать не только правотворческую деятельность советских государственных органов, но и правительств Белого движения, «демократической контрреволюции», действовавших в ряде регионов страны. В иерархическую лестницу источников транспортного права также входили постановления, приказы, распоряжения, решения ведомственных органов управления, уставы железных дорог, обычаи делового оборота, международные договоры. Излагается авторская позиция по дискуссионному вопросу о возможности отнесения партийных актов к источникам права. Показывается специфика источников транспортного права.
19-26 9
Аннотация
В статье анализируется уголовно-процессуальное законодательство дореволюционного периода, начиная с отдельных указов Петра I. Автором делается вывод о том, что предпосылками формирования у суда системы полномочий по устранению недостатков предварительного следствия являются выделение самостоятельных судебных органов и отделение следственной функции от функции разрешения уголовного дела.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

27-34 8
Аннотация
Рассмотрение конституционно-правовых основ осуществления национальной политики через призму ее понятия, основанного на работах отечественных и зарубежных исследователей и ограниченного двумя основными направлениями, раскрывающими его объем, ярко иллюстрирует значение исключительной компетенции субъектов Российской Федерации в области национальной политики и подталкивает к необходимости анализа достаточности ее правового регулирования. Постановка данной исследовательской проблемы позволяет ответить на вопрос о возможности самостоятельного правового регулирования национальной политики субъектами Российской Федерации в части, не охваченной предметами совместного ведения. Проведенный анализ конституций и уставов (основных законов) субъектов Российской Федерации позволяет автору выделить 6 подходов к правовому регулированию вопросов национальной политики в их высших законодательных актах. В заключение, исходя из экзистенциального значения национальной политики для многонациональной России, формулируется вывод о необходимости закрепления ее отдельных вопросов, отнесенных к предметам самостоятельного ведения, на уровне федерального законодательства.
35-40 14
Аннотация
В статье рассматриваются различные точки зрения на понятие «правовая позиция Конституционного Суда РФ». На основе анализа приведенных точек зрения автор выделяет основные черты данного понятия, а также предлагает авторское определение правовых позиций конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Анализ регионального законодательства о конституционных (уставных) судах показывает, что правовые позиции конституционных (уставных) судов субъектов РФ и решения данных органов не тождественные понятия. Правовая позиция суда - это сформулированное судом правило по поводу рассматриваемого им дела, являющееся результатом толкования судом нормативного правового акта. Правовая позиция регионального органа конституционного правосудия наделяется нормативно-интерпретационным характером, и ее действие распространяется не только на сугубо конкретный нормативный правовой акт, который подлежит оценке в данном деле, но также на нормативные правовые акты, дублирующие положения оцениваемого судом закона.
41-48 14
Аннотация
Автором выполнен анализ правового положения и организационной структуры территориального общественного самоуправления (ТОС), соотношения федерального законодательства и муниципальных правовых актов применительно к указанной сфере. Анализ литературы позволил выявить основные недостатки в правовом регулировании деятельности ТОС. Основной вывод состоит в том, что федеральное законодательство, регулирующее деятельность ТОС, нуждается в совершенствовании. Основным вкладом, который сделан автором в настоящей статье, является выявление необходимости урегулирования федеральным законодателем организационной структуры ТОС. Новизна статьи заключается в разработке предложений по дальнейшему совершенствованию законодательства в аспекте обеспечения регулирования основных элементов организационной структуры ТОС, в частности автором предложено включить в федеральное законодательство такие элементы, как исполнительный и контрольный органы ТОС (в единоличной или коллегиальной форме), установить предельные сроки полномочий таких органов, включить норму о предоставлении собранию (конференции) граждан исключительного полномочия на досрочное прекращение деятельности данных органов.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

49-59 4
Аннотация
Автором раскрыта характеристика административно-правового режима транзитного перемещения иностранных граждан и лиц без гражданства через территорию Российской Федерации, выявлены особенности данного режима, представлена классификация иностранных граждан, осуществляющих транзитное перемещение через территорию России, уточнена дефиниция «транзит», а также сформулированы определения понятий «транзитное перемещение иностранных граждан через территорию Российской Федерации» и «административно-правовой режим транзитного перемещения иностранных граждан через территорию Российской Федерации». Раскрыты проблемные вопросы и озвучены пути их решения.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

60-64 3
Аннотация
Финансовый сектор играет важную роль в экономике каждой страны. Россия не является исключением в том смысле, что после политических санкций, введенных против нашей страны, особенно актуальным стал вопрос улучшения инвестиционного климата в стране. В этой связи исламские финансы могут служить тем самым источником внутреннего финансового резерва, позволяющего наладить отношения со странами Персидского залива и одновременно дать импульс отстающим секторам экономики.
65-71 3
Аннотация
Статья посвящена изучению особенностей исламской финансовой модели. Ключевой вывод статьи - исламские финансы не являются полноценно сложившейся моделью финансовых отношений. Исламская финансовая модель не имеет пока собственных разработок по целому ряду методических вопросов, вытекающих из требований шариата к финансам, и использует решения, заимствованные из традиционных финансов. Поэтому, несмотря на название, исламская финансовая модель моделью еще не стала и даже при наличии серьезных перспектив остается составной частью традиционной финансовой системы.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

72-79 15
Аннотация
Статья посвящена актуализации правового регулирования отношений по компенсации морального вреда в контексте систематизации проблем их законодательной регламентации. В целях формулирования направлений актуализации правовой регламентации института компенсации морального вреда в статье рассмотрены, обобщены (сгруппированы) отдельные проблемы правового регулирования отношений по компенсации морального вреда, которые неоднократно обсуждались и анализировались отечественными цивилистами, изучены способы их решения. К числу таких проблем традиционно относят: необоснованное ограничение способов компенсации морального вреда, отсутствие полного и адекватного определения дефиниции морального вреда, отдельные коллизии терминологического аппарата, отсутствие как полного перечня критериев определения величины компенсации морального вреда, так и методики установления размера компенсации морального вреда. Систематизация проблем правового регулирования компенсации морального вреда позволила обосновать и обособить отдельные направления актуализации правовой регламентации рассматриваемого института: 1) совершенствование понятийного аппарата института компенсации морального вреда; 2) совершенствование правового регулирования индивидуализации и дифференциации компенсации морального вреда; 3) закрепление на законодательном уровне методики определения размера компенсации морального вреда.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

80-88 12
Аннотация
В статье определяются исходные положения, структура и значимые аспекты научного познания взаимосвязей гражданского процессуального права с правом материальным в российской правовой системе. Для отраслевой процессуальной науки их учет позволяет раскрывать характер и выявлять выраженное проявление таких взаимосвязей, значимое в ходе исследования процессуальной сферы судопроизводства через предмет судебной деятельности с учетом его материально-правовой специфики. Такая направленность исследования иллюстрируется примерами современного состояния правового регулирования и судебного применения.
89-95 6
Аннотация
В работе оценивается теоретическое и легальное содержание понятий самозащиты как института материального гражданского права и допустимости доказательства как института процессуального права на примере использования аудио- и видеозаписей как доказательств в суде. На основании фундаментального труда В.П. Грибанова «Осуществление и защита гражданских прав» выявлены наиболее значимые аспекты допустимости произведения аудио- и видеозаписей с целью самозащиты. В результате анализа современной судебной практики автор пришел к выводу о том, что в практической деятельности представителей и в судебных решениях происходит подмена оценки допустимости доказательства судом оценкой «допустимости» самозащиты при произведении аудио- и видеозаписей. В результате выявлена несравнимость рассматриваемых понятий: самозащита гражданских прав является способом защиты гражданских прав, тогда как правило допустимости доказательств связано с их процессуальной формой. Подобная подмена приводит к отсутствию оценки допустимости аудио- и видеозаписей в правоприменительной практике.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

96-101 11
Аннотация
В условиях рыночной экономики объемы государственных закупок товаров постоянно увеличиваются, поэтому государственные закупки по праву можно считать стимулом для производства конкурентноспособных товаров, а также программ государства по поддержке отечественных производителей и малого бизнеса. Анализируется применение антидемпинговых мер. В статье рассматриваются как положительные, так и негативные стороны принятия Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», анализируются основные отличия от Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». Предлагается исключить аукцион из способов определения поставщиков для закупок для государственных и муниципальных нужд, поскольку он противоречит принципу стимулирования инноваций, отдав предпочтение конкурсу как одному из приоритетных способов определения поставщиков.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

102-109 15
Аннотация
В статье на примере советского законодательства 1920-1930-х гг. предлагается концепция административизма как нормотворческой парадигмы, свойственной трудовому праву. Содержание парадигмы понимается как регулирование трудовых и связанных с ними отношений централизованным методом путем установления государственными органами подробных нормативных предписаний для возможно большего круга общественных отношений. В качестве элементов административизма указываются: отсутствие фиксированного научно-теоретического выражения и обоснования, постоянное увеличение количества нормативных правовых актов федерального уровня, нарушение системности отраслевых источников, акцент на государственном надзоре и контроле в сфере труда, подверженность законодательства о труде влиянию политической конъюнктуры, ориентация правосознания на централизованное авторитарное разрешение трудоправовых проблем. Сделан вывод о наличии отдельных черт данной парадигмы у современного российского трудового права.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

110-116 13
Аннотация
В уголовном законодательстве в последнее время наметилась довольно конкретная тенденция к внесению изменений, направленных на борьбу с коррупцией. Многие из изменений не носят характера абсолютной новеллы, что ярко прослеживается в случае со ст. 291.1 Уголовного кодекса РФ. Такая статья ранее уже присутствовала в УК РСФСР 1960 г. и вновь нашла свое место в действующем Уголовном кодексе. Данная статья посвящена рассмотрению проблемы, возникшей в связи с дополнением УК РФ статьями, предусматривающими уголовную ответственность за посредничество в коммерческом подкупе, а также за мелкое взяточничество и мелкий коммерческий подкуп. Дополнение УК РФ данными статьями носит реакционный характер, так как вызвано высоким ажиотажем вокруг коррупционных преступлений, совершаемых должностными лицами, получивших довольно широкую огласку. В статье будут рассмотрены положительные и негативные аспекты, связанные с дополнением УК РФ указанными статьями, а также предложены пути решения возникающих проблем уголовного права.
117-123 7
Аннотация
В статье рассматриваются отдельные вопросы истории российского законодательства об ответственности за посредничество во взяточничестве. Отмечается, что норма, введенная в УК РФ в 2011 г., ранее была известна советскому уголовному законодательству (УК РСФСР 1922 г., редакции 1926 г. и 1960 г.), она предлагается также в Модельном УК для государств - участников СНГ (1996 г.). При анализе ст. 291.1 УК РФ обращено внимание на ряд дискуссионных формулировок в диспозициях и санкциях норм, содержащихся в данной статье. Предложена авторская редакция диспозиции ч. 1 ст. 291.1 УК РФ. В статье также рассмотрены постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации (РСФСР, СССР) по вопросам ответственности за посредничество во взяточничестве, приведена современная правоприменительная практика. Отмечается, что отдельные рекомендации высшей судебной инстанции государства необходимо приводить в соответствие с буквой закона - легальным определением посредничества во взяточничестве.
124-132 13
Аннотация
Субъективная сторона составов поставления в опасность, предусмотренных статьми 215, 217 и 247 Уголовного кодекса Российской Федерации, характеризуется умышленной либо неосторожной формой вины. В науке не выработано единой концепции применительно к законодательной конструкции составов поставления в опасность. Некоторые ученые признают составы поставления в опасность формальными, другие - материальными. Автор является сторонником последней позиции. В ситуациях, когда составы поставления в опасность осуществляются несколькими лицами, из которых хотя бы один субъект действует умышленно, а остальные - неосторожно, целесообразно вести речь о преступлениях, совершаемых путем посредственного причинения. В статье обосновывается необходимость предусмотреть в составах поставления в опасность идентичные общественно опасные последствия в виде: 1) угрозы причинения тяжкого вреда здоровью одному и более лицам; 2) угрозы причинения смерти одному и более лицам; 3) угрозы причинения иных тяжких последствий.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

133-146 8
Аннотация
Международные организации, являясь в первую очередь субъектами международного публичного права, зачастую вступают и в частноправовые отношения, среди которых особое место занимают трудовые отношения. Лицам, вступающим в эти отношения, необходимо учитывать особый правовой статус международных организаций, их неподчинение в ряде случаев юрисдикции национальных судов. В статье анализируется практика рассмотрения российскими судами дел по трудовым спорам с участием международных организаций. Высказывается мнение о том, что возбуждение производства по делу в отношении международной организации как ответчика и вынесение решения по существу спора в любой ситуации только при наличии явно выраженного согласия на это данной организации может исказить смысл и назначение предоставляемого ей иммунитета и нарушить право каждого на доступ к суду. Отмечается, что в любом случае необходимо обеспечить баланс, с одной стороны, прав и интересов международной организации, а с другой - всех тех, кто вступает в отношения с этой организацией.

ИНТЕГРАЦИОННОЕ ПРАВО

147-155 6
Аннотация
В статье рассмотрен генезис юрисдикции судебного института Европейского Союза в области одной из наиболее стремительно развивающихся экономических сфер - энергетики. Автором затронут вопрос об основных особенностях наднациональной юрисдикции Суда ЕС в целом, а также проанализированы основные положения учредительных договоров ЕС и прецеденты Суда ЕС в энергетической сфере в различные периоды развития европейской интеграции, начиная с 1951 г., когда было оформлено Договором об учреждении Европейского объединения угля и стали появление Европейского объединения угля и стали - первой региональной интеграционной организации на континенте, внесшей значительную лепту в создание европейского энергетического рынка, и заканчивая датой вступления в силу действующего по сегодняшний день ревизионного Лиссабонского договора, впервые нормативно закрепившего основы политики ЕС в области энергетики. В заключение автором отмечаются основные тенденции эволюции юрисдикции Суда Европейского Союза по рассмотрению и разрешению дел в энергетическом секторе.
156-164 11
Аннотация
Настоящая статья посвящена анализу правовой природы и сущности процедуры пилотного постановления Европейского Суда по правам человека. Автором исследуются взгляды зарубежных и отечественных ученых по вопросу правовой природы, содержания и иных аспектов сущности процедуры пилотного постановления. Автор приходит к выводу, что инициирование процедуры пилотного постановления не охватывает и не отражает все факты нарушений и связанные с ними юридические проблемы, с которыми сталкиваются заявители, в том числе вызванные структурной проблемой. В статье рассматриваются также свойства ЕСПЧ, приобретенные вследствие применения процедуры пилотного постановления, недостатки правовой основы процедуры пилотного постановления и иные вопросы, связанные с правовым содержанием рассматриваемой процедуры. Автор статьи отмечает, что с закреплением механизма пилотного постановления Суд наделил себя новой функцией - возможностью указывать государствам-ответчикам на конкретные способы устранения выявленных нарушений Конвенции о защите прав человека и основных свобод в рамках национальной правовой системы. В заключительной части статьи отмечается, что существуют потребность и необходимость дальнейшего совершенствования и регламентации стандартов, положений, которые в полной мере раскрывали бы сущность и парадигму развития процедуры.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

165-172 12
Аннотация
В статье рассматривается природа и анализируются особенности простого неограниченного права собственности (fee simple absolute) - ключевого, основообразующего титула в системе прав на недвижимое имущество в США. Отмечается, что именно этот титул наиболее близок к континентальным (в том числе российским) вещно-правовым конструкциям. Изучаются признаки данного титула: его потенциально бесконечный срок действия, отчуждаемость, полнота предоставляемых собственнику правомочий, отсутствие обременений и др. Исследуются требования об использовании определенных оговорок и фразеологизмов в текстах договоров и односторонних сделок, на основе которых имущество передается на простом неограниченном праве собственности. Анализируются дискуссионные положения доктрины, законодательства и прецедентной практики США, которыми определяются принципы применения норм о простом неограниченном праве собственности. Уделяется внимание специальным нормативным правилам, в соответствии с которыми осуществляется толкование намерений сторон имущественных отношений передать недвижимость на простом неограниченном праве собственности и/или вступить в данное право. В заключении подводится итог анализа англо-американского подхода к определению простого неограниченного права собственности как субъективного гражданского права, а также оцениваются риски искусственного разграничения имущественных прав и объектов, на которые данные права распространяются.
173-181 4
Аннотация
Работа с контрагентами из стран, относящихся к различным правовым семьям, зачастую сопряжена с правовой неопределенностью. Настоящее исследование, без претензий на фундаментальность, является попыткой автора пролить свет на особенности правовой квалификации института неустойки в странах исламской правовой семьи. Статья ориентирована не только на научную аудиторию, но и имеет ярко выраженный практический смысл, а потому будет полезна как «теоретикам», так и участникам делового оборота, работающим на рынках стран Ближнего Востока. В исследовании поднимаются вопросы специфики применения положений шариата, в частности тех, которые касаются запрета на установление ссудного процента (Riba). Исследуется вопрос о возможности практического применения доктрины Riba к неустойке. Приводятся мнение и практика как государственных судов региона, так и международных арбитражных институтов. Автором выводится обобщенная квалификация неустойки в странах Ближнего Востока. Выделяются вероятные причины формирования исследуемого института в существующей форме. В целях исполнимости условий о неустойках в странах Ближнего Востока автором даются конкретные рекомендации для участников делового оборота.
182-190 12
Аннотация
Настоящая статья посвящена сравнительно-правовому анализу межотраслевого понятия «объединение граждан» в практике стран СНГ. Основное внимание в статье уделяется конституционному содержанию указанного понятия во взаимосвязи с международным принципом свободы ассоциаций. Выявлено, что в рамках стран СНГ, с одной стороны, в конституционном тексте наблюдается воспроизведение международных стандартов и принципов, согласно которым каждый имеет право на объединение в целях совместной деятельности в сфере, представляющей взаимный интерес. Однако, с другой стороны, уже последующие конституционные положения, направленные на развитие понятия «объединение граждан», конкретизируют и весьма ограничивают действие права на объединение. Автор статьи отстаивает позицию, что понятие «объединение граждан» и правовой статус общественного объединения в странах СНГ с учетом материалов конституционного судопроизводства в области применения международного принципа свободы ассоциаций нуждается в существенной законодательной доработке.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

191-198 18
Аннотация
В статье подчеркивается объективная взаимосвязь оперативно-розыскной и уголовно-процессуальной деятельности и, как следствие, нецелесообразность выделения прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативнорозыскную деятельность, в самостоятельную отрасль прокурорского надзора. С учетом анализа положений Конституции РФ, федерального законодательства и ведомственных нормативных правовых актов раскрывается специфика организации прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью, обосновывается необходимость такой организации. Указывается на несовершенство законодательной регламентации вопросов осуществления прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью. Обосновывается позиция о том, что надзор за исполнением ведомственных нормативных правовых актов органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, в которых содержатся положения, связанные с ограничением конституционных прав граждан, входит в предмет прокурорского надзора за оперативно-розыскной деятельностью.
199-207 19
Аннотация
В настоящей статье предпринята очередная попытка представить авторский подход к пониманию сущности и содержания контроля и надзора, необходимости их разграничения как самостоятельных и автономных форм государственно-властной значимой деятельности. Высказывается озабоченность тем, что в ряде случаев речь идет о ненужности разграничения как самих понятий контроля и надзора, так и их функциональной принадлежности. Показана сущность контрольной и надзорной деятельности, приводятся объективные критерии в различении деятельности органов контроля и надзора в части их полномочий, оформления результатов контроля и надзора, возможности привлечения виновных к ответственности и т.п. Отмечается ситуация, при которой законодатель фактически игнорирует наработки ученых по проблеме разграничения терминов «контроль-надзор», по-прежнему употребляет их в качестве однопорядковых (синонимов), что не только отражается негативным образом на терминологической чистоте, но и в определенной степени влияет на четкое определение функциональной принадлежности контрольных и надзорных структур. Вносится предложение: надзорные полномочия признать только за прокуратурой, а все остальные органы (федеральные службы, инспекции и т.п.) поименовать только контрольными (контролирующими). В обоснование такого подхода детально рассматриваются установленные Конституцией РФ и законодательством полномочия прокуратуры по осуществлению надзора, в том числе и исключительные (надзор за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов законодательными, исполнительными и другими государственными органами, в том числе контролирующими, и т.д.). Подчеркивается особая роль прокуратуры в надзоре за обеспечением прав и свобод граждан. Отмечается исторически обусловленная автономность контроля и надзора, а также то, что современный период требует как законодательного, так и функционального их обособления и разграничения.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

208-216 23
Аннотация
В настоящей статье проводится обзор нормативной базы, механизм информационного обеспечения диссертационных советов, рассматривается методика анализа показателей деятельности членов диссертационного совета и организаций на соответствие критериальным значениям, исследуются вопросы, связанные с формированием и анализом показателей результативности деятельности членов диссертационных советов и организаций. Проведенное исследование позволило авторам прийти к выводу о значительном несоответствии состава диссертационных советов, что обуславливается как завышенными требованиями к показателям публикационной активности, так и отсутствием анализа этих показателей на уровне организаций в целом по составу диссертационного совета. Представляется, что решение данной проблемы должно быть связано с реализацией мероприятий дорожной карты, которая в перспективе должна позволить привести в соответствие показатели деятельности членов диссертационных советов критериальным требованиям, предъявляемым Высшей аттестационной комиссией при Минобрнауки России к диссертационным советам и организациям, при которых созданы эти советы.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)