Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск

Конституционные (уставные) суды субъектов РФ как органы судебного конституционного контроля

https://doi.org/10.17803/1994-1471.2018.87.2.088-094

Аннотация

В статье доказывается, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ имеют двойственную природу. Основные законы субъектов РФ относят конституционные (уставные) суды одновременно к органам государственной власти и к судебным органам субъектов РФ. Кроме того, содержится указание на их независимый и самостоятельный характер по отношению к другим ветвям государственной власти. Конституционный контроль как разновидность государственной деятельности имеет свои цели (обнаружение, устранение противоречий), осуществляется специальными субъектами (органами конституционного контроля), имеет сферу применения (законы, иные нормативные правовые акты, правоприменительная практика), а также обладает необходимыми средствами (приемами и способами) ее осуществления. Цели конституционного контроля заключаются не только в обеспечении режима законности в государстве, но и в целесообразности законодательного акта с позиции обеспечения прав и свобод человека и гражданина. На основании решения органа конституционного контроля неконституционный акт полностью или в части теряет юридическую силу и устраняется из системы законодательства. Характер решений конституционных и уставных судов свидетельствует о наличии у данных органов правокорректирующей функции. Однако следует учитывать то обстоятельство, что органы конституционной юстиции субъектов Федерации в своих решениях не создают новые правовые нормы, а лишь корректируют с помощью своих правовых позиций то, что уже имеется в законодательстве субъекта РФ. Следовательно, данные органы разрешают посредством конституционного судопроизводства споры, имеющие значение для укрепления конституционной законности и правопорядка на территории соответствующего субъекта РФ.

Об авторе

Е. В. Портнова
Пензенский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Беляев В. П. Контроль как форма юридической деятельности и гарантия законности // Право и политика. - 2004. - № 2. - С. 9-19.

2. Боброва В. К. Проблемы правового регулирования статуса уставного суда субъекта Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. - М., 2000. - 25 с.

3. Вайман А. Б. К вопросу о конституционном контроле в Российской Федерации // Вестник экономики, права и социологии. - 2011. - № 2. - С. 103-106.

4. Вороненков Д. Н., Комаров С. А., Конституционный контроль как средство демократизации российской государственности // Конституция Российской Федерации: доктрина и практика: материалы науч.-практ. конф., посвященной 15-летию Конституции РФ и 60-летию Всеобщей декларации прав человека. Санкт-Петербург, 13-14 ноября 2008 г. - М.: Норма, 2009. - С. 302-319.

5. Гатауллин А. Г. Теоретические и организационно-правовые основы конституционного судебного контроля в субъектах Российской Федерации: автореф. дис.. д-ра юрид. наук. - Саратов, 2009. - 53 с.

6. Гошуляк В. В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. - М., 2000. - 337 с.

7. Ермолов И. А. Роль конституционных судов в осуществлении конституционного контроля в республиках Российской Федерации: автореф. дис.. канд. юрид. наук. - М., 2002. - 26 с.

8. Жеребцова Е. Е. Институт судебного конституционного контроля в механизме обеспечения единства правового пространства Российской Федерации // Право и государство. - 2009. - № 9. - С. 22-25.

9. Кузнецова Е. В. Основания деятельности органов конституционной юстиции по выявлению пробелов в праве // Вопросы управления. - 2015. - № 1 (13). - С. 160-169.

10. Новикова А. С. О формах реализации функций государства // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета. - 2015. - № 113. - С. 1-10.

11. Овсепян Ж. И. Система высших органов государственной власти в России (диалектика конституционно-правовых основ с начала ХХ по начало XXI в.). - Ростов н/Д, 2006. - 672 с.

12. Терехов Е. М. Судебный конституционный контроль как условие оптимизации правоинтерпретационной деятельности // Вестник Саратовской государственной юридической академии. - 2015. - № 1 (102). - С. 106-110.

13. Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. - М., 1997. - 568 с.

14. Шульженко Ю. Л. Институт конституционного надзора в Российской Федерации. - М., 1998. - 113 с.

15. Шульженко Ю. Л. Конституционный контроль в России. - М., 1995. - 175 с.

16. Яблонская А. Б. Контрольно-надзорная функция государственной власти // Пробелы в российском законодательстве. - 2009. - № 4. - С. 93-96.


Рецензия

Для цитирования:


Портнова Е.В. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ как органы судебного конституционного контроля. Актуальные проблемы российского права. 2018;(2):88-94. https://doi.org/10.17803/1994-1471.2018.87.2.088-094

For citation:


Portnova E.V. Constitutional (Statutory) Courts of the Constituent Entities of the Russian Federation as Bodies of Judicial Constitutional Control. Actual Problems of Russian Law. 2018;(2):88-94. (In Russ.) https://doi.org/10.17803/1994-1471.2018.87.2.088-094

Просмотров: 1374


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)