Модель сетевого диссертационного совета как элемент создания экосистемы подготовки кадров
https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.177.8.182-191
Аннотация
Россия и Беларусь как участники Союзного государства, интеграционного объединения особого типа, провозгласили задачу интеграции образовательного и научного пространства. Она приобретает особое значение в условиях четко закрепленных в документах стратегического планирования целей научно-технологического развития. Общность целей связана с совместными усилиями по подготовке научных кадров. Проведена оценка кадрового потенциала российских и белорусских университетов, выделены общие и отличительные признаки системы государственной аттестации в сфере науки двух стран, выявлена единая потребность в развитии исследовательских компетенций, что свидетельствует о необходимости усиленного внимания к подготовке кадров высшей квалификации для реализации стратегических задач научно-технологического развития Союзного государства. В статье предложена новая модель создания диссертационного совета с привлечением научных кадров сетевого партнера. Данная модель может быть реализована в университетах, испытывающих недостаток в кадрах, но объединенных общими целями и задачами развития. Обосновано включение диссертационного совета в экосистему подготовки кадров университета для обеспечения квалификации профессорско-преподавательского состава по решению задач научно-технологического развития страны.
Ключевые слова
Об авторах
О. А. СероваРоссия
Серова Ольга Александровна, первый проректор, профессор кафедры гражданского права и процесса, доктор юридических наук, профессор
Ленина пл., д. 2, г. Псков, 180000
В. В. Зайцев
Россия
Зайцев Владимир Васильевич, доктор юридических наук, профессор, директор Центра экономического правосудия Высшей школы правоведения Президентской академии (РАНХиГС)
Вернадского просп., д. 82, г. Москва, 119571
Список литературы
1. Бедный Б. И., Воронин Г. Л., Миронос А. А., Рыбаков Н. В. Барьеры на пути к ученой степени: проблемы постаспирантского периода // Университетское управление: практика и анализ. — 2021. — Т. 25. — № 1. — С. 35–48.
2. Габов А. В. Государственная система научной аттестации как предмет правового регулирования в постсоветское время // Методологические проблемы цивилистических исследований. — 2020. — № 2. — С. 48–88.
3. Збарацкий Б. А. Организационно-правовые механизмы интеграции «разового» типа диссертационного совета в государственную систему научной аттестации в условиях реализации Стратегии научно-технологического развития России // Актуальные проблемы российского права. — 2023. — № 5. — С. 163–172.
4. Ильина Н. А., Серова О. А. Сетевые образовательные программы: эволюция формирования регуляторного подхода и вопросы практической реализации сетевой формы сотрудничества // Актуальные проблемы российского права. — 2024. — Т. 19. — № 5. — С. 72–83.
5. Мацкевич И. М. Вопросы юридического образования и науки (на примере криминологии) // Журнал российского права. — 2023. — № 5. — С. 159–170.
6. Серова О. А. Организационно-правовые вопросы реализации сетевых программ подготовки научных кадров (аспирантуры) // Проблемы гражданского права и процесса : сборник науч. статей. Вып. 9 / ГрГУ имени Янки Купалы ; редкол.: И. Э. Мартыненко (гл. ред.) [и др.]. — Гродно : ГрГУ, 2024. — С. 407–418.
Рецензия
Для цитирования:
Серова О.А., Зайцев В.В. Модель сетевого диссертационного совета как элемент создания экосистемы подготовки кадров. Актуальные проблемы российского права. 2025;20(8):182-191. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.177.8.182-191
For citation:
Serova O.A., Zaitsev V.V. Network Dissertation Council Model as an Element of Talent Development Ecosystem. Actual Problems of Russian Law. 2025;20(8):182-191. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2025.177.8.182-191