Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 11 (2017)

ТЕМА НОМЕРА: НРАВСТВЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ ПРАВА

11-15 12
Аннотация
Обзорная статья в целом освещает ход и некоторые ключевые моменты содержания Международной научно-практической конференции «Нравственное измерение и человеческий потенциал права», состоявшейся 21-22, 26 апреля 2017 г. в Университете имени О. Е. Кутафина (МГЮА) и посвященной 15-летию существующего на базе кафедры философских и социально-экономических дисциплин философско-правового клуба «Нравственное измерение права» под руководством доктора философских наук, профессора Вячеслава Михайловича Артемова.
16-22 7
Аннотация
Настоящая статья посвящена расширительному толкованию и применению этических норм, существующих и действующих в отношении адвокатов, что выражается в выдвижении повышенных требований к адвокатам как в рамках осуществления ими профессиональной деятельности, так и за ее пределами, т.е. фактически уже в сфере частной жизни адвокатов, с приведением примеров из истории адвокатуры Древнего Рима и Российской империи. Анализируются механизм формирования и выражения общественного мнения в отношении адвокатов, с поправкой на степень объективности этого мнения, а также мнения самого адвокатского сообщества в отношении отдельных его представителей в плане их нравственности. Отдельно на примере дела А. В. Лохвицкого показано чрезвычайно жесткое отношение русской присяжной адвокатуры к соблюдению нравственных требований присяжными поверенными и помощниками присяжных поверенных и исследованы причины такого отношения.
23-28 9
Аннотация
Статья посвящена проблематике соотношения категорий справедливости и права. Дискурс о справедливости является одним из наиболее древних как для философии, так и для юридической науки. Подходы к категории справедливости обозначались на протяжении истории как философами, так и деятелями юридической науки. Рассмотрены основные концепции, существовавшие на разных этапах истории, проанализированы взгляды философского и юридического сообщества, их взаимное влияние. В юриспруденции справедливость позиционируется в качестве принципа нормотворчества, деятельности государства, применения правовых норм. Например, справедливость юридической ответственности будет означать для правонарушителя наказание, соразмерное содеянному. Предназначение права - обеспечение торжества справедливости, а нравственность обеспечивает торжество совести. Делается вывод о том, что справедливость и право не тождественны, и ни одна из этих категорий не охватывает другую полностью. В то же время это взаимосвязанные и взаимопроникающие явления.
29-36 13
Аннотация
В статье исследуются становление и развитие категории правонарушения в воззрениях В. С. Соловьева. Анализируется формирование прообраза неправомерного поведения в рамках первобытной общины в контексте зарождения обычая кровной мести. На примере Русской Правды рассматривается соотношение частноправовых и публично-правовых начал в понятии правонарушения. На основе анализа основных трудов В. С. Соловьева формулируется вывод о значении его теоретико-правовых представлений для юридической науки. По мнению автора, глубокие, научно обоснованные выводы, безусловно, обогатили не только отечественную, но и мировую теоретико-правовую мысль, исследующую генезис, современное состояние и пути дальнейшего развития категории правонарушения.
37-47 12
Аннотация
В статье субсидиарность исследуется с двух позиций: нравственно-философской и правовой. Оба аспекта синергичны, предопределяя динамический и неоднозначный характер субсидиарности как принципа, нацеленного на лучшее достижение поставленной цели путем взаимопомощи и взаимной поддержки субъектов властных отношений. Не забирай у других то, что они с успехом могут сделать сами! В этом морально-нравственная квинтэссенция субсидиарности и наиболее значимый ценностный аспект ее практического применения. Не отрицая ее католических корней и философской природы, сегодня субсидиарность преимущественно рассматривают в качестве компетенционного принципа в системах многоуровневого принятия решений, в которых всегда встает вопрос о лучшем (надлежащем) уровне осуществления совместно принадлежащих полномочий. Включив принцип субсидиарности в свое первичное право и последовательно его развив в нормах учредительных договоров, Европейский Союз (ЕС) показал всему мировому сообществу практические способы применения данного принципа для целей качественного совершенствования наднационального законодательства, принимаемого по вопросам, совместно осуществляемым с государствами - членами ЕС. Не вдаваясь в глубокий анализ материального содержания принципа субсидиарности, автор особое внимание уделяет таким процедурным аспектам практического применения принципа субсидиарности в праве ЕС, как обоснование необходимости реализации регулирующих прерогатив ЕС (подлежащее включению в преамбулу законопроектов ЕС) и субсидиарный контрольный механизм (реализуемый национальными парламентами в отношении законопроектов ЕС). Не обойден вниманием также и судебный аспект практического применения принципа субсидиарности. По ходу исследования автором даются оценки эффективности применения принципа субсидиарности в ЕС как правовой категории. В заключение делается вывод о превалировании политического подхода к разрешению разногласий между наднациональным и национальными законодателями по поводу корректного применения принципа субсидиарности в законодательном процессе ЕС. Однако данный факт ни в коей мере не оказывает нивелирующего воздействия на правовую востребованность принципа субсидиарности для достижения целей лучшей реализации регулирующих прерогатив ЕС.

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

48-54 7
Аннотация
В статье отмечается, что трансформирующееся общество начала XXI в. существенным образом меняет условия функционирования социального института государства, создавая ряд угроз и вызовов социальному порядку и стабильности, прежде всего в информационно-коммуникационной подсистеме, а также в ряде других подсистем и структурных элементов. В силу сложившихся объективных обстоятельств социальный институт государства, реализуя функции социального контроля, с неизбежностью будет усиливать и модернизировать систему норм права, призванных эффективно противодействовать возникающим угрозам и вызовам.
55-61 7
Аннотация
Настоящая статья посвящена основным проблемам, связанным с раскрытием содержания культурно-воспитательной функции государства, в отношении которого автор приходит к выводу о присущем ему национальном элементе. В статье анализируется взаимосвязь содержания исследуемой функции и направлений культурной политики современной России, обосновывается вывод о признании в качестве одного из приоритетных направлений культурно-воспитательной функции государства деятельности по формированию российской национальной идентичности. Приведены основные подходы к вопросу о нахождении баланса между деятельностью государства по формированию российской национальной идентичности и задачами по сохранению национальной самобытности и интересов всех культур и этносов, представленных в государстве. Сформированы выводы о возможности развития и укрепления внутрироссийских культурных и образовательных связей с учетом межнациональных и межэтнических интересов.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

62-67 9
Аннотация
Настоящая статья посвящена проблемам реформирования систем управления и правоохранительной деятельности в современной России. На сегодняшний день проект вестернизации России, на который в предыдущие десятилетия возлагались большие надежды, себя не оправдал. В то же время за указанный период российский законодатель производил масштабную рецепцию зарубежных публично-правовых норм в отечественный правовой порядок. Внедрение многих конституционно-правовых принципов, характерных для стран Запада, часто производилось механистически, без оглядки как на особенности стран, в которых они формировались, так и на реальную возможность интеграции указанных новелл в отечественное правовое пространство. Данный процесс привел к целому ряду негативных результатов. Провал административной реформы, пробуксовки в реализации принципов, положенных в основу правоохранительной деятельности, фундаментальное расхождение между теорией местного самоуправления и практикой его реализации во многом говорят о необходимости пересмотра многих ныне действующих нормативных положений и поиска новых подходов к решению имеющихся проблем. В указанном исследовании производится попытка системно оценить вышеуказанный процесс, констатировать сделанные ошибки и обозначить пути поиска соответствующих альтернатив.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

68-73 9
Аннотация
Специальные налоговые режимы, введенные в налоговое законодательство для регулирования исполнения налоговых обязанностей индивидуальных предпринимателей и организаций малого и среднего бизнеса, играют особую роль во взаимодействии государства и налогоплательщиков, значительным образом упрощая и повышая эффективность налогообложения для обеих сторон. Однако в судебной практике, включая практику Конституционного Суда РФ, встречаются проблемы понимания правовой природы специальных налоговых режимов, разрешение которых необходимо для дальнейшего принятия обоснованных судебных решений. Настоящая статья посвящена выделению таких признаков специальных налоговых режимов, в первую очередь их системности, и предложению такого научного определения, которое позволило бы отграничить их от общего режима налогообложения и от обычной налоговой льготы.
74-83 7
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению механизма правового регулирования надзора в национальной платежной системе. В ходе проведенного исследования автор анализирует понятие «национальная платежная система», расширяя его содержание, прослеживает взаимосвязь надзора в национальной платежной системе и банковского надзора, исследует систему надзора в национальной платежной системе, включающую в себя субъект, объекты, отношения между соответствующими лицами, регулятивную подсистему, цели и принципы надзора. Делается вывод об особенностях правового положения Банка России в национальной платежной системе, обусловливающие нераспространение на платежную систему Банка России положений о надзоре. Также в статье изучаются формы надзора в национальной платежной системе, раскрывается содержание предварительного текущего и последующего надзора. Автор выделяет и анализирует правовые и организационно-правовые принципы, на основе которых Банк России осуществляет надзор в национальной платежной системе.
84-90 12
Аннотация
Недобросовестная налоговая конкуренция предполагает привлечение налогоплательщиков в экономику офшорных зон и налоговых гаваней, что влечет размывание налоговой базы других государств. В настоящее время большинство государств осуществляет меры противодействия недобросовестной налоговой конкуренции: с этой целью страны - члены ОЭСР разработали рекомендации по противодействию недобросовестной налоговой конкуренции посредством принятия национального законодательства, дополнения текстов двусторонних и многосторонних налоговых соглашений, а также расширения международного сотрудничества. В ходе проведенного исследования автор приходит к выводу, что для наиболее эффективной реализации данных мер необходимо взаимодействие всех заинтересованных государств, поскольку действия, предпринимаемые на международном уровне, будут более эффективными, чем принятие национальных мер борьбы с недобросовестной налоговой конкуренцией. Российская законодательная практика перенимает основные методы решения проблемы недобросовестной налоговой конкуренции, среди них: развитие законодательства о контролируемых иностранных компаниях и в сфере трансфертного ценообразование, создание системы автоматического обмена налоговой информацией, а также информацией, полученной от организаций финансового рынка.
91-95 17
Аннотация
Настоящая статья посвящена рассмотрению вопросов, связанных с регулированием государственного долга Российской Федерации. Проведенное исследование показало, что современная долговая политика имеет определяющее значение для функционирования государственного долга России, поскольку закладывает основные направления развития долговых отношений, заключающиеся в определении видов займов, состава кредиторов, усилении кредитного рейтинга государства. Установлено, что в настоящее время Российская Федерация имеет процентное соотношение государственного долга к внутреннему валовому продукту 17,7 %, по данным Международного валютного фонда, что не представляет угрозу национальной безопасности государства. В связи с этим Минфин России в 2017-2019 гг. планирует увеличить долю заемных средств среди источников доходов российского бюджета с 20 % в 2016 г. до 91 % в 2019 г. Россия разметила два транша среднесрочных еврооблигаций, которые были выкуплены инвесторами из Великобритании, Франции, Швейцарии, а также частично из Азии и США. Кроме того, планируется выпуск облигаций федерального займа, номинированных в китайских юанях и ориентированных на инвесторов из КНР.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

96-102 14
Аннотация
В статье исследуются актуальные вопросы, связанные с установлением надлежащего субъектного состава участников мирового соглашения. Выявленные в настоящей статье пробелы могли бы быть устранены путем сохранения наиболее удачных положений гражданского процессуального законодательства, с учетом правовых позиций, выработанных судебной арбитражной практикой, что нашло бы свое отражение в будущем едином кодексе гражданского судопроизводства. Автором, в частности, предлагается отнести к носителям права на заключение мирового соглашения в первую очередь лиц, связанных со спорным правоотношением, а именно истца, ответчика и третьего лица, заявляющего самостоятельные требования, а в исключительных случаях законодательно предусмотреть возможность участия третьих лиц без самостоятельных требований, когда мировым соглашением затрагиваются их права и обязанности.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

103-114 9
Аннотация
Статья посвящена правовому режиму наименований биологически активных добавок. Авторами предлагается выделять специальный правовой режим наименований биологически активных добавок, урегулировав его наравне с правовым режимом лекарственных средств. Доказывается, что наименование биологически активных добавок и право на это наименование как маркировку или обозначение товара возникает с момента регистрации соответствующей добавки в Федеральном реестре разрешенных биологически активных добавок. Предложено законодательно закрепить ограничения по присвоению наименований биологически активным добавкам из числа торговых наименований лекарственных средств и международных непатентованных наименований, а также производных от них, либо имеющих существенное сходство с ними. Недопустимость регистрации близких, сходных наименований для таких товаров, как биологически активные добавки и лекарственные средства, будет служить одним из правовых способов защиты прав как потребителей, так и предпринимателей. Обоснована необходимость введения дополнительных требований к оформлению дизайна упаковки, маркировки, инструкции по применению биологически активных добавок, отличных от лекарственных препаратов для медицинского применения.
115-120 5
Аннотация
В статье дается правовая характеристика инновационного научно-технологического центра и рассматриваются организации, входящие в его состав. Правила проекта трактуются как особые нормы права, которыми обладает управляющая компания. Она является акционерным обществом, имеет функции территориального органа управления инновационного научно-технологического центра и осуществляет полномочия по регулированию отношений при реализации проекта. Дается авторское понимание инновационного научно-технического центра как соединение организаций, своего рода конгломерация, целью деятельности которой является осуществление научно-технологической деятельности на территории инновационного научно-технологического центра по единым для всех участников проекта правилам.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

121-129 7
Аннотация
Объектом исследования в настоящей статье являются отношения по материальной ответственности работодателя, наступающей в связи с незаконным лишением работника возможности трудиться. Предметом исследования стали вопросы, связанные с понятием материальной ответственности работодателя за задержку выдачи работнику трудовой книжки, современным состоянием и дальнейшим развитием норм ТК РФ, направленных на регулирование данной разновидности юридической ответственности. Автор анализирует используемый в абз. 4 ст. 234 ТК РФ термин «задержка», определение которого в указанной норме отсутствует, что показало его способность охватить своим понятием такие категории, как «трудовая книжка» и «дубликат трудовой книжки». При этом особое внимание уделяется рассмотрению имеющейся в науке трудового права позиции, согласно которой материальная ответственность работодателя за задержку трудовой книжки наступает только в случае препятствования поступлению работника на другую работу. Методологическую основу исследования составили: общенаучный диалектический метод, универсальные научные методы (системно-структурный, функциональный, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции), а также специальные научные методы (сравнительно-правовой, формально-логический). Новизна исследования заключается в рассмотрении малоизученного в науке трудового права вопроса о материальной ответственности работодателя за задержку выдачи трудовой книжки. Особым вкладом в изучение материальной ответственности работодателя является научная разработка дефиниции термина «задержка», которая, по мнению автора, должна быть закреплена в абз. 4 ст. 234 ТК РФ, а также внесение предложений по совершенствованию норм трудового законодательства.

АДВОКАТУРА И НОТАРИАТ

130-140 14
Аннотация
В целях реализации государственной программы Российской Федерации «Юстиция» Минюстом России была разработана Концепция регулирования рынка профессиональной юридической помощи. Концепцию поддержала Федеральная палата адвокатов России. В то же время указанный документ активно критикуется юридическим сообществом. Концепция получила множество отрицательных отзывов заинтересованных сторон, в результате чего Правительство РФ ее не утвердило. Документ предполагал реализацию таких идей, как: адвокатская монополия на судебное представительство во всех видах судопроизводства, адвокатская монополия на оказание платной юридической помощи, коммерциализация адвокатуры путем имплементации рыночных механизмов в организацию адвокатской деятельности.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

141-150 5
Аннотация
Классическое коллизионное регулирование международных контрактов на практике нередко сталкивается со специальными институтами международного частного права, такими как публичный порядок и сверхимперативные нормы. Право, избранное сторонами международного контракта либо установленное судом в соответствии с коллизионными привязками, не затрагивает действие тех императивных норм, которые ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения. Понятие сверхимперативных норм в международном частном праве не имеет общепринятого определения. С учетом того, что подавляющее большинство таких норм не имеет прямого указания на свой сверимперативный статус, их выявление на практике значительно осложняется. Автор приходит к выводу, что исследование особого статуса норм права должно проводиться с учетом не только нормативных правовых актов, правоприменительной практики, но и доктрины. С указанных позиций комплексно анализируются нормы о снижении/уточнении неустойки в различных правовых семьях. В рамках исследования выявлен неоднородный подход континентальной системы права к вопросу сверхимперативности норм о снижении/уточнении неустойки. Определены три основных подхода к проблеме. Также с учетом исследования правовых источников различных стран выявлен подход мусульманской правовой семьи к анализируемому вопросу. Он представляется более однородным.
151-159 21
Аннотация
Рассматриваются теоретические и практические аспекты дел о транснациональном банкротстве. В частности, предлагается разграничение критериев банкротства, осложненного иностранным элементом, и процессуальных моделей его проведения. В основе исследования лежит анализ отечественного и зарубежного законодательства, судебной практики и правовой доктрины. В работе также приведен обзор сложившихся подходов при определении содержания принципа взаимности, применяемого в рамках экзекватуры иностранных судебных решений, а также отмечены особенности его применения российскими судами. Автор полагает, что внедрение в российскую правовую систему процессуальных моделей, активно применяемых в Европе и США, может послужить стимулом для усиления взаимодействия и экономического сотрудничества с зарубежными партнерами.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

160-166 11
Аннотация
Исследование правового регулирования финансовых отношений зарубежных государств с использованием метода сравнительного правоведения позволяет более полно оценить процессы, происходящие в области государственных финансов. Опыт Франции по реформированию государственного финансового контроля может быть использован при обновлении системы финансового контроля в России. Автором сделана попытка проследить истоки зарождения самой процедуры государственного финансового контроля в России и Франции. В статье кратко описаны этапы формирования и развития института государственного финансового контроля в России и Франции на протяжении восьми столетий. Рассматриваются правовые основы функционирования государственных учреждений, осуществлявших функции по контролю и надзору в сфере финансов в этот период. Данная статья может быть интересна слушателям курсов финансового права, налогового права, бюджетного права, особенно системы государственного контроля (надзора), кроме того, статья может быть интересна научным сотрудникам и иным лицам, непосредственно занимающимся развитием процедур и государственных инструментов, с помощью которых осуществляется регулирование сферы государственных финансов.
167-171 11
Аннотация
Статья посвящена сравнению понятия «налог» в Республике Корея и Российской Федерации. В статье определяется, что налог является базовый категорией и играет важную роль в теории финансового права в целом и в налоговом праве в частности. В научной доктрине существует множество определений понятия налога. На основе существующих определений автор делает вывод, что в правовой, экономической, социальной и политической науке определения налога различаются. Впервые в науке финансового права проводится сравнительный анализ рассматриваемой дефиниции в двух странах и выявляется, что в Российской Федерации существует легальное определения налога, которое закреплено в Налоговом кодексе РФ, в то же время в Республике Корея данный термин не нашел отражения в законе: он существует лишь в научной доктрине.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

172-179 6
Аннотация
В статье раскрывается понятие механизма обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду и на основе анализа Федеральных законов «Об охране окружающей среды», «Об охране атмосферного воздуха» и Лесного кодекса РФ делается вывод о том, что указанный механизм не оправдывает в полной мере своего назначения. Проведенное исследование показало, что общесоциальные и юридические условия (гарантии) реализации права граждан на благоприятную окружающую среду, заявленные в научной доктрине, на практике не могут быть использованы в полной мере всем населением нашей страны без исключения. Иными словами, механизм обеспечения реализации права граждан на благоприятную окружающую среду в действительности не в состоянии полностью выполнить ту роль, для которой он предназначен. Можно констатировать, что соответствующий механизм направлен на достижение прямо противоположной цели - вместо обеспечения реализации права на благоприятную окружающую среду он обеспечивает слабо контролируемую возможность использования ресурсов окружающей среды.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)