Право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий в решениях Конституционного Суда Российской Федерации
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.174.5.053-063
Аннотация
Конституционное право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий: собраний, митингов, демонстраций, шествий, пикетирования — является одним из средств взаимодействия общества и государства, прежде всего в политической сфере. В последние годы в федеральном законодательстве появилось много новелл, связанных с ограничением условий организации публичных мероприятий и усилением юридической ответственности за нарушение установленного порядка их проведения. Впоследствии многие из этих норм стали предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, были подвергнуты им конституционному истолкованию. В статье показано содержание правовых позиций Конституционного Суда РФ, касающихся юридической природы рассматриваемого права и допустимого порядка его реализации гражданами и общественными объединениями. Особое внимание уделено вопросам правового статуса организаторов и участников публичных мероприятий, полномочиям субъектов РФ в сфере регламентации осуществления данного права, специфике его судебной защиты. Раскрыта значимость сформулированных Конституционным Судом РФ правовых позиций, характер их воздействия на правотворческую и правоприменительную деятельность в исследуемой области.
Ключевые слова
Об авторе
О. В. БрежневРоссия
Брежнев Олег Викторович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры административного права юридического факультета; профессор кафедры финансового права, конституционного, гражданского и административного судопроизводства,
д. 1, Ленинские горы, г. Москва, 119991.
Список литературы
1. Ахеев В. Э. Конституционно-правовое регулирование права на публичные манифестации в РФ в контексте права на протест // Конституционное и муниципальное право. — 2020. — № 2. — С. 63–68.
2. Бланкенагель А., Левин И. Остатки свободы собраний перед Конституционным Судом России. Комментарий к постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 14 февраля 2013 года № 4-П // Сравнительное конституционное обозрение. — 2013. — № 5 (96). — С. 106–112.
3. Кондрашев А. А. Свобода собраний в России: системные дефекты законодательства и политикоправовая практика // Сравнительное конституционное обозрение. — 2017. — № 5 (96). — С. 24–44.
4. Микитюк Ю. В. Реализация права на свободу мирных собраний в законодательстве субъектов Российской Федерации (компаративный анализ) // Общество и право. — 2018. — № 2 (64). — С. 137–142.
5. Тарибо Е. В. Проблема реализации конституционного права собираться мирно, без оружия (комментарий к определению КС РФ от 2 апреля 2009 года № 484-О-П) // Журнал конституционного правосудия. — 2009. — № 6 (12). — С. 24–28.
6. Урошлева А. С. О свободе собраний в пандемию: аргументы в решениях органов конституционного контроля на примерах Германии и США // Конституционное и муниципальное право. — 2022. — № 4. — С. 61–68.
7. Шугрина Е. С. Новые правила организации и проведения публичных мероприятий: что скажет Конституционный Суд РФ? // Муниципальное право. — 2012. — № 3. — С. 2–11.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Брежнев О.В. Право граждан на организацию и проведение публичных мероприятий в решениях Конституционного Суда Российской Федерации. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(5):53-63. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.174.5.053-063
For citation:
Brezhnev O.V. The Right of Citizens to Organize and Hold Public Events in the Decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(5):53-63. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.174.5.053-063