Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
Том 18, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ТЕОРИЯ ПРАВА

11-20 391
Аннотация

В статье рассмотрена общетеоретическая проблема понимания границ действия правового института наказания. Установлено, что с древнейших времен и первых источников права и до настоящего времени наказания совершенствовались, реализуя свой потенциал в качестве средства устрашения, управления, устранения вреда, достижения справедливости и многих других форм и стремясь к систематизации. Выявлены общие закономерности становления системы наказаний. Автор исходит из того, что комплекс правовых норм, санкции которых содержат наказания, а гипотезы — составы противоправных актов, образует самостоятельный межотраслевой институт наказания. Границы действия наказания показывают степень допустимого вмешательства правовых норм в систему общественных отношений, пределы административного (судебного) усмотрения, границы официального толкования правовых норм и систематизации законодательства и совершенствовании методик правоприменения. На основе анализа доктринальных источников и материалов судебной практики доказано, что границы действия института наказания могут быть субъективными (напрямую зависят от воли и действий людей, их объединений, а также от конкретных общественных отношений — связаны с предметом правового регулирования) и объективными (не связаны с субъективными, позволяют реализовывать истинное социально-правовое предназначение наказания — связаны со сферой правового регулирования). Названы социально значимые правовые обстоятельства, подлежащие учету при установлении объективных границ действия института наказания, сформулировано их определение. Сформулированы итоговые выводы.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ВЛАСТЬ И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

21-33 416
Аннотация

Основываясь на системном подходе, автор показывает ключевые элементы системности законодательства о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле и об общественном контроле и формулирует основные интегративные свойства соответствующего комплекса законодательных актов, которые позволяют с конституционно-правовых позиций рассматривать его в настоящее время в качестве целостной системы. Отмечается, что в перспективе, при совершенствовании законодательства об общественном контроле, с одной стороны, и о государственном контроле (надзоре), муниципальном контроле, с другой стороны, следует уделить особое внимание дальнейшему сближению их базовых норм, прежде всего норм-принципов и норм-целей, закладывающих ценностно-смысловые (аксиологические) основы соответствующего регулирования. Кроме того, важно продумать вектор усиления общественных элементов в сфере государственного и муниципального контроля. Сформулирован ряд конкретных предложений по дополнению положений Федеральных законов «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», «О парламентском контроле» и иных законодательных актов. Реализация изложенных законотворческих идей позволит в большей степени раскрыть потенциал партнерской и сервисной модели контрольно-надзорной деятельности и существенно повысить уровень доверия к ней со стороны гражданского общества и бизнеса.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

34-49 294
Аннотация

Подготовленные Минюстом России и прошедшие общественное обсуждение в 2020 г. проекты материального и процессуального кодексов об административных правонарушениях являются шагом вперед в развитии законодательства. Вместе с тем, разработчики проектов во многих вопросах оказались скованы инерцией мышления и законодательной практики, в результате чего перенесли в проекты ряд недостатков действующего КоАП РФ. Помимо этого, проекты содержат множество собственных серьезных дефектов. Принципиальной ошибкой авторов проектов КоАП РФ и ПКоАП РФ является отказ от заимствования аналогичных конструкций из близких отраслей законодательства — уголовного и уголовно-процессуального. В результате в проекте материального КоАП отсутствуют категории административных правонарушений, четкие и понятные правила назначения административных наказаний при совокупности правонарушений, а в проекте Процессуального КоАП задачей производства объявлено установление объективной истины (чего нет даже в уголовном процессе!) и нет назревшего упрощенного порядка рассмотрения дел. Рассмотрение судами дел об административных правонарушениях предлагается и впредь не признавать судопроизводством. Предусмотренное проектом ПКоАП РФ раздельное регулирование порядка рассмотрения дел судами и другими органами административной юрисдикции является принципиальной ошибкой и, помимо того, изобилует во многом произвольными различиями в регулировании одних и тех же вопросов и даже в изложении аналогичных норм. Проекты имеют большое количество юридико-технических недостатков (никому не нужная двойная нумерация статей, включение массива процессуальных норм в проект материального КоАП РФ и др.). Очевидна необходимость самой серьезной доработки законопроектов, причем на этот раз максимально открыто и с привлечением признанных профессионалов в сфере административной ответственности и административного процесса.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

50-60 381
Аннотация

В статье представлены результаты анализа актов Президента Российской Федерации — указов, распоряжений, ежегодных посланий, затрагивающих вопросы бюджетной сферы. Проведена систематизация указов в зависимости от регулирования отношений, складывающихся по поводу бюджетных расходов и бюджетных доходов, сбалансированности бюджета, бюджетного устройства и бюджетной системы, межбюджетных отношений, бюджетного процесса. В зависимости от степени определенности адресата (адресатов) рассмотрены указы-поручения конкретным органам государственной власти, а также указы, адресованные неопределенному кругу лиц. Распоряжения Президента РФ классифицированы в зависимости от их функционального назначения и предмета регулирования. В бюджетном праве распоряжения Президента РФ выполняют функцию регулятора материальных и процессуальных отношений. Во-первых, ими оформляются поручения Президента РФ Правительству РФ на стадии составления проекта бюджета, во-вторых, устанавливаются направления расходования Резервного фонда и иных бюджетных ассигнований, предназначенных для финансового обеспечения полномочий главы государства. Посредством распоряжений может быть конкретизирован состав участников бюджетного процесса, а сами распоряжения формализуют участие Президента РФ в бюджетном планировании, делая его «соавтором» бюджетного закона. Обосновывается мнение о включении ежегодного послания Президента РФ, закрепляющем цели и прогнозы социально-экономического развития государства, в систему источников бюджетного права. Принятие актов главой государства в бюджетной сфере, по мнению автора, позволяет оперативно регулировать соответствующие общественные отношения, а также определяет векторы ее развития, обеспечивая устойчивость системы публичной власти и государственную целостность.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СФЕРЕ

61-70 433
Аннотация

Статья посвящена исследованию правового регулирования порядка предоставления информации ограниченного доступа, содержащейся в государственных информационных системах (ГИС). В работе содержится обзор становления и развития законодательства, регламентирующего общественные отношения в сфере функционирования ГИС. Проведение данного обзора позволило проследить процесс формирования подхода к порядку предоставления вышеуказанной информации из ГИС с момента начала их эксплуатации. Изучен порядок предоставления информации ограниченного доступа из отдельных ГИС, функционирующих в разных сферах деятельности государства. Проведен сравнительно-правовой анализ нормативного регулирования в части, касающейся вопросов передачи информации ограниченного доступа. По его результатам сделан вывод о том, что законодательство предусматривает передачу ограниченной информации из ГИС исключительно закрытому перечню субъектов и только на безвозмездной основе. В работе утверждается, что внесенные в 2018 и 2022 гг. изменения в законодательство, предусматривающие в рамках концессионного соглашения или соглашения о государственно-частном партнерстве возможность осуществления функций оператора ГИС коммерческими организациями, не привели к пересмотру устоявшегося подхода, запрещающего монетизацию доступа к информации ограниченного доступа, содержащейся в ГИС, и передачу такой информации третьим лицам. В статье также делается вывод о том, что такой подход представляется оптимальным, поскольку получение третьими лицами из ГИС информации ограниченного доступа может привести к нарушению режима коммерческой тайны, разумных ожиданий и равенства прав участников делового оборота, к причинению ущерба их коммерческим интересам, ограничению конкуренции и нарушению прав человека и интересов государства.

ГРАЖДАНСКОЕ И СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

71-78 417
Аннотация

Технологии искусственного интеллекта имеют широкую сферу применения: они используются для обработки больших объемов информации, эти технологии являются одним из элементов Big Data. В информационной среде заключение и исполнение пользовательского соглашения, соглашения о конфиденциальности приобретают особое значение. Эти договоры являются надежным средством регламентации информационного взаимодействия их сторон. Не имеет решения в доктрине и в правоприменительной практике ряд проблем, связанных с данными соглашениями, в частности проблемы их юридической квалификации, конститутивных признаков и содержания, включая формулировку ряда условий. В работе даны рекомендации по решению этих проблем, выявлены конститутивные особенности, дана правовая квалификация пользовательского соглашения и соглашения о конфиденциальности, предложены формулировки отдельных условий этих договоров. При написании статьи было учтено современное состояние законодательства, цивилистической доктрины, судебной и деловой практики.

79-93 618
Аннотация

Вопросы закрепления в СК РФ минимального размера алиментов и создания в РФ алиментного фонда являются весьма актуальными на доктринальном и на правоприменительном уровнях, так как обеспечение потребностей ребенка неизбежно связано с определенными материальными затратами, которые далеко не всегда надлежащим образом и в достаточном объеме финансируются родителями. Автор статьи приходит к выводу, что минимальный размер алиментов и алиментный фонд в идеале должны выступать взаимодополняющими правовыми конструкциями. С одной стороны, государство способно гарантировать детям выплату на содержание не ниже минимального размера алиментов только при условии существования алиментного фонда. С другой стороны, размер алиментов, начисляемый на содержание детей, в каждом конкретном случае индивидуален, встречаются даже «сверхалименты», а ресурсы алиментного фонда не безграничны, поэтому из алиментного фонда для содержания ребенка, с чьего родителя не удалось взыскать алименты своевременно, должен уплачиваться не весь ежемесячный объем причитающихся алиментов, а только минимальный размер алиментов (или его часть в случае частичной уплаты алиментов родителем). Из этого следует, что законодателю необходимо одновременно внести в СК РФ дополнения об установлении минимального размера алиментов (в размере половины прожиточного минимума для детей, установленного в субъекте РФ, в котором проживает ребенок) и о создании алиментного фонда. Разумеется, на родителя должна быть возложена законом обязанность по возмещению денежных средств, уплаченных вместо него алиментным фондом, с начислением процентов на указанную сумму за период неуплаты родителем алиментов. В статье анализируется советский опыт установления минимального размера алиментов в 1918–1926 и 1986–1994 гг., а также конструкция советского алиментного фонда, существовавшего с 1984 по 1991 г.

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

94-102 457
Аннотация

Институт финансового уполномоченного имеет своей целью эффективное досудебное урегулирование споров между финансовыми организациями и потребителями финансовых услуг. Вместе с тем, не разрешенные в указанном порядке споры передаются на рассмотрение судов общей юрисдикции. Специфика правового статуса финансового уполномоченного, особенности правовой природы отношений, возникающих при рассмотрении им в досудебном порядке спора между финансовой организацией и потребителем финансовых услуг, пробельное правовое регулирование обуславливают возникновение ряда важных проблем процессуального характера: определение процессуального статуса участвующих в деле лиц, применение правил родовой и территориальной подсудности, установление порядка рассмотрения судами общей юрисдикции соответствующей категории дел и др. Отсутствие правовой регламентации особенностей применения в таких случаях процессуального законодательства, а также полноценных разъяснений Верховного Суда РФ по указанным вопросам приводит к разнонаправленному развитию судебной практики, нарушению принципа правовой определенности, возникновению барьеров при реализации права на судебную защиту. В статье автор анализирует приведенные проблемы, причины их возникновения и предлагает пути их разрешения.

ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ И КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

103-115 860
Аннотация

В статье приведены основные характеристики и раскрыто содержание специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства, предложено определение его целей, обозначены правовые проблемы определения круга субъектов, на которых он распространяет свое действие, изучены вопросы акселерации субъектов малого предпринимательства. В результате исследования выявлена тенденция расширения сферы действия положительно зарекомендовавших себя положений рассматриваемого правового режима, например на крупный бизнес или быстрорастущие технологические компании. Использование специального правового режима деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства в качестве экспериментальной регуляторной площадки позволяет просчитать риски, связанные с принимаемыми мерами, а также оценить эффективность их действия. Сделан вывод о формировании экстраординарных правовых режимов, предназначенных для бизнеса, в том числе субъектов малого и среднего предпринимательства. Указанные режимы характеризуются особыми основаниями введения мер, срочным характером, а также направленностью на сохранение бизнеса и обеспечение его работоспособности в текущей ситуации.

116-130 368
Аннотация

Экономика знаний — новый этап российской экономики, характеризующийся социальной ориентированностью, бережным отношением к человеческому потенциалу, направленностью на создание условий для духовно-нравственного и профессионального развития населения. Интеллектуальный капитал в постиндустриальных отношениях выступает основным экономическим ресурсом и объектом инвестиций, а право интеллектуальной собственности — ключевым элементом диффузии инноваций. В условиях экономики знаний особое внимание следует уделять нематериальным факторам общественного развития, таким как культура, наука, образование. Автором статьи исследована роль данных социальных институтов в процессе активизации предпринимательской деятельности населения, обоснована необходимость обеспечения их взаимосвязи и встраивания в хозяйственный оборот. Анализ нормативной правовой базы позволил выявить недостаточное внимание законодателя к мотивационной и регулятивной функциям культуры, отметить проблемы, связанные с управлением наукой и отсутствием эффективного законодательства об инновационной и научно-технической деятельности, установить необходимость разработки и внедрения системы непрерывного предпринимательского образования.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

131-144 544
Аннотация

Трансформации современного российского общества развиваются во многом в контексте реализации идеи сильного государства. Неопределенность и амбивалентность этой идеи, с акцентом в различных трактовках на расширение сферы участия государства в общественном пространстве либо на эффективность государственного администрирования, позволяет государству самостоятельно определять вектор государственного строительства. В России, как следует из публичных выступлений политического руководства и текущей практики, специфика сильного государства предполагает увеличение сферы влияния государства, усиление его мощи, защиту консервативных ценностей и суверенитета. Каждый из этих компонентов требует адекватного уголовно-правового сопровождения, в том числе криминализации общественно опасных посягательств. Анализ законотворческой практики свидетельствует, что в общем массиве новых составов преступлений, введенных в УК РФ с 2000 г., более 40 % обеспечивали поддержку строительства сильного государства. Эту практику справедливо рассматривать в качестве отражения весьма специфического и слабо исследованного в науке концепта уголовной политики сильного государства. Такая политика ориентирована на ширящееся вслед за расширением сферы присутствия государства в социальном пространстве применение средств уголовно-правового воздействия для преимущественной защиты государственных интересов, которые состоят в обеспечении стабильного (неизменяемого) функционирования сильной вертикали власти в обществе, консолидированном, в том числе посредством норм уголовного права, на основе консервативных патриархальных ценностей. Вместе с тем она несет в себе потенциальные риски тотального государственного контроля и сокращения масштабов свободы, что требует обязательного учета и отражения в уголовно-политологическом дискурсе.

УГОЛОВНЫЙ ПРОЦЕСС

145-159 591
Аннотация

В статье рассматриваются регламентированные законодательством Российской Федерации особенности производства следственных действий в отношении адвокатов. Следственными действиями, производимыми «в отношении адвокатов», предлагается считать все действия, ограничивающие права адвоката непосредственно в ходе проведения, а не по результатам следственного действия, при этом данные действия могут проводиться с непосредственным участием адвоката, а также без него. Обращается внимание на то, что главной целью законодательного установления особенностей производства следственных действий является создание системы гарантий от разглашения адвокатской тайны, недопущение использования в доказывании информации, сообщенной обвиняемым адвокату в рамках особых доверительных отношений, складывающихся при осуществлении юридической помощи. Вместе с тем обосновывается, что предусмотренные законом особенности не распространяются на следственные действия, производимые в связи с совершением адвокатом преступного деяния. В статье детально анализируется содержание особенностей проведения следственных действий: определяется круг действий, производство которых требует судебного разрешения; раскрываются права такого участника следственного действия, как уполномоченный представитель адвокатской палаты; детализируется понятие адвокатского досье (адвокатского производства); исследуется порядок изъятия входящих в него документов.

160-170 456
Аннотация

В статье исследуется актуальность вопроса определения пределов юрисдикции судов в ходе рассмотрения уголовных дел, связанных с контрабандой, и наличие процессуальных факторов, влияющих на определение территориальной подсудности, установленных статьями 32, 35 УПК РФ. Приводится практика судов Забайкальского края, раскрывается потребность в законодательном разрешении спорных вопросов по определению подсудности дел о контрабанде, сформулированы предложения и высказаны суждения о необходимости дачи дополнительных разъяснений Верховным Судом РФ по правилам применения ст. 32 и 35 УПК РФ. Именно уголовные дела, связанные с контрабандой, относительно совокупности условий, установленных данными уголовно-процессуальными нормами, учитывая различные территориальные места по совершенным преступлениям, установления оконченности преступных деяний по их тяжести вызывают определенную сложность в установлении территориальной подсудности. Сложности в правильном определении таких обстоятельств сказываются на «скитании» уголовных дел данной категории между судами, наряду с реализацией своих прав участниками процесса по обжалованию действий судов в связи с разрешением спорных предметов для определения надлежащей подсудности. Наличие спорных вопросов по определению подсудности в той или иной мере может отразиться на затягивании разумных сроков, предусмотренных статьей 6.1 УПК РФ, при рассмотрении уголовных дел еще до начала их разбирательства судом по существу, а в некоторых случаях не исключено влияние на истечение процессуальных сроков привлечения виновных к уголовной ответственности и сроков содержания под стражей контрабандистов. Изложенное также относится к вопросам уголовно-правового совершенствования в сфере противодействия контрабандной деятельности.

КРИМИНАЛИСТИКА И КРИМИНОЛОГИЯ. СУДЕБНАЯ ЭКСПЕРТИЗА

171-177 384
Аннотация

Десятилетие обсуждения необходимости определения правового статуса криптовалют и отсутствие такого регулирования в итоге повлекло формирование противоречивой судебной практики и невозможность полноценного функционирования механизмов уголовно-правовой охраны прав граждан при совершении преступлений в отношении их имущества, а также невозможность применения мер уголовнопроцессуального принуждения при совершении коррупционных преступлений. Ожидание принятия или непринятия всевозможных законодательных инициатив прямо влияет на уголовную политику государства, при этом уголовное и уголовно-процессуальное законодательство уже не отвечает современным реалиям. Не последнюю роль в соблюдении прав и законных интересов общества и государства играет прокуратура Российской Федерации. В исследовании сформулированы задачи и полномочия прокурора в уголовном процессе, которые позволят наиболее полно осуществлять имеющиеся полномочия при рассмотрении уголовных дел о преступлениях, связанных с оборотом криптовалюты, а также предложен ряд законодательных инициатив, которые позволят оптимизировать нормы закона и усовершенствовать механизмы его применения.

178-192 349
Аннотация

На основе авторского определения высокотехнологичных преступлений сформулировано понятие противодействия их расследованию. Предложена криминалистическая классификация субъектов данного противодействия, в которой в качестве формального классификационного критерия использовано процессуальное положение этих субъектов. Описана иерархическая классификационная схема, включающая в себя различной степени общности группы и подгруппы субъектов противодействия. К субъектам «внутреннего» противодействия отнесены участники уголовного судопроизводства, разделенные на четыре основные группы: со стороны защиты, со стороны обвинения, осуществляющие правосудие, иные субъекты. Для субъектов «внешнего» противодействия выделены такие группы, как работники правоохранительных органов, не являющиеся субъектами уголовного судопроизводства по конкретному уголовному делу; лица, связанные с обвиняемыми (подсудимыми); руководители органов власти; работники СМИ. Для каждой группы субъектов проанализированы криминалистически значимые особенности противодействия расследованию высокотехнологичных преступлений, приведены типичные мотивы и приемы противодействия. Отмечено, что предложенная классификационная схема может применяться не только для высокотехнологичных преступлений, но и для других видов преступных деяний.

193-200 340
Аннотация

Издание книги, содержащей статистические данные о жертвах терроризма, имеет важное значение не только для исследования и анализа терроризма и стратегий реагирования на него, но и для поддержки жертв терроризма. Одна из целей инициирования такого издания на Западе («Белой и черной книги терроризма в Европе») как раз заключается в том, чтобы подтолкнуть к принятию специального европейского закона об оказании помощи жертвам терроризма. В работе поддерживается издание подобной книги и в России, которая сама на протяжении многих лет остается мишенью для транснациональных террористических организаций, прежде всего так называемого «Исламского государства», запрещенного на территории РФ. Работа содержит характеристику жертв преступлений «Исламского государства», причем жертв не только его террористических атак, но и иных преступлений, среди которых следует особо отметить преступление геноцида. Принятие и реализация программ психологической и иной помощи жертвам терроризма в государствах Западной Европы делает актуальным принятие мер поддержки в отношении указанных лиц также в России. Среди таких мер — разработка и принятие федерального закона о поддержке жертв терроризма.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)
ISSN 2782-1862 (Online)