Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.011-023
Аннотация
Феномен наставничества исследуется авторами в нормативном и правоприменительном аспектах. Обозначены два ключевых направления нормативно-правового регулирования: регламентация наставничества на государственной службе, закрепление механизмов стимулирования и поощрения деятельности наставников. Сделан вывод о нецелесообразности детального регулирования отношений наставника и наставляемого в иных сферах, помимо госслужбы. Показано, что отсутствие единообразия в актах по наставничеству федеральных органов исполнительной власти не является проблемой, поскольку отражает ведомственную специфику и, как следствие, стимулирует инициативу и творчество, способствует распространению лучших практик. Аналогично оценивается плюрализм видов, форм, способов наставничества в отношении вновь назначаемых судей в судах различных субъектов Российской Федерации. Наставничество рассмотрено как неотъемлемый элемент кадровой политики организации, перспективное направление профессионального развития работников и эффективная кадровая технология. Анализируется потребность в принятии профессионального стандарта «Наставник». Постулируется, что локальное нормотворчество в большей степени, нежели правовое регулирование, отвечает целям и задачам института наставничества. Выявлено, что в вузе, наряду со специальным локальным актом по наставничеству, действует ряд нормативных документов, регламентирующих вопросы нормирования труда наставников, их награждения и поощрения. Формулируется вывод о том, что развитию наставничества способствует установление системы мер материального и нематериального стимулирования деятельности наставников. Показана важная социальная функция реверсивного наставничества, способного преодолеть разрыв между поколениями.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. ЕршоваРоссия
Ершова Инна Владимировна, доктор юридических наук, профессор, первый проректор, заведующий кафедрой предпринимательского и корпоративного права
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, 125993
Е. Е. Енькова
Россия
Енькова Екатерина Евгеньевна, кандидат юридических наук, доцент, заместитель заведующего кафедрой предпринимательского и корпоративного права
Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, 125993
Список литературы
1. Блинов В. И., Есенина Е. Ю., Сергеев И. С. Наставничество в образовании: нужен хорошо заточенный инструмент // Профессиональное образование и рынок труда. – 2019. – № 3. – С. 4–18.
2. Богомолова Ю. В. Оценка кадрового потенциала на государственной гражданской службе // Современные исследования проблем управления кадровыми ресурсами. – М.: Эдельвейс, 2023. – С. 47–53.
3. Горячев И. В., Низовцева А. П. К вопросу о реализации наставничества на государственной гражданской службе Ивановской области // Современные наукоемкие технологии. Региональное приложение. – 2018. – № 1 (53). – С. 31–40.
4. Даммерер Й., Циглер В., Бартонек С. Тьюторство и коучинг как особые формы наставничества при вхождении в профессию молодых учителей (пер. с нем. Л. Н. Даниловой) // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 1. – С. 56–69.
5. Ерофеева А. Г. Наставничество, тьюторинг, менторинг, коучинг: дефинитивный анализ // Донецкие чтения 2020: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности: Материалы V Международной научной конференции, Донецк, 17–18 ноября 2020 года / Под общ. ред. С. В. Беспаловой. – Т. 6. Ч. 1. – Донецк: Издательство ДонНУ, 2020. – С. 43–46.
6. Ершова И. В., Енькова Е. Е. Педагог должен учиться: осмысление вызова «цифрового» мира // Юридическое образование и наука. – 2021. – № 5. – С. 23– 28.
7. Ершова И. В., Енькова Е. Е. «Цифровые» компетенции юристов: понятие, практика, проблемы формирования // Актуальные проблемы российского права. – 2020. – Т. 15, № 6 (115). – С. 225– 236.
8. Игнатьева Е. В., Базарнова Н. Д. Наставничество в современной школе: миф или реальность? // Вестник Мининского университета. – 2018. – Т. 6. – № 2 (23). – С. 1.
9. Комментарий к законодательству о службе в таможенных органах Российской Федерации / А. В. Зубач, П. Н. Сафоненков, Р. В. Терентьев [и др.]. – М.: Деловой двор, 2014. – 528 с.
10. Конин Н. М. Российское административное право. Общая часть: Курс лекций. – Саратов: СГАП, 2001. – 351 с.
11. Морозова Л. А. Теория государства и права: учебник. – М., 2010. – 384 с.
12. Нестерова О. А., Санфирова О. В., Волчкова И. В. Реверсивное (обратное) наставничество в системе преподавания финансовой грамотности // Управление образованием: теория и практика. – 2023. – Том 13, № 10-2. – С. 18– 26.
13. Серова А. В. Направления дифференциации законодательства о труде и занятости населения: в фокусе внимания молодежь и молодые специалисты // Актуальные проблемы российского права. – 2024. – Т. 19, № 5 (162). – С. 61–71.
14. Торопова М. В. Реверсивное наставничество в школе // Научный альманах. 2024. – № 6-2 (116). – С. 13– 15.
15. Фролова С. В., Базарнова Н. Д. Наставничество и менторинг: анализ понятий // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – № 61-2. – С. 213–215.
16. Черниговская Э. С., Рулиене Л. Н. Педагогическое наставничество: историко-литературный и современный контекст // Илимий ачылыштар / Научные открытия / Scientific. – 2024. – № 1. – С. 92–97.
Дополнительные файлы
Рецензия
Для цитирования:
Ершова И.В., Енькова Е.Е. Институт наставничества в системе координат нормативного регулирования и правоприменения. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(4):11-23. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.011-023
For citation:
Ershova I.V., Enkova E.E. Mentorship within the Framework of Normative Regulation and Law Enforcement. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(4):11-23. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.173.4.011-023