Гражданско-правовой режим объектов метавселенной, виртуальной и дополненной реальности
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.169.12.048-056
Аннотация
В гражданском обороте в связи с его цифровизацией широко распространены виртуальные объекты, обладающие цифровой формой, но не имеющие вещественной оболочки в качестве реального предмета окружающего мира в привычном его понимании. Гражданско-правовой режим виртуальных объектов не определен в действующем законодательстве, между тем в условиях развития концепций метавселенных эта проблема и поиск путей ее решения приобретает всё большую актуальность. Определение правового режима объектов, созданных пользователем соответствующей платформы, на которой осуществляется доступ к виртуальной реальности, объектов дополненной реальности, а также объектов, существующих и создаваемых внутри метавселенной, в которой может осуществляться обычная деятельность пользователя, неоднозначно оценивается в литературе и правоприменительной практике. Настоящее исследование было предпринято с целью определения особенностей гражданско-правового режима объектов, создаваемых внутри виртуальной реальности либо в качестве дополненной реальности, а также в метавселенной. Сделан вывод о том, что на указанные объекты могут быть распространены режимы привычных нам объектов гражданского права (имущество, результаты интеллектуальной деятельности, нематериальные блага, услуги). Однако вещно-правовая концепция не в полной мере отражает юридическую природу изучаемых объектов, в связи с чем виртуальные объекты, копирующие вещи физического мира, по своей сути могут быть признаны иными имущественными правами. При этом режим интеллектуальной собственности указанным объектам может быть придан только в случае их создания в результате творческих усилий человека.
Ключевые слова
Об авторе
И. З. АюшееваРоссия
Аюшеева Ирина Зориктуевна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры гражданского права
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, 125993
Список литературы
1. Бунина Н. Правовая природа виртуальных объектов в компьютерных играх // URL: https://zakon.ru/blog/2020/11/30/pravovaya_priroda_virtualnyh_obektov_v_kompyuternyh_igrah (дата обращения: 01.02.2022).
2. Василевская Л. Ю. Токен как новый объект гражданских прав: проблемы юридической квалификации цифрового права // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 5. — С. 111–119. — DOI: 10.17803/1994-1471.2019.102.5.111-119.
3. Гринь Е. С., Королева А. Г. Формирование базовых моделей охраны технологий виртуальной и дополненной реальности в сфере права интеллектуальной собственности // Актуальные проблемы российского права. — 2019. — № 6. — С. 90–97.
4. Дремлюга Р. И. Виртуальная реальность: общие проблемы правового регулирования // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — Т. 15. — № 9. — С. 39–49.
5. Королева А. Г. Субъекты интеллектуальных прав в области технологий виртуальной и дополненной реальности // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 6. — С. 133–142.
6. Лисаченко А. В. Право виртуальных миров: новые объекты гражданских прав // Российский юридический журнал. — 2014. — № 2. — С. 104–110.
7. Малеина М. Н. Правовой режим зданий и сооружений, не прикрепленных к поверхности земли // Журнал российского права. — 2023. — № 2. — С. 33–42.
8. Нигматзянова Д. А. NFT как основа экономики метавселенных // Право и бизнес. — 2022. — № 4. — С. 26–31.
9. Рузакова О. А., Гринь Е. С. Вопросы защиты интеллектуальной собственности в области технологий виртуальной и дополненной реальности (VR, AR) // Вестник Пермского университета. Юридические науки. — 2020. — № 3. — С. 502–523.
10. Савельев А. И. Правовая природа виртуальных объектов, приобретаемых за реальные деньги в многопользовательских играх // Вестник гражданского права. — 2014. — № 1. — С. 127–150.
11. Санникова Л. В., Харитонова Ю. С. Цифровые активы: правовой анализ: монография. — М. : 4 Принт, 2020. — 304 с.
12. Холодная Е. В. О правовой концепции метавселенных // Lex russica. — 2024. — № 3. — С. 116–128.
13. Четвергов Д. С. Правовой режим виртуального имущества // Право и бизнес. — 2021. — № 3. — С. 33–39.
14. Assael S. Skin in the Game // URL: http://www.espn.com/espn/feature/story/_/id/18510975/how-counter-strike-turned-teenager-compulsive-gambler (дата обращения: 01.02.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Аюшеева И.З. Гражданско-правовой режим объектов метавселенной, виртуальной и дополненной реальности. Актуальные проблемы российского права. 2024;19(12):48-56. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.169.12.048-056
For citation:
Ayusheeva I.Z. Civil Law Regime of Metaverse, Virtual and Augmented Reality Objects. Actual Problems of Russian Law. 2024;19(12):48-56. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.169.12.048-056