Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.128.7.125-135

Аннотация

Использование многих достижений научно-технической революции содержит в себе риски, в том числе уголовно-правовые. Однако данное обстоятельство не может служить преградой на пути прогресса, инструментами которого являются эти достижения. Очевидно, что уголовное преследование может иметь место только тогда, когда не соблюдаются разумные и минимальные требования, направленные на недопущение причинение вреда в ситуации, в которой он не должен быть причинен. УК РФ как минимум должен не мешать прогрессу, а как максимум — способствовать ему. Именно этой цели призваны служить предлагаемые в уголовно-правовой литературе для дополнения УК РФ нормы о беспилотниках, к которым относятся любые беспилотные мобильные средства (БПМС), в первую очередь беспилотные транспортные средства (БПТС) и беспилотные летательные аппараты (БПЛА), беспилотные воздушные суда (БПВС). Критический анализ указанных норм позволяет утверждать, что нет никакой необходимости создавать свое собственное — уголовно-правовое определение беспилотного транспортного средства. Достаточно использовать то определение, которое имеется в профильном, транспортном законодательстве. Отвергается необходимость дополнения составов, предусмотренных отдельными статьями УК РФ, квалифицирующим признаком «совершение преступления с использованием БПЛА», и высказывается идея о целесообразности дополнения ст. 63 УК РФ нормой, предоставляющей суду право самому решать, при совершении какого именно преступления считать использование БПМС (БПТС, БПЛА, БПВС и др.) отягчающим наказание обстоятельством.

Об авторе

С. М. Кочои
Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Россия

Кочои Самвел Мамадович, доктор юридических наук, профессор, профессор кафедры уголовного права, заслуженный работник высшей школы РФ, почетный работник юстиции России

Садовая-Кудринская ул., д. 9, г. Москва, Россия, 125993



Список литературы

1. Ананенко А. О. Основные направления совершенствования правового регулирования использования беспилотных транспортных средств // Транспортное право и безопасность. — 2020. — № 2 (34). — С. 76–83.

2. Бимбинов А. А. Криминальные угрозы транспортной среды «умного города» // Юридическая наука и практика. Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2020. — № 3 (51). — С. 94–99.

3. Грачева Ю. В., Коробеев А. И., Маликов С. В., Чучаев А. И. Высокоавтоматизированные транспортные средства: угрозы информационной системе безопасности и правовая ответственность // Государственная власть и местное самоуправление. — 2020. — № 12. — С. 3–9.

4. Иликбаева Е. С. Крайняя необходимость и действия искусственного интеллекта // Евразийский юридический журнал. — 2020. — № 12 (151). — С. 244–246.

5. Каух П. В., Шишкин Н. Д., Дидковский Е. В. Проблемы правового регулирования использования беспилотных транспортных средств в уголовном праве // Colloquium-Journal. — 2019. — № 13-13 (37). — С. 8–10.

6. Коробеев А. И., Чучаев А. И. Беспилотные транспортные средства: новые вызовы общественной безопасности // Lex russica. — 2019. — № 2. — С. 9–28.

7. Кочои С. М. Ответственность за корыстные преступления против собственности : монография. — М. : Профобразование, Антэя, 2000. — 288 с.

8. Куфлева В. Н., Соболев Д. В., Фирсов В. В. Проблемные аспекты квалификации преступлений с исполь- зованием беспилотного транспортного средства // Человек: преступление и наказание. — 2019. — Т. 27 (1–4). — № 3. — С. 335–342.

9. Маслакова Е. А., Приходько Н. Ю. Уголовно-правовая регламентация неправомерного использования беспилотных летательных аппаратов (беспилотных воздушных судов) как потенциальной угрозы транспортной безопасности в национальном и зарубежном законодательстве // Российский следователь. — 2020. — № 6. — С. 67–71.

10. Трофимов В. Е. Беспилотные транспортные средства как потенциальный предмет уголовных правоотношений // Управление деятельностью по обеспечению безопасности дорожного движения: состояние, проблемы, пути совершенствования. — 2020. — № 1 (3). — С. 422–430.

11. Фетисов В. С., Неугодникова Л. М., Адамовский В. В., Красноперов Р. А. Беспилотная авиация: терминология, классификация, современное состояние / под ред. В. С. Фетисова. — Уфа : Фотон, 2014. — 217 с.

12. Фокин М. С., Рязанов Н. С. Актуальные проблемы уголовно-правовой регламентации противоправного использования беспилотных мобильных средств // Актуальные проблемы российского права. — 2018. — № 1. — С. 103–110.

13. Чучаев А. И., Маликов С. В. Механизм дорожно-транспортного происшествия с участием беспилотника: постановка проблемы // Актуальные проблемы российского права. — 2020. — № 6. — С. 160–168.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Кочои С.М. Уголовно-правовые риски использования беспилотных транспортных средств. Актуальные проблемы российского права. 2021;16(7):125-135. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.128.7.125-135

For citation:


Kochoi S.M. Criminal Law Risks when Using Unmanned Vehicles. Actual Problems of Russian Law. 2021;16(7):125-135. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2021.128.7.125-135

Просмотров: 452


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)