Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 12 (2019)
Скачать выпуск PDF

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

11-16 488
Аннотация
Статья посвящена освобождению юридических лиц от ответственности за административные правонарушения, зафиксированные работающими в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средствами фото- и киносъемки, видеозаписи. Отмечается, что имеющееся в КоАП РФ регулирование в его истолковании высшей судебной инстанцией и другими судами делает такую ответственность эфемерной, позволяя произвольно перекладывать ее, например, на физических лиц — водителей принадлежащих юридическим лицам транспортных средств. Такая ситуация позволяет юридическим лицам, на которых в масштабах страны зарегистрировано большое количество коммерческого автотранспорта, легко избегать уплаты в бюджеты крупных сумм административных штрафов, что негативно сказывается на наполнении казны и поощряет дальнейшее противоправное поведение на дорогах их водителей. Автор предлагает обсудить состояние законодательства и правоприменительной практики по данному вопросу
17-25 1186
Аннотация
Предметом исследования является распространение принципа федерализма на действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Ставится вопрос его распространения на нормативные правовые акты, принятые органами власти субъектов Российской Федерации, и муниципальные нормативные правовые акты. В статье дается анализ решений судов разного уровня по привлечению к административной ответственности на основании КоАП РФ за нарушение норм законов субъектов Российской Федерации.
В статье сформулированы выводы о необходимости корректировки положений ст. 1.3 КоАП РФ. Предлагаемая конструкция нормы четче разграничит полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации при установлении административной ответственности и исключит возможность привлечения по нормам КоАП РФ к административной ответственности за нарушение нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных органов.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

26-35 1257
Аннотация
Современный мир практически беспрерывно подчеркивает значимость для человечества новых задач и решений во всех областях и сферах жизнедеятельности. Появление новых технологий и усовершенствование привычных механизмов для удовлетворения требований цифровых реалий ставит новые задачи перед любой общественной наукой и практикой; особенно важной становится роль права как инструмента регулятивного воздействия на общественные отношения. В последнее время для российской и мировой юридической науки остро встал вопрос регулирования повсеместно внедряемого искусственного интеллекта, киберфизических систем, продвинутых «умных» роботов и иных достижений инженерной науки. Авторы статьи рассматривают вопрос о возможных подходах к правовому регулированию робототехники. В связи с последними тенденциями разработки правовых норм о робототехнике в зарубежных странах, в частности в Европейском Союзе, особую актуальность приобретают вопросы законодательного признания и определения статуса робота, то есть перспектива наделения робота правоспособностью, или же упрочение и конкретизация правового режима робота исключительно как объекта правового регулирования. Данное исследование направлено на изучение актуальных вопросов возможных направлений правового регулирования робототехники, а также рассмотрению основных подходов к определению правового статуса роботов и ответственности за вред, причиненный ими при автономном выполнении действий.
36-42 1357
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы цифровизации в государственных и муниципальных закупках. С каждым годом сфера государственных и муниципальных закупок становится все более технологичной, внедряются новые технологии и решения, автоматизируются закупочные процессы. Быстрые изменения в сфере государственных и муниципальных закупок вынуждают субъектов таких закупок интенсивно осваивать новейшие технологии, такие как чат-боты, искусственный интеллект, блокчейн и др. В результате исследования автор пришел к выводу, что существующего регулирования государственных и муниципальных закупок уже сейчас вполне достаточно, чтобы смарт-контракты успешно интегрировались в российскую правовую систему.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

43-52 2452
Аннотация
На основе действующего законодательства, доктрины, судебной практики исследуется понятие «вред». Выделены характерные случаи причинения вреда субъектам гражданского права. Делается вывод о том, что отсутствие легального определения понятия «вред» привело к смешению правовых категорий «причинение вреда» и «причинение убытков» как условия деликтной ответственности в публичных отраслях законодательства и в судебной практике. Приводится авторская классификация видов вреда, выделяется классификация имущественного вреда. Раскрывается содержание понятия неимущественного (репутационного) вреда, причиненного юридическому лицу. Приводится сравнительное исследование понятий «вред», «ущерб», «убытки». Условием деликтной ответственности является причинение вреда, а не причинение убытков. Исследуются проблемы применения норм о взыскании причиненных убытков. Анализируется субинститут — обязательства вследствие причинения вреда актами публичной власти в сфере государственного управления и правоохранительной деятельности. Выделены особенности условий деликтной ответственности за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления и их должностными лицами; особенности субъектного состава. Обращается внимание на гражданско-правовую природу обязательственных правоотношений, возникающих вследствие причинения вреда в сфере уголовного судопроизводства. Выделены особенности условий деликтной ответственности за вред, причиненный должностными лицами при осуществлении уголовно-процессуальной деятельности, субъектного состава деликтного обязательства. Предлагается ввести норму-дефиницию понятия «вред» как родового понятия и нормы о видовом делении вреда. Предлагается внести ряд изменений и дополнений в субинститут обязательства вследствие причинения вреда актами публичной власти.
53-61 1235
Аннотация
В статье обоснована актуальность научного анализа состава градостроительных отношений для дальнейшего развития правового регулирования градостроительной деятельности и повышения эффективности правоприменительной деятельности в сфере градостроительства. На основании изучения научных источников автором делается вывод о недостаточности правовых исследований в области правового регулирования градостроительной деятельности. В работе показано юридическое и научное значение изучения состава и специфики градостроительных отношений для дальнейшего развития градостроительного законодательства и формирования градостроительного права. На основании системного анализа действующего градостроительного и смежного законодательства дана правовая характеристика субъектов и объектов градостроительных правоотношений с учетом специфики градостроительной деятельности в зависимости от конкретного ее вида, выявлены и показаны их особенности, проблемы определения и идентификации, разграничения со смежными правоотношениями. Предложена возможная классификация субъектов и объектов градостроительных отношений в зависимости от вида градостроительной деятельности и их характера.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

62-69 528
Аннотация
В статье представлен анализ проекта федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе», размещенного на федеральном портале проектов нормативных правовых актов для общественного обсуждения. Представлено ви́дение необходимости разработки и принятия указанного законопроекта, предпринят экскурс в историю проблемы. Обращено внимание на доктринальную позицию и конституционную основу принятия данного акта, а также на его включение в стратегический документ — Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2024 г. Дана общая характеристика законопроекта, высказаны отдельные замечания относительно его положений. Сделан вывод о том, что принятие федерального закона «О государственном и муниципальном имуществе» будет способствовать повышению эффективности управления и распоряжения государственной и муниципальной собственностью и упрочению имущественной основы российского государства.
70-80 731
Аннотация
Добросовестность (bona fides) представлена в Гражданском кодексе Российской Федерации в качестве общего принципа и презумпции. Разрешая корпоративные споры, суды руководствуются общими положениями о добросовестности. Однако корпоративные отношения обладают спецификой, обусловленной в том числе и разнообразием корпоративных форм. Можно предположить, что применение положений о добросовестности должно также различаться с учетом особенностей моделей корпоративного устройства, видов и форм корпоративных отношений, субъективных обстоятельств внутрикорпоративного уровня. Страны общего права разработали систему элементов добросовестности и специальных тестов, позволяющих применить нужное требование добросовестности исходя из контекста. Особое место уделяется фидуциарным отношениям как порождению fides. Автор проводит сравнительный анализ положений пленумов ВАС РФ и ВС РФ и правоприменительной практики Германии, США, Великобритании и Канады по вопросам добросовестности при рассмотрении корпоративных споров. Отдельное внимание уделяется соотношению корпоративной этики и права. На примере рассмотрения ряда ключевых дел из правоприменительной практики судов англоамериканской системы права автор обосновывает возможность применения специальных тестов — объективного и субъективного тестов добросовестности для регулирования вопросов, связанных с применением судами норм о добросовестности из Гражданского кодекса и специальных законов при рассмотрении корпоративных споров. Отдельное внимание уделяется роли судов и допустимой дискреции в формировании стандартов правоприменения бланкетных норм и общих принципов права в корпоративных отношениях.
81-91 748
Аннотация
В рамках реформирования гражданского законодательства самостоятельной формой некоммерческих организаций признана публично-правовая компания. Занимаемое ею промежуточное положение между юридическим лицом как субъектом частного права и органом государственной власти свидетельствует о наличии особенностей в способах формирования ее имущества. В статье автор анализирует источники формирования имущества публично-правовой компании, исследует доктринальные подходы к пониманию сущности источников формирования имущества организации. Выявляются также особенности формирования имущественной основы действующих в России публично-правовых компаний. По результатам анализа автором сделан вывод о преимущественно публичном характере имущественной составляющей публично-правовых компаний, основным источником формирования которых является государственное имущество либо средства, поступающие в силу предписаний закона. Заинтересованность учредителя в имущественной составляющей публично-правовой компании поставлена автором в зависимость от реализации ею государственных и общественных интересов, возложенных на нее публично-правовых функций. На основе исследования выявлена коллизия в законодательстве, регулирующем инвестирование временно свободных средств публично-правовой компании как приносящую доход деятельность, внесены предложения по ее разрешению.

ТРУДОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

92-106 709
Аннотация
В статье рассматривается политика по ограничению полномочий и ресурсов, выделяемых трудовым инспекциям, в 10 постсоветских государствах (Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Россия, Таджикистан, Узбекистан и Украина), которая осуществляется под лозунгами защиты бизнеса от избыточной регуляторной нагрузки и привлечения инвестиций. Целью исследования было определить масштаб ограничений и тенденции развития законодательства и правоприменительной практики названных государств в данном отношении. В задачи исследования входило выявление конкретных ограничений, закрепленных как в нормативных правовых актах, так и в практической деятельности государственных органов и негосударственных структур в указанных государствах. Методология работы включала в себя как изучение правовых актов, так и коммуникацию с экспертами в странах региона, а также выездные опросы участников трудовых отношений и социальных партнеров. В результате исследования выявлено существенное количество ограничений, часть из которых находится в прямом противоречии с требованиями приоритетных конвенций МОТ об инспекции труда, а часть хотя и не противоречит им напрямую, в совокупности с другими ограничениями и конкретным подходом к их применению на практике крайне деструктивно сказывается на эффективности инспектирования условий труда работников. Среди важнейших ограничений трудовых инспекций можно выделить: ограничение предмета проверок только вопросами соблюдения норм безопасности и гигиены труда; установление в законодательстве обязательного требования о предупреждении работодателя со стороны инспекции о проводимой проверке и/или обязанность инспекции согласовывать проверку с иными государственными органами (прокуратурой, судами и др.); установление в качестве обязательного условия проверки трудовой инспекцией наличия жалоб со стороны работников и др.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

107-113 537
Аннотация
Данные криминалистической характеристики преступлений образуют относительно устойчивую, взаимосвязанную систему. Наличие одного ее элемента позволяет с высокой вероятностью утверждать о наличии другого, этим обусловлена необходимость исследования корреляционных связей между элементами. Анализ данных криминалистической характеристики посягательств на свободу личности выявил наличие в контактах потерпевших и преступников характерных взаимосвязей, образующих значимые для расследования этих преступлений обстоятельства. Обосновывается, что данные о личности потерпевшего от посягательств на свободу личности выступают мотивационной основой совершения исследуемых преступлений, детерминируя механизм преступного поведения виновных; проводится классификация жертв анализируемых преступлений: предполагающих эксплуатацию потерпевших и не предполагающих эксплуатацию потерпевших — и обосновываются социально-демографические, нравственно-психологические и биологические свойства личности потерпевших, характерные для каждой из выделенных групп. Дается классификация личностных свойств преступников, посягающих на свободу личности, — «похитителей», «рабовладельцев» и «заточителей» — и исследуется качественное своеобразие личностных свойств каждой группы. Для обоснования корреляционных зависимостей преступников и потерпевших анализируются материалы судебной практики, делаются выводы и подводятся итоги исследования.
114-122 630
Аннотация
Цель статьи — выявление корреляции между незаконной миграцией, миграционными преступлениями и использованием интернет-ресурсов. Контент-анализ рекламных сайтов, социальных сетей в сочетании с другими методами исследования выявил активное продвижение в виртуальном пространстве услуг, способствующих незаконной миграции, и широкий спрос на них. По результатам исследования авторами разработаны следующие предложения по совершенствованию мер противодействия незаконной миграции в Глобальной сети. 1. Стратегически важным направлением противодействия незаконнай миграции должна стать корректировка миграционной политики государства посредством установления корреляции между этим феноменом и использованием современных информационно-телекоммуникационных технологий для организации и развития криминального бизнеса по оказанию услуг по обеспечению незаконных въезда, пребывания (проживания), фиктивной регистрации, постановки на миграционный учет и др. 2. Противодействие незаконной миграции в киберпространстве должно осуществляться на основе комплексного подхода. С позиции уголовного права необходимо дополнение ч. 2 ст. 322.1 УК РФ, предусматривающей ответственность за квалифицированный состав организации незаконной миграции, признаком «с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет)». С позиции криминологии — выявление и фиксирование реальной обусловленности развития незаконной миграции, миграционных преступлений и использования сети Интернет для их совершения; совершенствование статистической отчетности о преступности посредством включения в отчет ГИАЦ МВД России о преступлениях, совершенных в сфере телекоммуникаций и компьютерной информации, сведений об организации незаконной миграции, совершенной с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей (включая сеть Интернет).

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

123-133 2216
Аннотация
БРИКС — относительно новое явление в современной международной политической и экономической жизни, набирающее обороты и приковывающее к себе все большее внимание юристов. Центральными вопросами при этом выступают, во-первых, правовая природа самой группы пяти государств — Бразилии, России, Индии, Китая и ЮАР, а во-вторых, место, характер, содержание принципов, на которых основано международное сотрудничество данного образования. Соответственно этому указанные вопросы рассматриваются в статье через призму теоретического анализа с позиций международно-правовой науки, в рамках которого выявление правовой природы взаимодействия стран БРИКС служит не только предпосылкой, но и, в сущности, фундаментом для решения проблемы юридической квалификации принципов сотрудничества между ними, а следовательно, и ответа на вопрос о соотношении последних с иными принципами в системе международного права. В этих целях за основу в ходе исследования принято два альтернативных варианта: статус международной институции — в случае установления наличия у БРИКС признаков международной организации или интеграционного объединения; и признание в качестве параорганизации — в случае отсутствия таковых.
134-144 623
Аннотация
Целью статьи является оценка эффективности международно-правовых средств предупреждения современных угроз, направленных на морские нефтегазовые установки, и поиск оптимального решения для устранения выявленных недостатков. Заявленная цель обусловливает две ключевые задачи — анализ применимых норм международного права и анализ практики их реализации. В первой части статьи рассматривается развитие концепции зон безопасности как основного международно-правового средства, обеспечивающего охрану установок в пределах исключительной экономической зоны и континентального шельфа. Во второй части рассматривается практика государств по обеспечению выполнения законов и правил, направленных на организацию безопасности установок в контексте заключений, сделанных международными судебными органами по делу судна Arctic Sunrise. По результатам проведенного исследования делается вывод о недостаточности и неэффективности зон безопасности для предупреждения современных угроз. В качестве решения этой проблемы предлагается установить «зоны предупреждения» — дополнительное международно-правовое средство обеспечения безопасности морских нефтегазовых установок
145-148 562
Аннотация
Статья посвящена взаимодействию международных судебных органов, функционирующих на основе Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Данное взаимодействие определяется Конвенцией, в которой выделены четыре процедуры по разрешению международных морских споров.
Актуальность статьи определяется важной ролью международных судебных органов при разрешении международных морских споров мирными средствами. Предметом исследования являются правоотношения между международными судебными органами по толкованию и применению Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. Целью статьи является определение норм права по взаимодействию международных судебных органов, рассматривающих международные морские споры на основе Конвенции по морскому праву. Гипотеза исследования состоит в том, что взаимодействие международных судебных органов, функционирующих в рамках одного договорно-правового режима, вызывает конкуренцию юрисдикций международных судебных органов и является продуктивным.

СРАВНИТЕЛЬНОЕ ПРАВОВЕДЕНИЕ

149-161 2276
Аннотация
В статье на основе сравнительно-правового анализа рассматриваются современные подходы к системе источников гражданского права России, Франции и Германии. Обращается внимание на сходство и различия (по форме, названию, структуре, содержанию, значимости) источников гражданского права названных стран, обусловленные объективными и субъективными факторами, а также особенностями их правовых систем. Отмечается, что круг источников гражданского права во Франции и в Германии значительно шире, чем в России. Среди источников гражданского права данных правовых систем общий фундамент образуют гражданские кодексы и законы, содержащие нормы гражданского права. Прослеживаются современные тенденции к значительному расширению и усложнению системы источников российского гражданского права и ее сближения с законодательством Франции и Германии.
Делается вывод о необходимости систематизации и закрепления развернутой системы источников гражданского права в ст. 3 Гражданского кодекса Российской Федерации, адаптации отдельных правовых институтов французского и германского гражданского права с целью совершенствования российского законодательства и развития современных источников российского гражданского права и их системы в контексте сочетания опыта французского и германского права с отечественными правовыми традициями.
162-169 487
Аннотация
В статье проводится сравнительный анализ текущего уровня развития программ освобождения и смягчения ответственности за участие в картельных соглашениях в Российской Федерации и Европейском Союзе (на уровне всего Союза). Применительно к России проанализированы соответствующие статьи КоАП РФ и УК РФ, методические рекомендации Федеральной антимонопольной службы России, а также судебная практика и решения некоторых УФАС России. В отношении ЕС преимущественно рассматривались Регулятивное письмо Европейской комиссии об освобождении от наложения штрафа и о сокращении его размера по делам о картелях, а также Руководящие принципы по методам исчисления штрафов, налагаемых в соответствии со ст. 23(2)(а) Регламента № 1/2003. В результате анализа выявлен ряд принципиальных различий между двумя программами (например, в ЕС на уровне всего Союза для хозяйствующих субъектов не предусмотрена уголовная ответственность, а перечень оснований для смягчения административной ответственности в РФ шире, чем в ЕС), однако, по мнению автора, общая тенденция их развития складывается в едином направлении.

ПЕРСОНА

170-179 594
Аннотация
Перу В. Д. Спасовича принадлежит первый в Российской империи учебник уголовного права. Сформулированные автором прогрессивные уголовно-правовые идеи вызвали возмущение в реакционных кругах. Решением специальной комиссии III отделения учебник был исключен из учебного процесса, а его автору было запрещено осуществление преподавательской деятельности. Долгое время В. Д. Спасович не упоминался среди представителей блестящей плеяды дореволюционных ученых-криминалистов. Лишь в последние годы его работы переиздаются и постепенно входят в научный оборот. Целью данной статьи является изучение уголовно-правовых идей В. Д. Спасовича и определение вклада ученого в науку российского уголовного права. Авторы приходят к выводу о том, идеи В. Д. Спасовича заложили основы формирования классической школы уголовного права в Российской империи. Ученый осуществил глубокую теоретическую разработку проблем, связанных с составом преступления, целями и мерой наказания, свободой воли, сроками давности. В своих трудах В. Д. Спасович обосновывал фундаментальные принципы уголовно-правовой науки: законность, равенство, справедливость, соизмеримость преступления и наказания, уважение к достоинству личности, ценность прав и свобод человека.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

180-192 643
Аннотация
Актуальность исследования заключается в отсутствии в отечественной педагогической психологии программы психолого-педагогического обеспечения подготовки специалистов прокурорской деятельности. Цель состоит в разработке инструментария для исследования представлений о прокурорской деятельности у лиц с высшим юридическим образованием и комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности.
Методы и методики, используемые при разработке диагностического комплекса «Представление о прокурорской деятельности» и Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности: метод экспертных оценок, сравнительный анализ, метод двух портретов. В исследовании представлений о прокурорской деятельности приняли участие 50 выпускников ведомственного вуза прокуратуры Российской Федерации и вневедомственных юридических вузов, а также 10 прокурорских работников — высококвалифицированных и опытных профессионалов, выступивших в качестве экспертов.
В статье представлены результаты исследования представлений о прокурорской деятельности у различных категорий прокурорских работников. В качестве диагностического инструментария выступил диагностический комплекс «Представление о прокурорской деятельности», состоящий из пяти методик, которые были разработаны авторами и апробированы на базе прокуратуры Санкт-Петербурга. Методики позволяют определить представление и направленность на прокурорскую деятельность у лиц с высшим юридическим образованием, а также сформировать индивидуальный профессионально-образовательный маршрут совершенствования имеющихся знаний, умений и навыков в рамках Комплексной программы подготовки вновь принятых прокурорских работников прокуратуры Российской Федерации к различным видам надзорной деятельности. Представленные диагностический комплекс и программа нашли свое применение и успешно реализуются в практической деятельности в прокуратурах нескольких субъектов Российской Федерации.
Методики, входящие в диагностический комплекс, могут быть полезны для районных, специализированных прокуроров, наставников молодых специалистов органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации, при решении вопроса о формировании индивидуального плана обучения и воспитания вновь принятых прокурорских работников. Представленная комплексная программа подготовки может применяться кадровыми подразделениями органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации в целях усовершенствования знаний и повышения квалификации как вновь принятых прокурорских работников, так и сменивших направление своей надзорной деятельности. Практико-ориентированный подход предполагает овладение данной комплексной программой как самостоятельно, так и в организованных формах обучения (проведение лекций, семинарских занятий и т.д.) на базе городских, районных и специализированных прокуратур, прокуратур субъектов Российской Федерации.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)