Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Квалификация морского пиратства в условиях автономного судовождения

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.112-121

Аннотация

В работе исследуются особенности квалификации морского пиратства как уголовного преступления в условиях использования морских судов с высоким уровнем автономности. Объектом исследования выступают общественные отношения, складывающиеся по поводу применения уголовно-правовой нормы об ответственности за пиратство при нападении на морские автономные надводные суда. Цель исследования состоит в выявлении особенностей квалификации указанного преступления, если оно совершается посредством нападения на морские суда без экипажа, а также применимости соответствующей нормы уголовного законодательства к данному деянию. На основании уголовно-правового анализа нормы уголовного права автором исследована возможность фактической реализации признаков пиратства в условиях нападения на морские суда различного уровня автономности. С использованием метода моделирования ситуаций пиратских нападений на автономные суда высказана гипотеза о невозможности квалификации подобных актов при совершении их в отношении судов, управляемых полностью удаленно (при отсутствии членов экипажа на борту), а также управляемых посредством использования технологий искусственного интеллекта. Указанный вывод с некоторыми оговорками подтверждает исследуемый в работе тезис о том, что внедрение в мореходную практику технологий автономного судовождения позволит снизить число актов пиратских нападений, однако резюмируется, что достижение подобного результата в основном будет связано с невозможностью квалификации совершенных деяний в качестве пиратства по причине фактического отсутствия некоторых обязательных юридических признаков пиратства, закрепленных в законодательстве.

Об авторе

А. А. Головина
ФГБОУ ВО "Государственный морской университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова"
Россия

Головина Анастасия Алексеевна, старший преподаватель кафедры «Публичное право» 

Ленина пр‑т, д. 93, г. Новороссийск, 353924 



Список литературы

1. Абрамян С. К., Голубкина К. В. Межведомственное взаимодействие органов управления водным транспортом Российской Федерации // Морские интеллектуальные технологии. — 2019. — № 1–2 (43). — С. 82–85.

2. Головина А. А. О территориальном признаке морского пиратства как преступного деяния // Вестник Государственного морского университета имени адмирала Ф.Ф. Ушакова. — 2021. — № 1 (34). — С. 49–52.

3. Епихин А. И., Хекерт Е. В., Модина М. А. Анализ безопасности безэкипажных судов на основе структуры модели риска с использованием сети Байеса // Морские интеллектуальные технологии. — 2021. — № 2–4 (52). — С. 38–46.

4. Епихин А. И., Игнатенко А. В., Студеникин Д. Е., Хекерт Е. В. Основные тренды внедрения технологий искусственного интеллекта в управлении морскими автономными надводными судами // Эксплуатация морского транспорта. — 2021. — № 1 (98). — С. 88–96.

5. Зеленков Г. А., Устинов В. В., Лопатин Л. М. Проблемы создания беспилотных портовых буксировкантовщиков и концептуальные пути их решения // Морские интеллектуальные технологии. — 2019. — № 4 3 (46). — С. 111–119.

6. Клюев В. В. Правовой статус автономного надводного судна в зависимости от степени автономности // Транспортное право и безопасность. — 2023. — № 3 (47). — С. 57–70.

7. Клюев В. В. Ответственность участников правоотношений при эксплуатации автономных надводных судов // Образование и право. — 2023. — № 11. — С. 345–351.

8. Кондратьев А. И., Худяков О. А., Попов А. Н. О необходимости внедрения беспилотных судов в торговый флот России // Транспортное дело России. — 2016. — № 6. — С. 138–140.

9. Мигда Н. С. К вопросу о правовом закреплении инновационного развития на транспорте // Евразийский юридический журнал. — 2021. — № 4 (155). — С. 121–122.

10. Плетников В. С., Плетникова М. С. Коллизии в юридической практике современной России // Юридическая техника. — 2017. — № 11. — URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kollizii-v-yuridicheskoypraktike-sovremennoy-Rossii (дата обращения: 27.09.2024).

11. Суденко В. Е. Пиратство (морской разбой) // Транспортное право и безопасность. — 2017. — Вып. 12 (24). — URL: http://trans-safety.ru/tpb/2017/12/trans_safety_24.pdf (дата обращения: 06.09.2024).

12. Golovina A. On the issue of the legal status of persons exercising control of a maritime autonomous surface vessel // SHS Web of Conferences. — 2022. — Vol. 134. — P. 00114. — DOI: 10.1051/shsconf/202213400114.

13. Zaslonov V. V. Automated system for diagnosing the structural failures of the unmanned vessel // Journal of Physics: Conference Series, Novorossiysk, Virtual. — 2021. — 15–16 June. — P. 012082. — DOI: 10.1088/1742-6596/2061/1/012082.


Рецензия

Для цитирования:


Головина А.А. Квалификация морского пиратства в условиях автономного судовождения. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(4):112-121. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.112-121

For citation:


Golovina A.A. Classification of Maritime Piracy in the Setting of Autonomous Navigation. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(4):112-121. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.112-121

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)