Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Суд над Эйхманом: этический взгляд

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.99.2.051-061

Полный текст:

Аннотация

Судебный процесс над Эйхманом, задуманный как воплощение единства морали и права, обнаружил сложное переплетение и конфликт правовых и моральных моментов, актуализировал идею нерядоположенности морали и права, выявил противостояние моральности и социальности, поставил и философов, и юристов перед необходимостью пере- осмыслить фундаментальные понятия и основания мышления о морали и праве. Этический взгляд на этот процесс возможен лишь как взгляд морального субъекта, то есть того, кто ответственен за Аушвиц как свой поступок: для него центральным является вопрос о том, как не совершить радикальное зло, не соучаствовать в нем. Ответ предполагает переосмысление идеи морали, противопоставление ее социальности, в том числе — освобождение от правовых смыслов. Обращение к материалам процесса над Эйхманом позволяет описать ряд требующих осмысления моментов: различия Эйхмана и свидетелей в моральной окрашенности языка, во вписанности в логику судебного процесса, в отношении к собственной вине, в понимании правды, в отношении к факту; возможность правового и морального отношения к радикальному злу, разрушившему право и мораль как основания его оценки, судебную рутинизацию зла и инструментализацию морали, позволяющую вынести обвинительный приговор, различие в понимании поступка в этике и праве и др. Последовательный этический ответ связан с полаганием абсолютного запрета на убийство, не опирающегося на мораль или право, но являющегося их основой.

Об авторе

О. П. Зубец
Институт философии Российской академии наук.
Россия

Зубец Ольга Прокофьевна, кандидат философских наук, старший научный сотрудник.

109240, Россия, г. Москва, ул. Гончарная, д. 12/1.



Список литературы

1. Агамбен Дж. Homo sacer. Что остается после Освенцима: архив и свидетель. — М. : Европа,

2. — 192 с.

3. Арендт Х. Эйхман в Иерусалиме. История обыденных злодеяний / пер. с англ. В. Гопмана. — Иерусалим—Москва : ДААТ/Знание, 2008. — 324 с.

4. Ланг Й. Протоколы Эйхмана. Записи допросов в Израиле. — М. : Текст Лехаим, 2007. — 285 с.

5. Ланцман К. Шоа / пер. с франц. П. Каштанова. — М. : Новое издательство, 2016. — 385 с.

6. Леви П. Канувшие и спасенные. — М. : Новое издательство, 2010.

7. Симкин Л. Его повесили на площади Победы. Архивная драма. — М. : АСТ, 2018.

8. Bauman Z. Sociology after the Holocaust // The British Journal of Sociology. — 1988. — Vol. 39. — № 4. — P. 469—497.

9. Keydar R. Rethinking Plurality: On Ethics and Storytelling in the Search for Justice // Hebrew University of Jerusalem Legal Research Paper. — 2015. — No. 16–21. — URL: http://dx.doi.org/10.2139/ssrn.2717407 (дата обращения: 20.05.2018).

10. Landsman S. The Eichmann case and the invention of the witness-driven atrocity trial // Columbia journal of transnational law. — 2012. — Vol. 51. — № 1. — P. 69—119.


Для цитирования:


Зубец О.П. Суд над Эйхманом: этический взгляд. Актуальные проблемы российского права. 2019;(2):51-61. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.99.2.051-061

For citation:


Zubets O.P. The Eichmann trial: an ethical view. Actual Problems of Russian Law. 2019;(2):51-61. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2019.99.2.051-061

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)