Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 2 (2018)

ТЕМА НОМЕРА: СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА РОССИИ

11-18 20
Аннотация
В представленной статье освещены результаты работы XIV Международной научно-практической конференции «Современные проблемы коммерческого права России», состоявшейся 27 октября 2017 г. в Университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА). Изложены тезисы выступлений докладчиков конференции. Выявлены основные проблемы, стоящие перед наукой, законодательством, практикой его применения. Обращено внимание на концепцию преподавания коммерческого (торгового) права в ведущих юридических вузах России.
19-26 17
Аннотация
В ходе реформы законодательства, регулирующего предпринимательские и коммерческие отношения, появились правила о нескольких новых специальных договорных конструкциях. Автор проводит сравнительную характеристику, оценивает практику применения данных договоров, формулирует выводы в отношении действующего нормативно-правового регулирования. В статье рассмотрены теория и практика применения специальных договорных конструкций: рамочных, опционных и абонентских договоров. В правоприменительной деятельности очевидны отдельные результаты реформы, направленные на применение специальных договоров. Данные договорные конструкции позволяют определять типовые условия, включаемые в содержание договоров, устанавливать общие правила договорного сотрудничества сторон в будущем. Существуют сложности при квалификации ряда имущественных и организационных договоров, определении их правовой природы. Соглашение о предоставлении опциона на заключение договора вызывает широкий интерес в теории и практике предпринимательского взаимодействия, что объясняется отложенностью его действия, зависящего только от воли одной из сторон договора. Обосновано, что введение института опционного договора, рамочного и абонентского договоров в предпринимательскую деятельность должно иметь положительный эффект для развития договорных предпринимательских отношений, а также участников и акционеров хозяйственных обществ.
27-34 15
Аннотация
В статье исследуется правовая природа договора о предоставлении торгового места на розничном рынке. По данному вопросу не сложилось единого понимания ни в доктрине, ни в правоприменительной практике. Выделяется три подхода к квалификации данного договора как договора возмездного оказания услуг, как непоименованного договора и как договора аренды. Основная сложность при квалификации данного договора состоит в том, что законодатель не определяет правовую природу торгового места как объекта права. Автор при исследовании этого вопроса исходит прежде всего из экономической направленности данного договора, его цели, которая сводится к предоставлению торгового места во временное пользование, при этом торговое место следует рассматривать как часть здания (земельного участка) в зависимости от вида рынка. Тем самым автором на основании исследований различных научных подходов к критериям построения системы договоров в российском праве и правоприменительной практики делается вывод о том, что договор о предоставлении торгового места является договором аренды, поскольку оба договора направлены на предоставление права пользования имуществом.
35-42 20
Аннотация
В статье дана краткая характеристика предмета регулирования Федерального закона от 28 декабря 2009 г. № 381 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности», рассмотрена компетенция федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ по регулированию торговли. Отмечена не решенная в законодательстве проблема определения содержания торговой деятельности и разграничения оптовой торговли и розничной торговли, и в этой связи рассмотрено значение стандартизации и документов, составляющих ее высший уровень - национальных стандартов. Они конкретизируют основные понятия в сфере торговли (оптовая торговля, розничная торговля, торговый объект, тип торгового предприятия, формы торговли и др.), способствуют упорядочению торговых отношений, единообразному пониманию торговых терминов. Исследованы правовая природа национальных стандартов, их значение как регуляторов торговых отношений, порядок применения. Существенной особенностью стандартизации в области торговли является принятие Национального стандарта РФ ГОСТ Р 56876.1-2016 (часть 1) и ГОСТ Р 56876.2 -2016 (часть 2) «Руководство по добросовестным практикам взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров», который включает разъяснения терминов и критерии добросовестности поведения участников торговли, содержащиеся в Кодексе добросовестных практик взаимоотношений между торговыми сетями и поставщиками потребительских товаров - добровольном соглашении, заключаемом представителями поставщиков и торговцев.
43-47 18
Аннотация
Торговля на розничных рынках всегда имела особое значение для экономики. На основе анализа российского и зарубежного законодательства автор приходит к выводу о существовании различных подходов к регулированию этой сферы общественных отношений. Отмечаются децентрализация ее правового регулирования и наличие унифицированного подхода к регламентации торговли на рынках и ярмарках в странах Западной Европы и доминирование унифицированных правовых норм, закрепленных в федеральном законе, и отказом от формирования единой нормативной правовой базы для рыночной и ярмарочной торговли в России. Предлагается внести в Закон о розничных рынках положения, позволяющие четко определить пределы нормотворческих полномочий не только органов государственной власти субъектов Федерации, но и органов местного самоуправления. Отмечается необходимость более корректного определения соотношения Закона о розничных рынках и Закона об основах государственного регулирования торговой деятельности.
48-54 18
Аннотация
На современном этапе значение торгов для системы экономических отношений сложно переоценить. Торги являются наиболее эффективной формой ведения хозяйственной деятельности, а также участия публичных образований в экономических отношениях, обеспечивая равный доступ всех потенциальных участников к объектам публичной собственности и публичным финансам. Вместе с тем для обеспечения надлежащей степени определенности и стабильности отношений, где используются торги, требуется решение основополагающих вопросов, а именно: определение понятия «торги», закрепление их признаков, и унификации подходов к их классификации. На основании проведенного исследования автор приходит к выводу, что надлежащая степень определенности в правоприменении положений российского законодательства о торгах может быть достигнута путем установления легальной дефиниции торгов через совокупность их признаков, к которым следует отнести состязательность участников торгов, претендующих на заключение договора (приобретение гражданских прав, права на осуществление деятельности в определенной сфере), и обязательность заключения договора с победителем торгов (предоставления гражданских прав, права на осуществление деятельности в определенной сфере победителю торгов).
55-59 19
Аннотация
. Государственной Думой Федерального Собрания РФ был принят в первом чтении законопроект, ключевой новеллой которого предполагается урегулирование правового положения нового субъекта коммерческого права - агрегатора товаров и услуг. Подобные субъекты (объединяющие предложения магазинов, гостиниц, таксопарков) широко представлены на рынке. Их квалификация с точки зрения теории коммерческого права в качестве организатора торгового оборота позволяет по аналогии с правовым положением иных субъектов того же вида предположить ряд вопросов, которые также нуждаются в урегулировании либо приведут к проблемам в будущем: возможность агрегаторов определять условия договоров между исполнителями и потребителями и квалификация действий агрегаторов с точки зрения конкурентного законодательства. Кроме того, необходимо учитывать, что для ряда агрегаторов смысл бизнес-модели состоит в том, что они предоставляют информацию о товарах и услугах, предлагаемых лицами, не имеющими статуса предпринимателей.
60-65 13
Аннотация
В статье исследуется понятие коммерсанта как основного субъекта торгового (коммерческого) права Германии, которое наряду с гражданским правом регулирует частноправовые отношения с участием субъектов хозяйственной деятельности. Статус коммерсанта в Германии субъект приобретает по различным правовым основаниям: в силу занятия коммерческой деятельностью; регистрации в торговом реестре; создания организации в определенной организационно-правовой форме. Проанализированы легальное определение понятия коммерсанта из § 1 Торгового кодекса Германии (HGB) как субъекта, который занимается коммерческой деятельностью, а также признаки коммерческой деятельности, выделяемые в доктрине и судебной практике Германии. В качестве конститутивного признака статуса коммерсанта рассматривается также добровольная регистрация в Торговом реестре фирмы хозяйствующего субъекта в соответствии с § 5 HGB, применяемая к кустарям, крестьянам, фермерам. Статус коммерсанта может быть приобретен хозяйствующими субъектами согласно § 6 HGB независимо от предмета деятельности, в силу избрания определенной организационно-правовой формы торгового общества. В статье выделены торговые общества как объединения капиталов (акционерное общество, коммандитное общество на акциях, европейское акционерное общество, общество с ограниченной ответственностью) и объединения лиц (полное торговое общество, коммандитное общество). Разграничены понятия «предприниматель» и «коммерсант».

СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

66-79 16
Аннотация
. В статье автором исследуется процесс исторического становления института займа. Проведено сопоставление правового регулирования договора займа по Своду законов Российской империи, проекту Гражданского уложения Российской империи, Гражданскому кодексу РСФСР 1922 г. с действующими нормами. Обращение к истории права не случайно, поскольку в Концепции развития гражданского законодательства 2009 г. обращено внимание на необходимость учета исторического развития российского права. В обоснование выводов, сделанных автором, приводятся примеры обращения органов законодательной и судебной властей к истории российского права, а именно к нормам права и доктрине дореволюционного и советского периодов. На основе анализа соответствующих норм сделан вывод, что современное правовое регулирование договора займа основано на нормах российского дореволюционного законодательства и дореволюционной доктрине, а также на нормах послереволюционного периода, что позволяет использовать правовые конструкции, выработанные в указанные периоды наукой и практикой. Так, автором предложено закрепить в Гражданском кодексе РФ возможность заключения и установления последствий отказа от предварительного договора о заключении в будущем договора займа. Кроме того, автором на основе анализа доктрины XIX-XXI вв. обосновывается возможность заключения договора займа по консенсуальной модели.

ТЕОРИЯ ПРАВА

80-87 29
Аннотация
Статья посвящена классификации правовых презумпций по различным основаниям. В частности, рассматриваются классификации по способу закрепления, по возможности опровержения, по сфере правового регулирования, по основному назначению в охране интересов участников правоотношений и по критерию обязательности для суда, раскрываются свойства и функции различных видов презумпций. Косвенные презумпции выводятся путем толкования правовых норм и представляют собой резерв для суда. Неопровержимые презумпции только де-юре неопровержимы в целях стабильности правопорядка. Материально-правовые презумпции позволяют разрешить дело по существу и выполняют общие процессуальные функции, а процессуальные презумпции - индивидуальные процессуальные функции, что способствует нормальному отправлению правосудия. Кроме общеотраслевых и межотраслевых презумпций выделяются специальные (отраслевые) презумпции, оптимизирующие правовое регулирование в соответствии с предметом и задачами определенной отрасли права. Классификация презумпций по основному назначению в охране интересов участников правоотношений позволяет выбирать оптимальную модель регулирования соответствующих отношений, а классификация по критерию обязательности для суда важна для правильного применения презумпций. Каждая классификация играет очень важную роль для повышения эффективности правового регулирования.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

88-94 23
Аннотация
В статье доказывается, что конституционные (уставные) суды субъектов РФ имеют двойственную природу. Основные законы субъектов РФ относят конституционные (уставные) суды одновременно к органам государственной власти и к судебным органам субъектов РФ. Кроме того, содержится указание на их независимый и самостоятельный характер по отношению к другим ветвям государственной власти. Конституционный контроль как разновидность государственной деятельности имеет свои цели (обнаружение, устранение противоречий), осуществляется специальными субъектами (органами конституционного контроля), имеет сферу применения (законы, иные нормативные правовые акты, правоприменительная практика), а также обладает необходимыми средствами (приемами и способами) ее осуществления. Цели конституционного контроля заключаются не только в обеспечении режима законности в государстве, но и в целесообразности законодательного акта с позиции обеспечения прав и свобод человека и гражданина. На основании решения органа конституционного контроля неконституционный акт полностью или в части теряет юридическую силу и устраняется из системы законодательства. Характер решений конституционных и уставных судов свидетельствует о наличии у данных органов правокорректирующей функции. Однако следует учитывать то обстоятельство, что органы конституционной юстиции субъектов Федерации в своих решениях не создают новые правовые нормы, а лишь корректируют с помощью своих правовых позиций то, что уже имеется в законодательстве субъекта РФ. Следовательно, данные органы разрешают посредством конституционного судопроизводства споры, имеющие значение для укрепления конституционной законности и правопорядка на территории соответствующего субъекта РФ.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

95-102 19
Аннотация
В статье представлены результаты анализа положений законодательства и правоприменительной практики по вопросу определения сроков и других параметров реализации такой меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении, как помещение иностранного гражданина или лица без гражданства в специальное учреждение в целях исполнения наказания в виде принудительного административного выдворения. В качестве выводов авторы формулируют конкретные предложения по совершенствованию законодательства об административных правонарушениях.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

103-112 27
Аннотация
В представленной статье анализируются спорные вопросы применения такого способа защиты гражданских прав, как признание права. Специфика требования о признании права заключается в том, что лицо предъявляет такое требование, когда его субъективное право еще фактически не нарушено; данное требование направлено прежде всего на установление существования правоотношения (наличия права) на основании решения суда. В этой связи представляется нецелесообразным распространять на требования о признании права положения законодательства об исковой давности. Признание права характеризуется тем, что суд устанавливает наличие правоотношения между участниками, признает, что истец обладает правом, и, таким образом, защищает его. Признание права не требует возложения на ответчика каких-либо восстановительных мер, так как непризнание права не сопровождается его нарушением и поэтому по общему правилу не требует восстановления.
113-121 27
Аннотация
Настоящая статья посвящена изучению понятия и сущности гражданской правосубъектности. По результатам проведенного исследования автор приходит к выводу, что гражданская правосубъектность - это облеченная в юридическую форму волевая способность людей и их коллективов, т.е. признанная правопорядком способность юридически значимого проявления воли в области регулируемых цивилистической отраслью имущественных отношений. Признание государством правосубъектности означает придание юридических качеств волевой способности лица, образуемой его неотъемлемыми естественными и общественными свойствами. Правосубъектность слагается из волевой способности в виде личных нематериальных благ и юридических форм ее выражения, представленных правоспособностью или дееспособностью определенного объема. При этом нематериальные блага (личные права и свободы) отвечают за физическое, а правоспособность и дееспособность - за юридическое существование личности. Равенство правосубъектности образует ту цель, которую необходимо и вместе с тем реально достигнуть юридическими средствами только в конкретном правоотношении. В частности, носители гражданской правосубъектности должны быть юридически равны как субъекты горизонтальных связей по отношению друг к другу либо как подвластные субъекты сходных вертикальных связей.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

122-131 28
Аннотация
Гарантия судебной защиты прав и свобод человека и гражданина является фундаментальной основой любого правового государства. По мере усложнения общественных отношений, бурного развития экономики в государстве неизбежными стали рост гражданского оборота и, соответственно, возникновение ситуаций, при которых нарушаются права и законные интересы как отдельных граждан, так и юридических лиц, вовлеченных в хозяйственно-экономические правоотношения. Через арбитражный процесс происходят реализация норм материального права и защита прав и интересов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности. В свете проводимых преобразований в судебной системе Российской Федерации не утрачивают актуальности вопросы экономического правосудия и роли в этом прокуратуры. Процесс постоянного совершенствования процессуального законодательства - важный механизм, который обеспечивает эффективное рассмотрение экономических споров арбитражными судами. Участие прокурора в арбитражном процессе - важное направление прокурорской деятельности. Степень совершенствования судоустройства, изменения структуры, роли и статуса суда, совершенствования законодательства об участии прокурора в арбитражном процессе, его соответствия конкретным реалиям общества и государства во многом определяет эффективность и сущность правосудия1. Статья раскрывает понятие и содержание правового регулирования участия прокурора в арбитражном процессе. Автор акцентирует внимание на глубине исследования данной проблемы в период с 2002 г. по настоящее время, указывая на нормы процессуального законодательства и действующие приказы Генерального прокурора РФ по данному вопросу. Особое место отведено полномочиям прокурора в арбитражном процессе. Анализ правоприменительной практики участия прокурора в арбитражном процессе позволяет автору сделать вывод о конкретных путях совершенствования действующего законодательства.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

132-138 10
Аннотация
В статье проведен анализ уровня распространения наркомании в Свердловской области, установлена степень наркотизации различных возрастных групп населения, определены причины распространения наркомании и мотивы потребления наркотиков среди различных групп населения, выявлены основные механизмы приобщения к наркотикам и наиболее распространенные наркотики, установлены наиболее популярные места и способы распространения наркотиков, подвергнуты анализу социокультурные факторы, способствующие и препятствующие возникновению и развитию наркотической зависимости, исследуются современные проблемы профилактики немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ на территории региона, анализируются некоторые основные причины и условия, влияющие на эффективность противодействия незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ, в том числе на территории Свердловской области, проблемы деятельности субъектов по контролю за оборотом наркотиков в Российской Федерации, предлагаются наиболее действенные меры по борьбе с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ на территории региона.
139-143 18
Аннотация
В статье с учетом актуальности правового регулирования вопросов формирования Реестра и исключения из Реестра веществ даны рекомендации по дальнейшему совершенствованию этой работы с учетом реально сложившейся обстановки. Высказывается мнение о необходимости принятия МВД России нормативного правового акта, утверждающего Порядок формирования и содержания Реестра, а также включение МВД России в этот Реестр в соответствии с установленным Порядком новых потенциально опасных психоактивных веществ. Автор приходит к выводу, что для включения нового потенциально опасного психоактивного вещества в Реестр недостаточно результатов медицинского освидетельствования - требуется проведение специальных исследований, направленных на определение опасности для жизни и здоровья опьянения, вызванного употреблением такого вещества, а именно проведение судебно-медицинских экспертиз, в рамках которых психоактивные вещества, содержащие, например, естественные и синтетические каннабиноиды, подлежат идентификации и определению их степени опасности для жизни и здоровья.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

144-150 11
Аннотация
Сравниваются возможности, предоставляемые фракциям и партийным группам Регламентами Государственной Думы РФ и Национального собрания Франции для обеспечения противостояния оппозиции большинству и устанавливаемые для этой цели запреты. Отмечается, что помимо достижения этой цели авторы данных Регламентов стремятся добиться максимально полного выражения всех существующих позиций, и эти цели могут требовать разных мер. Определенное сходство рассматриваемых Регламентов обеспечивает принадлежность обоих государств к многопартийной системе. В то же время на основе сравнительного анализа текста Регламентов с обращением к данным о практике их реализации делается вывод о том, что во французском Регламенте предоставляется больше, чем в российском, гарантий борьбы оппозиции против большинства в регулировании порядка деятельности парламента, но при регулировании порядка формирования парламентских групп акцент, напротив, делается на обеспечение выражения всех имеющихся позиций. Данная разница объясняется прежде всего историческими особенностями парламентаризма в рассматриваемых странах, а также выбираемым подходом к правовому регулированию. Кроме того, логично предположить, что, не устанавливая то или иное требование, автор Регламента просто предполагает, что желаемое положение будет достигнуто и без него.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

151-199 28
Аннотация
Статья посвящена 20-летию принятия Уголовного кодекса Китайской Народной Республики. В ней в общих чертах раскрыта история развития китайского уголовного законодательства, при этом особое внимание уделено так называемым династическим кодексам, дана общая характеристика Общей и Особенной частей УК, показаны тенденции развития уголовного законодательства, его изменений, которые обусловлены в первую очередь социальными потребностями Китая. Страна за довольно короткий период времени вышла в лидеры на мировой, европейской, региональной арене по производству, торговле, сельскому хозяйству, инвестиционной привлекательности. В связи с этим в приложении к статье дается извлечение из УК Китая, из которого видны характер и особенности уголовно-правового обеспечения нормального функционирования китайского социалистического рынка, пенализации соответствующих деяний.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)