Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Субсидиарность как нравственная, философская и правовая категория

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.84.11.037-047

Полный текст:

Аннотация

В статье субсидиарность исследуется с двух позиций: нравственно-философской и правовой. Оба аспекта синергичны, предопределяя динамический и неоднозначный характер субсидиарности как принципа, нацеленного на лучшее достижение поставленной цели путем взаимопомощи и взаимной поддержки субъектов властных отношений. Не забирай у других то, что они с успехом могут сделать сами! В этом морально-нравственная квинтэссенция субсидиарности и наиболее значимый ценностный аспект ее практического применения. Не отрицая ее католических корней и философской природы, сегодня субсидиарность преимущественно рассматривают в качестве компетенционного принципа в системах многоуровневого принятия решений, в которых всегда встает вопрос о лучшем (надлежащем) уровне осуществления совместно принадлежащих полномочий. Включив принцип субсидиарности в свое первичное право и последовательно его развив в нормах учредительных договоров, Европейский Союз (ЕС) показал всему мировому сообществу практические способы применения данного принципа для целей качественного совершенствования наднационального законодательства, принимаемого по вопросам, совместно осуществляемым с государствами - членами ЕС. Не вдаваясь в глубокий анализ материального содержания принципа субсидиарности, автор особое внимание уделяет таким процедурным аспектам практического применения принципа субсидиарности в праве ЕС, как обоснование необходимости реализации регулирующих прерогатив ЕС (подлежащее включению в преамбулу законопроектов ЕС) и субсидиарный контрольный механизм (реализуемый национальными парламентами в отношении законопроектов ЕС). Не обойден вниманием также и судебный аспект практического применения принципа субсидиарности. По ходу исследования автором даются оценки эффективности применения принципа субсидиарности в ЕС как правовой категории. В заключение делается вывод о превалировании политического подхода к разрешению разногласий между наднациональным и национальными законодателями по поводу корректного применения принципа субсидиарности в законодательном процессе ЕС. Однако данный факт ни в коей мере не оказывает нивелирующего воздействия на правовую востребованность принципа субсидиарности для достижения целей лучшей реализации регулирующих прерогатив ЕС.

Об авторе

О. И. Пименова
Аппарат Совета Федерации Федерального Собрания РФ
Россия


Список литературы

1. Амплеева А. А. Субсидиарность и демократия. Введение в тему : специализированная информация. - М. : ИНИОН РАН, 1996. - 26 с.

2. Большаков С. Н. Принцип субсидиарности в современном демократическом управлении: концепту альные подходы и проблемы практической реализации : дис.. д-ра полит. наук. - СПб., 2006. - 74 с.

3. Лексин И. В. Территориальное устройство России: Конституционно-правовые проблемы. - М. : Ленанд, 2014. - 540 с.

4. Мещерякова О. М. Суверенитет государств - членов Европейского Союза и механизмы его защиты : монография. - М. : МПГУ, 2008. - 327 с.

5. Пименова О. И. Принцип субсидиарности и его роль в европейских интеграционных процессах: правовое развитие до и после Лиссабонского договора // Сравнительное конституционное обозрение. - 2012. - № 6 (91). - С. 121-138.

6. Barber N. The Limited Modesty of Subsidiarity // European Law Journal. - 2005. - Vol. 11. - P. 309-316. 7. Breton A., Cassone А., Fraschini А. Decentralization and Subsidiarity: Toward a Theoretical Reconciliation // International Journal of Law and Economics. - 1998. - Vol. 19. - Р. 21-51.

7. Constantin S. M. Rethinking Subsidiarity and the Balance of Powers in the EU in Light of the Lisbon Treaty and Beyond // Croatian Yearbook of European Law and Policy. - 2008. - Vol. 4. - P. 168-179.

8. Cooper I. Subsidiarity and Autonomy in the European Union // Pauly L. and Coleman W. (eds.). Global Ordering: Institutions and Autonomy in a Changing World. - Vancouver : UBC Press, 2008. - 534 p.

9. Elazar D. The United States and the European Union: Models for their Epochs // Nicola'i'dis K., Howse R. (eds.) The Federal Vision. - Oxford : OUP, 2001. - 344 p.

10. Estella A. The EU Principle of Subsidiarity and its Critique. - Oxford : OUP, 2002.- 289 p.

11. Fabbrini F. The Euro-Crisis and the Courts: Judicial Review and the Political Process in Comparative Perspective // Berkeley Journal of International Law. - 2014. - Vol. 31. - P. 108-119.

12. Fabbrini F. The Рrinciple of Subsidiarity: iCourts Working Paper Series 66/2016. Forthcoming in Tridimas T., Schütze R. (eds.). Oxford Principles of EU Law. - Oxford : OUP, 2016. - P. 12-24.

13. Fabbrini F., Granat K. «Yellow Card, but No Foul»: the Role of the National Parliaments under the Subsidiarity Protocol and the Commission Proposal for an EU Regulation on the Right to Strike // Common Market Law Review. - 2013. - Vol. 50. - P. 116-129.

14. Fasone C. Competing Concepts of Subsidiarity in the Early Warning Mechanism: LUISS Guido Carli School of Government Working Paper. SOG-WP4/2013. - Rome, 2013. - 29 p.

15. Friesen M. Subsidiarity and Federalism: an Old Concept with Contemporary Relevance for Political Society // Federal Governance: A Graduate Journal of Theory and Politics. - 2003. - P. 8-16.

16. Halberstam D. Federalism: Theory, Policy, Law // Rosenfeld M. and Sajó A. (eds.) The Oxford Handbook of Comparative Constitutional Law. - Oxford : OUP, 2012. - 585 p.

17. Horsley T. Subsidiarity and the European Court of Justice: Missing Pieces in the Subsidiarity Jigsaw? // Journal of Common Market Studies. - 2012. - Vol. 50. - Р. 3-19.

18. Hueglin T. O. Federalism, Subsidiarity and the European Tradition: Some Clarifications. - Telos, 1994. -

19. p.

20. Jancic D. The Barroso Initiative: Window Dressing or Democracy Boost? // Utrecht Law Review. - 2012. - Vol. 8. - P. 68-81.

21. Kumm M. Constitutionalising Subsidiarity in Integrated Markets: The Case of Tobacco Regulation in the European Union // European Law Review. - 2006. - Vol. 12. - № 4. - P. 515-526.

22. Lenaerts К. The Principle of Subsidiarity and the Environment in the European Union: Keeping the Balance of Federalism // Fordham International Law Journal. - 1993. - Vol. 17. - № 4. - Р. 865-887.

23. Lenaerts K., Nuffel P. European Union Law. - London : Sweet & Maxwell, 2011. - 213 p.

24. Lindseth P. Power and Legitimacy: Reconciling Europe and the Nation State. - Oxford : OUP, 2010. - 344 p.

25. MacCormick N. Questioning Sovereignty. - Oxford : OUP, 1999. - 257 p.

26. Peters J. National Parliaments and Subsidiarity: Think Twice // European Constitutional Law Review. - 2005. - Vol. 1. - P. 68-77.

27. Pimenova O. Subsidiarity as a 'Regulation Principle' in the EU // The Theory and Practice of Legislation. - 2016. - Vol. 4. - № 3. - P. 381-398.

28. Syrpis Ph. In Defense of Subsidiarity // Oxford Journal of Legal Studies. - 2004. - Vol. 24. - P. 330-241.


Для цитирования:


Пименова О.И. Субсидиарность как нравственная, философская и правовая категория. Актуальные проблемы российского права. 2017;(11):37-47. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.84.11.037-047

For citation:


Pimenova O.I. Subsidiarity as a Moral, Philosophical and Legal Category. Actual Problems of Russian Law. 2017;(11):37-47. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2017.84.11.037-047

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)