Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Правовая охрана фирменного стиля: российский и зарубежный опыт

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.166.9.068-081

Аннотация

В работе рассматриваются понятие и сущность фирменного стиля как правового явления. Анализируются зарубежные подходы к правовой охране фирменного стиля. Делается вывод о близости российского института фирменного стиля к европейскому, который предполагает предоставление правовой охраны фирменному стилю либо в качестве объекта интеллектуальной собственности, либо в рамках конкурентного права. В сфере недобросовестной конкуренции фирменный стиль является квазиобъектом правовой охраны, субъективное право на который не возникает, что предопределяет сложности обеспечения защиты частного интереса. Исследуются проблемные аспекты установления нарушения законодательства о защите конкуренции, связанного с созданием смешения, а также доказывания связанных с ним убытков. Делается вывод о меньшей эффективности данного правового института по сравнению с традиционными правовыми режимами признанных объектов интеллектуальных прав, что объясняется направленностью законодательства о защите конкуренции на защиту публичного, а не частного интереса.

Об авторе

А. И. Минакова
Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»; ООО «Интелайт»
Россия

Минакова Алина Игоревна, аспирант кафедры гражданского и предпринимательского права юридического факультета Новосибирского государственного университета экономики и управления «НИНХ»: юрист ООО «Интелайт»

Каменская ул., д. 56, г. Новосибирск, Россия, 630099



Список литературы

1. Алексеева А. А., Борзило Е. Ю., Корнеев В. А., Писенко К. А., Разгильдеев А. В., Сафонов В. В. Обновление концепции антимонопольного регулирования. Научно-практический комментарий к постановлению Пленума ВС РФ от 04.03.2021 № 2 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением судами антимонопольного законодательства» // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. — 2022. — № 5–7.

2. Антропова Т. Ю. Внутренний PR — как сделать коллектив командой? // Руководитель бюджетной организации. — 2021. — № 12.

3. Богданов Д. Е., Богданова С. Г. Возмещение вреда, причиненного картелем, в российском и зарубежном праве // Юрист. — 2022. — № 4.

4. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга первая: Общие положения. — 3-е изд., стереотип. — М. : Статут, 2001.

5. Грибанова С. В. Защита исключительного права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации: некоторые вопросы теории и правоприменительной практики // Законы России: опыт, анализ, практика. — 2019. — № 9.

6. Егорова М. А. Возмещение убытков как способ защиты гражданских прав при нарушении антимонопольного законодательства // Lex russica. — 2017. — № 5. — С. 95–104.

7. Егорова М. А. К вопросу о возмещении убытков, причиненных нарушениями антимонопольного законодательства // Юрист. — 2019. — № 4.

8. Снопкова А. В. Фирменный стиль: средства и способы правовой защиты // Право цифровой экономики — 2022 (18) : ежегодник-антология / рук. и науч. ред. д-ра юрид. наук. М. А. Рожкова. — М. : Статут, 2022. — С. 235–263.

9. Червяков А. С. Как защитить свой бренд с помощью фирменного стиля // Право и бизнес. — 2021. — № 4.

10. Farkas Th. Trademark protection for store designs. One trademark a day keeps Apple’s competitors away // URL: https://revistas.uexternado.edu.co/index.php/propin/article/view/3920/4353 (дата обращения: 07.10.2023).

11. Fromer J. C., McKenna M. P. Claiming Design // University of Pennsylvania Law Review. — 2018. — Vol. 167. — № 1. — P. 123–210.

12. Llewelyn G. I. D. Product shape and trade dress protection under trademark law in Europe // International intellectual property law and policy. — 2001. — Vol. 6. — Chapter 24. — P. 24–1–14-15.

13. Wong M. M. Aesthetic Functionality Doctrine and the Law of Trade-Dress Protection // Cornell Law Review. — 1998. — Vol. 83. — № 4. — P. 1116–1167.


Рецензия

Для цитирования:


Минакова А.И. Правовая охрана фирменного стиля: российский и зарубежный опыт. Актуальные проблемы российского права. 2024;19(9):68-81. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.166.9.068-081

For citation:


Minakova A.I. Legal Protection of Corporate Identity: Russian and Foreign Experience. Actual Problems of Russian Law. 2024;19(9):68-81. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2024.166.9.068-081

Просмотров: 372


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)