Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 18, № 6 (2023)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

11-17 294
Аннотация

Статья посвящена исследованию такого весьма актуального вопроса современной политической жизни России, как проведение политическими партиями процедуры предварительного голосования (праймериз). В частности, автором статьи на примере внутрипартийного регулирования процедуры предварительного голосования Всероссийской политической партией «Единая Россия» затрагивается вопрос конституционно-правовой ответственности кандидатов праймериз. В статье проводится анализ различных оснований конституционно-правовой ответственности кандидатов предварительного голосования. Предлагается классификация оснований ответственности на основания, имеющие юридический и политический характер. Рассматриваются также такие механизмы применения мер конституционно-правовой  ответственности кандидатов предварительного голосования, как отказ в регистрации кандидатов и исключение из списка кандидатов праймериз, проводится их сравнительно-правовой анализ со сходными институтами избирательного законодательства. Кроме этого, в статье исследуются специфические черты конституционно-правовой ответственности кандидатов предварительного голосования и особенности ее применения, в том числе в сравнении с нормами законодательства о выборах.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

18-28 412
Аннотация

Предметом исследования являются нормы национального законодательства о противодействии коррупции и о публичных закупках, а также научные работы о негативных последствиях коррупции в сфере публичных закупок. Цель исследования заключается в изучении и систематизации знаний о негативных последствиях коррупции в сфере публичных закупок. Задачами исследования выступают: изучение положений национального законодательства о противодействии коррупции в сфере публичных закупок; междисциплинарное исследование подходов к рассмотрению последствий коррупции и отдельных ее проявлений в сфере публичных закупок; систематизация негативных последствий коррупции в сфере публичных закупок с применением методов группировки и типологизации. В ходе исследования автором определены нормативные предпосылки актуальности изучения поставленного вопроса. Анализ результатов научных исследований последствий коррупции и отдельных ее проявлений в сфере публичных закупок позволил выделить две группы таких последствий: внутренние и внешние. С помощью метода типологизации выделены экономические, правовые, социальные, политические и нравственно-психологические негативные последствия. При применении междисциплинарного подхода к изучению негативных последствий рассматриваемого явления автору удалось выявить общеотраслевой характер таких последствий, заключающийся в их вредном воздействии не только на саму систему публичных закупок, но и на другие сферы общественной жизни, а впоследствии и на все основные государственные и общественные механизмы.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

29-36 229
Аннотация

Статья посвящена изучению правового регулирования механизма осуществления публичных социальных расходов в Российской Федерации. Определяется, что указанный механизм представляет собой систему, включающую в себя целый ряд элементов, которые группируются в определенные подсистемы, в том числе нормативную подсистему, принципы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в процессе осуществления расходов в социальной сфере, материальную основу расходов в социальной сфере, юридическую основу социальных расходов, которой служат бюджетные ассигнования, расходные и бюджетные обязательства публично-правового образования, виды социальных расходов, институциональная подсистема, включающая субъектов правоотношений, возникающих в процессе осуществления социальных расходов. Особое внимание в статье уделяется вопросам кодификации социального законодательства. Как отмечается в работе, данное законодательство очень подвижно: новые акты могут приниматься для поддержки отдельных слоев населения, которые ранее не были охвачены мерами социальной защиты; действующие нормативные правовые акты могут отменяться по миновании надобности, в них могут вноситься изменения в связи с пересмотром критериев предоставления мер социальной поддержки и т.д. В связи с этим обосновывается, что, несмотря на разрозненный характер, социальное законодательство в силу особенностей регулируемых общественных отношений в настоящее время не нуждается в кодификации на федеральном уровне.

37-51 502
Аннотация

Отсутствие единообразного, систематизированного и формализованного подхода к пониманию процесса деофшоризации финансовой системы РФ, его целей, актуального состояния и направлений развития влечет снижение эффективности противодействия использованию офшоров и причиняет ущерб публичным интересам. Вместе с тем значимость мероприятий по деофшоризации нельзя недооценивать: они способны существенно увеличить доходы бюджетов, насытить экономику денежными (в том числе кредитными и инвестиционными) ресурсами, сделать транспарентной систему владения финансовыми и нефинансовыми активами на территории РФ и за рубежом. Однако приходится констатировать, что деофшоризация в качестве публичной управленческо-регулятивной деятельности до настоящего времени системно не осмыслена ни в официальных государственных актах, ни в научных источниках. Целью настоящей работы является исследование деофшоризации как финансово-правовой категории и экономического явления, формирование научной дефиниции термина «деофшоризация», определение ее текущих целей и актуальных направлений реализации. При проведении исследования применялись аналитический и сравнительно-правовой методы. В результате с позиций науки финансового права сформулирована дефиниция термина «деофшоризация», выделены ее основные цели (противодействие использованию офшоров для уклонения от уплаты налогов, репатриация в российскую юрисдикцию денежных и неденежных активов из-за рубежа, обеспечение привлекательности использования национальной валюты РФ в целях накопления/сохранения капитала) и направления их практической реализации: 1) корректировка соглашений об избежании двойного налогообложения, а также воплощение в жизнь международной инициативы по установлению глобального минимального корпоративного налога; 2) редомициляция в РФ иностранных организаций, контролируемых российскими бенефициарами; 3) реализация комплекса мер, позволяющих обеспечить стабильный курс рубля и его использование в международной торговле.

52-60 232
Аннотация

Статья посвящена исследованию правовых механизмов воздействия со стороны международных организаций и иностранных государств на экономики недружественных государств, в том числе санкциям, их природе и последствиям применения. Кроме того, в статье анализируются правовые инструменты противодействия ограничениям, например освобождение от уплаты налога, а также нормы российского налогового законодательства и законодательства о драгоценных металлах, нормы иностранного законодательства, в частности Конституционного акта Канады, Акта об акцизах, судебная практика Конституционного Суда РФ. В статье среди прочего изучены последствия освобождения от уплаты НДС на покупку драгоценных металлов физическими лицами и их влияние на рынок сбыта драгоценных металлов. Проведено сравнительное исследование правового регулирования налогообложения операций с драгоценными металлами в Канаде и ее провинциях. Проанализировано доктринальное определение регулирующей функции налога.

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

61-67 412
Аннотация

В октябре 2022 г. в состав Российской Федерации было принято четыре новых субъекта: Донецкая Народная Республика, Луганская Народная Республика, Запорожская и Херсонская области, что поставило на повестку дня вопрос об интеграции их банковского бизнеса в общефедеральное правовое поле. В фокусе исследования вопросы: каким образом идет этот процесс и каково его влияние на национальную банковскую систему в целом? По результатам исследования выявляется, что правовое регулирование банковской системы новых субъектов Российской Федерации переживает переходный период, для которого характерно действие норм, принятых в этих регионах до их вхождения в состав Российской Федерации, а также актов чрезвычайного законодательства. Устанавливаются факторы, влияющие на банковскую деятельность в новых субъектах РФ: необходимость правовой трансформации, осуществление специальной военной операции, недружественные действия со стороны США и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций. Этим обуславливается крайне низкая доступность банковских услуг в данных субъектах РФ, что вызывает необходимость открытия в них филиалов и отделений российских банков. В завершение исследования, с учетом сделанных выводов о характере интеграции, предлагаются меры, направленные на поддержку банковской системы не только в новых регионах, но и в Российской Федерации в целом: увеличение лимитов на снятие наличных; списание кредитов, предмет залога по которым утрачен во время боевых действий, для физических и юридических лиц, находящихся в новых регионах; возобновление работы обменных пунктов; ускорение процесса ввода на банковский рынок небанковского поставщика платежных услуг; создание фонда урегулирования убытков банковского сектора; выработка механизма парламентского контроля за принимаемыми Банком России, Президентом РФ и Правительством РФ актами чрезвычайного регулирования.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

68-74 269
Аннотация

Технологии «искусственного интеллекта» нашли широкое применение в digital-медицине, в частности они используются для обработки информации, составляющей врачебную тайну пациентов. Эти сведения относятся к информационному элементу big data. Одной из ключевых проблем применения законодательства о врачебной тайне является проблема легальности раскрытия данной конфиденциальной информации. Так, судебная практика неоднозначно интерпретирует порядок посмертного раскрытия врачебной тайны определенным категориям лиц, отсутствует единый подход к определению минимального возраста для выражения согласия на раскрытие этих сведений. В статье исследованы проблемы, связанные с раскрытием информации, составляющей врачебную тайну. В частности, обосновывается, что согласие на раскрытие врачебной тайны является гражданско-правовой сделкой, минимальным возрастом для выражения данного согласия является возраст приобретения полной дееспособности (18 лет). При написании статьи было учтено современное состояние законодательства, цивилистической доктрины и правоприменительной практики.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

75-84 597
Аннотация

Автор статьи исходит из незыблемости положения о том, что жизнь человека возглавляет иерархию ценностей, охраняемых уголовным законом. Признание и фактическое закрепление данного положения — одно из безусловных достижений принятого в 1996 г. Уголовного кодекса Российской Федерации. Однако несметное количество дополнений и изменений, внесенных в УК РФ уже после его вступления в силу, вызывает вопрос о том, не ставят ли они под сомнение постулат о жизни человека как приоритетном объекте уголовно-правовой охраны?

Для ответа на этот вопрос в статье обосновывается тезис, согласно которому решающими показателями оценки жизни человека в качестве важнейшего объекта уголовно-правовой охраны являются место в системе Особенной части УК РФ, отведенное законодателем посягательству на жизнь (прежде всего убийству), и основания, установленные Общей частью УК РФ для назначения наиболее строгого из всех видов наказания (пожизненного лишения свободы / смертной казни). Исходя из этих показателей, изначально установленных в УК РФ, делается вывод о том, что на момент его вступления в силу жизнь человека действительно была на вершине системы ценностей и благ, охраняемых им. Однако в настоящее время данный вывод нельзя считать бесспорным, поскольку в УК РФ введены нормы, санкции которых строже санкции нормы об убийстве, а к основаниям назначения пожизненного лишения свободы теперь относятся не только посягательства на жизнь человека.

Сформулировано предложение о необходимости конструирования санкций норм — как вновь вводимых, так и уже имеющихся — таким образом, чтобы ни одно преступление не могло наказываться строже убийства. Кроме того, автор предлагает отказаться от законодательной и правоприменительной практики поглощения убийства квалифицирующими признаками других преступлений, имея в виду, что их надлежит квалифицировать исключительно по совокупности.

85-94 818
Аннотация

Преступление становится таковым при правильном определении общественной опасности. Понятия «общество» и «опасность» составляют основу понятия общественной опасности, которая является индикатором для криминализации и декриминализации деяния. В статье проводится лексический и доктринальный анализ понятия общественной опасности, ее социального значения и проблем выработки критериев ее определения в соотношении с благами и правами человека. Исторический анализ общественной опасности, ее актуальность и необходимость закрепления в действующем Уголовном кодексе Российской Федерации требуют более тщательно отнестись к понятию общественной опасности. Общественная опасность не только должна быть упомянута в уголовном законе, но и должны быть четко сформулированы критерии разграничения ее степени и характера. Своевременное и правильное определение общественной опасности позволяет адекватно относиться к криминализации и декриминализации без ущерба для общества. В статье предлагается авторское определение общественной опасности.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

95-104 432
Аннотация

В статье анализируется имеющаяся в отечественном правопорядке практика наложения ареста на криптовалюты. Отмечается нуждаемость правоприменителя в создании законодателем уголовно-процессуальных новелл по наложению ареста на криптовалюты. Приводится отечественная практика, признающая криптовалютные активы в качестве имущества в понимании гражданского законодательства. Критикуется механизм использования следственного эксперимента для конвертации криптовалютных активов в денежные средства. Анализируется возможность применения концепции привилегии против самоизобличения при проведении следственного эксперимента для конвертации криптовалютных активов в денежные средства. В статье предлагаются модели, которые могут быть выбраны законодателем при реализации наложения ареста на криптовалюты. Анализируются виды криптоносителей. Обосновывается вывод о том, что в силу большого разнообразия видов криптовалют единственной модели правоохранительным органам будет недостаточно при реализации ареста на такие активы. Автор предлагает законодателю выбрать смешанную модель уголовно-процессуального регулирования наложения ареста на криптовалютные активы, а также ввести в УПК РФ новую меру принуждения в виде конвертации цифровых активов в денежные средства.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

105-114 215
Аннотация

Концепт средневекового lex mercatoria переживает ренессанс в условиях глобального распространения информационно-коммуникационных технологий и масштабирования киберпространства. На смену глобализации пришла сетевизация, породившая явления сетей, сетевых сообществ, сетевых коммуникаций, сетевого права. В работе избран соответствующий ракурс исследования — взгляд на lex mercatoria через призму актуального сетевого мироустройства. Это привело к концептуализации lex communitas как «права сообщества», которое и является основным объектом изучения. Lex communitas рассматривается как современная историческая форма lex mercatoria, опосредующая негосударственное нормотворчество международных профессиональных сообществ, к множащимся функциональным подсистемам которого относятся lex informatica, lex sportivа, lex constructionis, lex petrolea, lex proprietas intellectualis, lex cryptographia, право устойчивого бизнеса (sustainable business law) и пр. Аффилированность с тем или иным профессиональным сообществом служит основанием для применения норм lex communitas. Данный подход в некотором смысле открывает перспективы для постановки проблемы об основаниях легитимности, о способах легитимизации норм негосударственного регулирования в предметной области международного частного права. Концепт lex communitas коррелирует с тем, как трансформируется современная система разрешения трансграничных частноправовых споров, всё в большей степени перемещаясь во внесудебную плоскость: от международного коммерческого арбитража к платформенным и децентрализованным системам. В работе предпринята попытка определить отдельные особенности современного этапа развития lex mercatoria, количественный состав норм которого стремительно множится параллельно с происходящими качественными изменениями в системе регулирования трансграничных частноправовых отношений.

115-121 478
Аннотация

Двойное и множественное гражданство порождается широким спектром явлений, которые на сегодняшний день выступают неотъемлемыми атрибутами межгосударственного общения. Зачастую би- и полипатризм возникает ввиду объективных причин, в отсутствие намерений индивида, а иногда и без его ведома. Это, конечно, не исключает заинтересованности лица и его целенаправленных действий на получение статуса би- или полипатрида, который в определенных случаях может означать дополнительные права для индивида. В статье анализируются причины возникновения двойного и множественного гражданства, условия, благодаря которым существование таких причин возможно сегодня, а также воздействие международного сообщества на те или иные предпосылки внутригосударственными и международными механизмами — как институционными, так и договорными. В заключение автором делается вывод о том, что двойное и множественное гражданство порождается разными причинами, что еще раз подтверждает тезис о различном содержании указанных явлений.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

122-133 233
Аннотация

Санкционные режимы западных стран демонстрируют высокую степень координации. Это касается практически всех аспектов санкционной политики, включая подходы к возможности конфискации имущества лиц, в отношении которых введены блокирующие санкции. Однако страны, поддерживающие автономные санкции в отношении России, идут к общей цели разными путями. Складывающиеся подходы к конфискации позволяют выделить два основных направления правового регулирования данного вопроса: конфискация может рассматриваться в законодательстве соответствующей страны или как инструмент санкционного законодательства, или как мера ответственности за нарушение санкционного законодательства. Только две страны на данный момент избрали путь использования конфискации как самостоятельного инструмента санкционной политики: Украина и Канада. Возможно, к ним присоединятся США, однако в настоящее время они, как и Швейцария, используют конфискацию только в рамках противодействия противоправной деятельности. Разработанные Европейской комиссией проекты директив демонстрируют стремление ЕС не подвергать риску обязательства по защите частной собственности и предусматривают возможность конфискации в исключительных случаях как меру воздействия в рамках противодействия преступной деятельности. Принимая во внимание значение защиты частной собственности для обеспечения благоприятного инвестиционного климата, наиболее вероятно, что доминирующим станет второй путь: конфискация активов будет рассматриваться только как средство реагирования на нарушения законодательства страны, поддерживающей автономные санкции.

134-141 316
Аннотация

Развитие информационных технологий и глобальное изменение экономической ситуации в мире обусловили необходимость адекватного правового регулирования криптовалютного оборота. Соблюдение баланса частных и публичных интересов в процессе конфискации виртуальных активов как продуктов преступной деятельности или средств совершения преступления является важнейшим элементом сохранения стабильности уголовно-правовых механизмов противодействия преступности. На примере Соединенных Штатов Америки в статье анализируются модели конфискации криптовалют и цифровых активов в виде уголовной, гражданской и административной конфискации, а также законодательные инициативы, которые позволяют правоохранительным органам США как обеспечивать возможность возмещения вреда потерпевшим от преступной деятельности, так и восстанавливать социальную и общественную справедливость в целях недопущения развития преступной деятельности. Автором сделан вывод о возможности использования положительного опыта США в рамках российского правового регулирования.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

142-157 271
Аннотация

Статья посвящена месту и роли экологического законотворчества в системе социального, социально-экономического планирования. Рассматривается планирование как деятельность специальных субъектов в сфере обеспечения благоприятной окружающей среды, рационального природопользования и обеспечения экологической безопасности, осуществляемая правовыми средствами.

Авторами проведен анализ экологического законотворчества за последние десятилетия и выявлены основные тенденции его трансформации. Исследованы основные причины современного состояния экологической политики и законодательной деятельности.

Показано, что для нашей страны, имеющей самую целостную и органичную систему стратегического планирования, крайне важен вопрос о повышении эффективности всех видов и форм планирования, но особенно экологического или эколого-экономического.

Обосновано, что для дальнейшего правотворчества в области экологического развития и экологической безопасности необходима новая методология подготовки, принятия и создания механизмов реализации законодательства. Всё большая фрагментация экологического законодательства, выделение всё новых и новых отраслей экологического права становится самым большим препятствием для содержательного и эффективного планирования и правоприменения. Понадобится слишком много усилий для гармонизации уже принятого законодательства и будущих актов, построенных по принципу «новая проблема — новая отрасль».

РЕЦЕНЗИИ

158-162 401
Аннотация

Рецензия подготовлена на монографию известного ученого и практического работника Петра Павловича Серкова: Серков П. П. Правоотношение (Теория и практика современной правовой политики) : монография : в двух частях / П. П. Серков. — Часть первая : Правовая доктрина и меры правовой политики. — М. : Норма, 2023. — 872 с. ; — Часть вторая : Обобщение юридических опытов восхождения к человеку, обществу и государству. — М. : Норма, 2023. — 672 с.

Рецензируемый научный труд профессора П. П. Серкова — это комплексное теоретико-прикладное исследование общих и специальных вопросов права, в том числе особенностей возникновения, изменения и прекращения правоотношений в различных сферах социальной жизни, в целях определения эффективности правовых регуляторов. Энциклопедический подход совместно с глубокими теоретическими обобщениями используется автором и при характеристике отраслевых правовых проблем. Читатель найдет в двухтомнике оригинальные суждения о конституционных, международных, материальных, процессуальных и об иных видах правоотношений. Рецензенты приходят к выводу, что этот фундаментальный труд вносит весомый вклад в теорию права и историю политико-правовых учений, а также будет весьма полезен практике правоприменения.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)