Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Сетевая форма реализации образовательных программ: основные понятия

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.174.5.168-177

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы, касающиеся понятийного аппарата, опосредующего применение сетевой формы реализации образовательных программ, урегулированной в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В частности, анализируются подходы к определению понятия сетевой формы реализации образовательных программ и предлагается новое определение данной формы. Предложен механизм кодирования основных элементов сетевой формы. Представлены результаты анализа используемого при регулировании сетевой формы понятия «ресурс», в том числе отражены его существенные признаки и дано определение. Другое рассматриваемое в статье понятие — «сетевой эффект» — отражает востребованность сетевой формы для участников. Данный эффект предполагает возникновение новых, эмерджентных свойств предоставляемого образования, которые было бы невозможно сформировать, если бы участники сетевой формы реализовывали образовательные программы самостоятельно, а также предполагает полезные последствия для каждого участника сетевой формы. Причем полезные последствия могут первоначально возникнуть у одного участника, но они в последующем распространяются по всем другим участникам в непосредственном или трансформируемом виде. 

Об авторе

В. В. Чеха
Управление по развитию просветительской деятельности Российского общества «Знание»
Россия

Чеха Вадим Витальевич, доктор юридических наук, главный эксперт,

д. 11, Николоямская ул., г. Москва, 109240.



Список литературы

1. Бигон М., Харпер Дж., Таунсенд К. Экология. Особи, популяции и сообщества : пер с англ. : в 2 т. Т. 1. — М. : Мир, 1989. — 667 с.

2. Дегтерев Д. А. Сетевой анализ международных отношений // Вестник СПбГУ. Серия 6. — 2015. — Вып. 4. — С. 119–137.

3. Дятлов С. А. Теоретические подходы к оценке сетевых эффектов // Современные технологии управления. — 2017. — № 4 (76).

4. Козырин А. Н., Трошкина Т. Н. Образовательное право России : учебник : в 2 кн. Кн. 1. — М. : Изд. дом Высшей школы экономики, 2019. — 799 с.

5. Куприенко Л. С. Философский анализ понятия полезность : автореф. дис. … канд. филос. наук. — Ростов н/Д, 1990. — 24 с.

6. Куртов М. Генезис графического пользовательского интерфейса. К теологии кода. — СПб., 2014. — 88 с.

7. Малеина М. Н. Договор о сетевой форме реализации образовательных программ // Lex russica. — 2016. — № 7 (16). — С. 177–183.

8. Малинова И. П. Синергетика: кодовая теория самоорганизации сложных систем // Российский юридический журнал. — 2016. — № 5. — С. 16–29.

9. Матвеев В. Ю. Правовая природа договора о сетевой форме реализации образовательных программ // Юрист. — 2018. — № 4. — С. 18–24.

10. Моазед А., Джонсон Н. Платформа: Практическое применение революционной бизнес-модели : пер. с англ. — М. : Альпина Паблишер, 2021. — 288 с.

11. Мошкова Д. М., Лозовский Д. Л. К вопросу о правовом регулировании сетевых форм реализации образовательных программ // Юридический мир. — 2014. — № 1. — С. 20–22.

12. Нейман Дж., Моргенштерн О. Теория игр и экономическое поведение / пер. с англ. Н. Н. Воробьева. — М. : Наука, 1970. — 708 с.

13. Оверби Х., Одестад Я. А. Цифровая экономика : Как информационно-коммуникационные технологии влияют на рынки, бизнес и инновации. — М. : Дело РАНХиГС, 2022. — 288 с.

14. Шевелева Н. А., Лаврикова М. Ю., Васильев И. А. Сетевая форма обучения: состояние правового регулирования и перспективы развития // Закон. — 2016. — № 5. — С. 161–170.


Дополнительные файлы

Рецензия

Для цитирования:


Чеха В.В. Сетевая форма реализации образовательных программ: основные понятия. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(5):168-177. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.174.5.168-177

For citation:


Chekha V.V. Network Form of Implementation of Educational Programs: Basic Concepts. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(5):168-177. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.174.5.168-177

Просмотров: 20


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)