Проблемы организации и компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации (на примере республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан)
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2023.149.4.021-030
Аннотация
Упразднение конституционных (уставных) судов повлекло за собой появление в субъектах РФ новых органов конституционного контроля (надзора) — конституционных (уставных) советов, действующих при законодательных органах субъектов РФ. Но при этом федеральное законодательство лишь допускает возможность образования этих органов, никак не конкретизируя их статус. В статье проводится сравнительно-правовой анализ законодательства о конституционных советах трех субъектов РФ — республик Адыгея, Саха (Якутия) и Башкортостан, в которых данные органы уже сформированы. Показаны основные модели правового статуса конституционного совета, использованные законодателем этих субъектов РФ: как экспертно-консультативного органа (Адыгея); как института, преимущественно обеспечивающего законодательную деятельность в субъекте РФ, но наделенного полномочием и в сфере последующего нормоконтроля, реализуемым в связи с жалобами граждан (Башкортостан); как органа, осуществляющего и предварительный, и последующий нормоконтроль в связи с обращениями государственных органов и должностных лиц (Саха (Якутия)). Раскрыты основные проблемы соответствующего законодательного регулирования и его реализации. Сделан вывод о том, что преимущественно рекомендательный характер полномочий конституционных (уставных) советов, отсутствие в федеральном законодательстве норм, обеспечивающих реализацию их решений, существенно снижают эффективность деятельности этих органов в сфере правовой охраны конституций (уставов) субъектов РФ.
Ключевые слова
Об авторе
О. В. БрежневРоссия
Брежнев Олег Викторович, доктор юридических наук, профессор кафедры финансового права, конституционного, гражданского и административного судопроизводства
ул. 50 лет Октября, д. 94, г. Курск, 305040
Список литературы
1. Зикеев В. А. О региональных аспектах реформы конституционного нормоконтроля в Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. — 2021. — № 4. — С. 12–16.
2. Кряжков В. А. Конституционный контроль в субъектах Российской Федерации: каким он может быть после упразднения конституционных (уставных) судов // Государство и право. — 2021. — № 9. — С. 65–74.
3. Курятников В. В. Правовая охрана основного закона субъекта Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2022. — № 8. — С. 47–52.
4. Миронов Д. Н. Конституционный совет при парламенте субъекта РФ (к вопросу об интеллектуальной модели) // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 9. — С. 71–75.
5. Митусова И. А. Причины упразднения института конституционного (уставного) правосудия в субъектах Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. — 2021. — № 11. — С. 58–60.
6. Хуснутдинов Ф. Г. Право граждан на обращение в органы конституционной юстиции субъектов Российской Федерации // Журнал конституционного правосудия. — 2022. — № 6. — С. 16–20.
Рецензия
Для цитирования:
Брежнев О.В. Проблемы организации и компетенции конституционных (уставных) советов субъектов Российской Федерации (на примере республик Адыгея, Саха (Якутия), Башкортостан). Актуальные проблемы российского права. 2023;18(4):21-30. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2023.149.4.021-030
For citation:
Brezhnev O.V. Problems of Organization and Competence of Constitutional (Statutory) Councils of Constituent Entities of the Russian Federation (Case Studies of the Republics of Adygea, Sakha (Yakutia), Bashkortostan). Actual Problems of Russian Law. 2023;18(4):21-30. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2023.149.4.021-030