ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ
В работе освещаются правовые пробелы, возникшие в связи с активным внедрением цифровых технологий в избирательный процесс, устранение которых позволит усовершенствовать механизм защиты избирательных прав граждан РФ, а также восстановления нарушенных прав. Рассматривается вопрос необходимости детализации правового регулирования дистанционного электронного голосования (ДЭГ), в том числе установления критериев, позволяющих субъектам РФ проводить выборы с использованием ДЭГ, введения в Кодекс РФ об административных правонарушениях дополнительных составов административных правонарушений, связанных с нарушением порядка проведения электронного голосования, устранения возможных допущений нарушения тайны голосования. В работе поднимаются темы предвыборной агитации в сети Интернет, возможных пределов применения нейросетей, требующих законодательной регламентации, а также рисков влияния со стороны кандидатов-конкурентов путем распространения недостоверных сведений с предложением введения мер ответственности. Указывается на фальсификации как одну из существенных угроз применения искусственного интеллекта в ходе избирательных кампаний, необходимость маркировки генерируемого нейросетями контента, введения санкций за неоднократное нарушение установленных требований, начавшуюся законотворческую деятельность в этом направлении.
Дискриминация является одним из главных препятствий на пути реализации конституционного принципа свободы труда, в том числе лицами предпенсионного и пенсионного возраста. При этом принципы запрещения дискриминации в сфере труда и свободы труда во многих случаях выступают по отношению друг к другу в качестве необходимого условия реализации права на труд. Отношение к возрасту как признаку дискриминации отличается от подхода к другим дискриминационным основаниям и в законодательстве, и в правоприменительной практике. Основной предпосылкой для столь неоднозначного взгляда на указанный дискриминационный признак является отсутствие его конституционного закрепления. Причем возраст как элемент принципа равноправия отсутствовал в советском конституционном и трудовом законодательстве, а в действующий ТК РФ вошел только в 2006 г. Конституционный Суд РФ, по существу, признает допустимым и установление в отдельных случаях возрастных ограничений для замещения отдельных должностей, и использование особого правового регулирования трудовых отношений с участием пенсионеров, т.е., по сути, на основании возрастного критерия. Поддерживается идея о целесообразности дополнения в будущем Конституции РФ положением о запрещении дискриминации по возрасту. Вместе с тем и до внесения соответствующих поправок у Конституционного Суда РФ имеются все формальные основания скорректировать подход к возрасту как основанию дискриминации, что позволило бы обеспечить полноценную реализацию конституционного принципа свободы труда при регулировании трудовых отношений с участием лиц предпенсионного и пенсионного возраста.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС
В статье исследуются особенности нормативного закрепления порядка установления и реализации режима повышенной готовности в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV) в правовых актах высших должностных лиц более 35 субъектов РФ. Рассмотрены некоторые проблемные вопросы режима повышенной готовности с точки зрения теоретических и законодательных аспектов. В частности, исследованы некоторые особенности нормативного закрепления отдельных элементов правового режима повышенной готовности в правовых актах высших должностных лиц субъектов РФ. Систематизированы научные подходы к классификации полномочий исполнительных органов государственной власти РФ и субъектов РФ в условиях режима повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций. Определено, что правовая регламентация деятельности публичной администрации в условиях режима повышенной готовности и чрезвычайных ситуаций является самодостаточным компонентом в общей системе законодательного регулирования особых (экстраординарных) правовых режимов. Обозначены некоторые актуальные проблемы правоприменения и вопросы совершенствования правового регулирования режима повышенной готовности. В результате сравнительного анализа правовых актов высших должностных лиц субъектов РФ сделан вывод о применении индивидуального юридико-технического инструментария, который обусловлен различным нормативным закреплением основных элементов механизма правового регулирования, в частности оснований, цели, обстоятельств введения режима повышенной готовности. Авторами формулируются предложения по совершенствованию отдельных правовых актов высших должностных лиц субъектов РФ, направленные на индивидуализацию условий установления правового режима повышенной готовности и дифференциацию полномочий публичной администрации по его обеспечению на территории субъекта РФ.
ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
В статье рассматривается соотношение публично-правовых и частноправовых элементов финансовой правосубъектности кредитных организаций в различных сферах финансовой деятельности. Проанализирован правовой статус уполномоченного банка в валютных, налоговых, кредитных и иных правоотношениях, отмечено содержательное различие категорий «уполномоченный банк» и «банк-агент» с точки зрения делегирования им публичных и частных полномочий в финансовом праве. Высказано предложение заменить отбор банков-агентов и уполномоченных банков для различных сфер финансовой деятельности процедурой аккредитации, проводимой Банком России совместно с органом власти, осуществляющим полномочия в соответствующей сфере. Кредитные организации в финансовом праве по характеру превалирующего интереса следует подразделить на две группы: публичные кредитные организации и частные кредитные организации. Обеспечивая устойчивость, бесперебойное функционирование, мониторинг и управление рисками значимых субъектов банковской системы, законодатель и ЦБ РФ формируют и изменяют их правовой статус, наделяя их публичными обязанностями.
ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Предпосылкой исследования исключения из конкурсной массы имущества гражданина-должника как гарантии защиты его имущественных и неимущественных прав выступает длительное становление законодательства о банкротстве, оказавшее влияние на идеологию мер защиты прав и интересов гражданина-должника, переосмысление мер защиты имущественных и неимущественных прав должника в условиях обновляющегося экономически ориентированного и процессуального законодательства. Конфликт интересов должника и кредиторов является одной из трудноразрешимых проблем института банкротства, актуализирующих совершенствование механизмов защиты прав должника. То, что институт банкротства граждан предусматривает механизмы защиты личных неимущественных (естественных) прав гражданина, наряду с механизмами защиты его имущественных прав, не противоречит имущественно-правовым свойствам данного правового института, выделенным в цивилистической науке. Взаимосвязанность имущественных прав должника с его личными неимущественными правами служит идейным фактором, обосновывающим необходимость исключить из конкурсной массы определенные виды имущества и доходов должника, носящие социальный характер, поскольку они обслуживают быт должника, его личные потребности и потребности членов его семьи.
ПРАВОВАЯ ОХРАНА РЕЗУЛЬТАТОВ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Онлайн-курсы в последнее время все чаще стали создаваться и использоваться в различных областях знаний. Благодаря распространению онлайн-обучения появилось больше возможностей для развития. Вместе с тем большое количество созданных авторских курсов начинают копировать и без согласия авторов правообладателей распространять в сети «Интернет». В статье автор рассматривает правовую природу онлайн-курсов, вопросы судебной практики, приводит примеры, когда онлайн-курсы могут быть признаны сложными объектами интеллектуальных прав. В статье 1240 ГК РФ содержится ограниченный перечень сложных объектов, однако онлайн-курсы могут быть отнесены к мультимедийным продуктам, базам данных или аудиовизуальным произведениям с учетом имеющихся признаков таких объектов. Автор также рассматривает наиболее частые случаи нарушения прав авторов и правообладателей на онлайн-курсы и приводит анализ судебной практики.
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО
В работе рассматриваются понятие и сущность фирменного стиля как правового явления. Анализируются зарубежные подходы к правовой охране фирменного стиля. Делается вывод о близости российского института фирменного стиля к европейскому, который предполагает предоставление правовой охраны фирменному стилю либо в качестве объекта интеллектуальной собственности, либо в рамках конкурентного права. В сфере недобросовестной конкуренции фирменный стиль является квазиобъектом правовой охраны, субъективное право на который не возникает, что предопределяет сложности обеспечения защиты частного интереса. Исследуются проблемные аспекты установления нарушения законодательства о защите конкуренции, связанного с созданием смешения, а также доказывания связанных с ним убытков. Делается вывод о меньшей эффективности данного правового института по сравнению с традиционными правовыми режимами признанных объектов интеллектуальных прав, что объясняется направленностью законодательства о защите конкуренции на защиту публичного, а не частного интереса.
УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Оценка причиненного преступлением вреда является одним из сложных вопросов теории уголовного права и практики применения закона. Правовая характеристика упущенной выгоды как разновидности убытков в настоящее время не исследована в полной мере даже в гражданско-правовом аспекте, что влияет на определение характера материального вреда в уголовном праве и, как следствие, ущерба от преступлений. В статье рассматриваются различные подходы к уголовно-правовому значению упущенной выгоды, сформулирован вывод, что уголовно-правовая характеристика упущенной выгоды в преступлениях в сфере экономики заключается в неотъемлемой составляющей (упущенной выгоде и реальном ущербе) характера и размера ущерба, поскольку определение упущенной выгоды влияет на качественные и количественные критерии ущерба. О необходимости учета упущенной выгоды в составах преступлений в сфере экономики свидетельствует особенность родового, непосредственного объекта, объективной стороны применительно к конкретному деянию. Для целей уголовного законодательства имеет значение установление упущенной выгоды в форме неполучения должного, в то время как форма неполучения вероятного для квалификации не имеет значения.
Современный криминал претерпевает цифровую трансформацию, о чем свидетельствует характер совершаемых преступлений. В настоящее время преступниками активно применяются новые технологии с целью минимизации объема офлайновых действий при выполнении объективной стороны преступления. Развитие онлайн-сервисов позволяет злоумышленникам совершать преступные деяния руками третьих лиц, действующих из корыстных побуждений либо в результате обмана, зачастую не осознавая свое соучастие в преступлении. Современные технологии дают возможность совершать невиртуальные преступления полностью дистанционно благодаря сервисам онлайн-услуг. Перечень таких преступлений постоянно расширяется. Новым трендом стали дистанционные похищения людей, о проблемах квалификации которых пойдет речь в настоящей статье. Формируются идеи de lege ferenda, выраженные в изменении действующей конструкции состава о похищении человека и актуализации разъяснений Верховного Суда РФ.
В статье исследуются закономерности исторического развития толкования как интеллектуальной деятельности через синергию правового и религиозного знания. Автором делается ряд важных выводов, представляющих собой новый взгляд на хронологические рамки возникновения толкования и разработки его методологического аппарата, а также выявляется ряд закономерностей, связанных с его последующим многовековым развитием. К числу последних относятся, в частности: 1) приоритет буквальной интерпретации над «не буквальной» как в области богословия, так и в нормативном толковании; 2) политизированность и «телеологичность» толкования в широком смысле; 3) использование в правовом поле аналогии как средства расширения социального регулирования там, где прибегать к толкованию невозможно или нецелесообразно. Для достижения целей исследования автором использованы теоретические методы диалектического анализа и синтеза, методы обобщения и сравнительного правоведения (в основном в ретроспективном (историческом) аспекте), формально-юридический метод.
КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА
Обсуждение поправок к Федеральному закону от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» совпало с принятием Конституционным Судом РФ постановления от 20.07.2023 № 43-П, впервые закрепившего публично-правовой статус судебно-экспертной деятельности. Проблема наделения той или иной профессиональной деятельности публично-правовым статусом имеет не только теоретическое, но и важное прикладное значение, поскольку тесным образом связывается со степенью обоснованного вмешательства государства (либо напрямую — через органы государственной власти, либо посредством подконтрольных им негосударственных институтов в форме саморегулируемых организаций, палат, экзаменационных комиссий и иных квазирегулирующих органов) в деятельность субъектов соответствующего рынка (профессиональную деятельность). В статье анализируются актуальные вопросы, связанные с развитием законодательства о судебно-экспертной деятельности.
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО
В Каспийском регионе сосредоточены огромные запасы нефти и газа. Сложность реализации трансграничных трубопроводных проектов по дну Каспийского моря связана не только с особым правовым статусом данного водоема, но и с различными интересами и политико-правовыми позициями прикаспийских и некаспийских государств. Основной целью статьи является выявление и оценка международно-правовых механизмов, регулирующих строительство и функционирование трансграничных трубопроводов в Каспийском регионе.
Научная новизна работы заключается в выявлении пробелов и проблем применения положений Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г., касающихся трубопроводов, а также в комплексном сравнительно-правовом анализе положений международных договоров, регулирующих строительство и функционирование таких трансграничных трубопроводов в Каспийском регионе, как нефтепроводы Баку — Тбилиси — Джейхан и Баку — Супса, газопровод «Набукко». Авторы раскрыли значение международного права в реализации трубопроводных проектов в Каспийском регионе, выявили механизмы, позволяющие обеспечить баланс интересов с одной стороны участвующих в таких проектах государств и с другой стороны — государств и операционных партнеров. Результаты исследования могут быть применены при подготовке дополнений к Конвенции о правовом статусе Каспийского моря 2018 г. относительно правового режима трубопроводов в Каспийском море, а также проектов соглашений по новым энергетическим проектам в Каспийском регионе и Евразийском регионе в целом.
ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО
Статья посвящена исследованию проблем соотношения принципов ESG и такого негативного явления, как гринвошинг. Отмечается, что появление и широкое использование таких потенциально привлекательных для инвесторов и потребителей понятий, как «устойчивое развитие», «зеленое развитие», способствуют распространению гринвошинга, вводя потребителей, экспертов и даже специалистов контролирующих органов в заблуждение. В настоящее время гринвошинг достаточно подробно изучен в современной науке, детально описаны его основные методы, а также способы борьбы с ним. Наиболее комплексно механизм противодействия гринвошингу разработан в аграрном законодательстве и законодательстве в области производства органической продукции. Однако крупные компании, которые позиционируют себя как экологически ответственные, заявляя о приверженности стандартам ESG, продолжают вводить потребителей в заблуждение, используя механизм гринвошинга. С целью создания правовых инструментов противодействия гринвошингу в статье проводится анализ критерия environmental ESG, представленного в виде совокупности трех основных базовых принципов (принцип сохранения / предотвращения / избежания, принцип повторного использования / хранения, принцип замещения / компенсации). Применение данных принципов в качестве стандарта оценки в отношении экологической политики любой компании, производящей продукцию, выполняющей различные виды работ или оказывающей различные услуги, может в достаточной степени определить, придерживается ли компания принципов и критериев ESG, либо она использует механизм гринвошинга.
Правовая политика в сфере изменения климата является одной из основных и в международных, и в национальных отношениях. Начало этому процессу было положено Рамочной конвенцией ООН об изменении климата 1992 г. Россия поддержала создание международных институтов и разработку международно-правовых документов по борьбе с изменением климата, вела активную международную политику. Однако после февраля 2022 г. ситуация изменилась. Санкции западных стран сделали невозможной реализацию многих совместных климатических проектов, что привело к необходимости для России пересмотреть свою климатическую политику и скорректировать ее нормативную основу. В статье исследованы: международно-правовые механизмы регулирования климатических процессов; правовая система климатического регулирования в России; реализация климатических программ на уровне субъекта Российской Федерации. Рассмотрена роль научных организаций в реализации климатических программ. В статье показаны мнения зарубежных юристов о проблемах климатологии и выводы российских ученых о правовых проблемах сохранения климата. В конце октября 2023 г. Президент РФ Владимир Путин подписал указ об утверждении новой Климатической доктрины. В соответствии с этим документом создаются условия для достижения государством углеродной нейтральности до 2060 г. Должны развиваться технологии захвата углекислого газа и должны быть созданы благоприятные условия для развития углеродно-отрицательных проектов. Появляются цифровые платформы торговли углеродными единицами для уменьшения углеродного следа от деятельности человека. Изменение климата является одним из наиболее серьезных вызовов XXI в., который представляет комплексную проблему.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ
В статье с позиции проблематики доверия исследуется потенциал одного из ключевых участников международных отношений — Индии. Показано, что уникальность исторического пути Индии, влияние социокультурных факторов на общественные процессы детерминируют положение и активность страны на международной арене. Через призму процессов цифровизации обозначены перспективы и риски трансформации индийского общества как внутри, так и в сфере международных отношений. Анализ нормативно-правовой базы позволил выявить ценность доверия для формирования социально-политического порядка индийского общества. Гармонизация существующих противоречий и обеспечение баланса социальных интересов на базе эффективной правовой системы — основа устойчивости индийского государства, опыт которого может быть задействован партнерами по BRICS.
В последние десятилетия сфера семейных прав в Ираке претерпевает значительные изменения, отражающие динамичное общественное развитие страны. Одним из ключевых аспектов этого развития является преобразование в области права на вступление в брак. В статье рассмотрены основные проблемы, связанные с отказом создателей Конституции Ирака от включения права на вступление в брак в число конституционных прав. В качестве последствий такого решения нами выделены: 1) фактические последствия, связанные с искусственной легитимацией принуждения ко вступлению в брак и отступлением государства от позиций противодействия ему, заявленных в докладах о достижении Целей устойчивого развития; 2) юридические последствия, связанные с переосмыслением Верховным федеральным судом Ирака юридической природы права на вступление в брак сквозь призму норм шариата, которые де-факто превращают его в юридическую обязанность. Учитывая, что подобная практика формально согласуется с положениями Конституции Ирака, при решении проблемы умаления права на вступление в брак предложено руководствоваться международно-правовыми нормами, которые в рамках ст. 8 Конституции обязательны для правовой системы, а значит, не могут нарушаться ни нормами внутреннего законодательства, ни интерпретациями высших судебных инстанций. Для достижения целей исследования автором были применены теоретические методы диалектического анализа и синтеза, методы обобщения и сравнительного правоведения (в основном в ретроспективном (историческом) аспекте), формально-юридический метод.
ISSN 2782-1862 (Online)