Preview

Актуальные проблемы российского права

Расширенный поиск
№ 5 (2017)

ТЕМА НОМЕРА: СЕМЕЙНОЕ ПРАВО

11-15 6
Аннотация
В Московском государственном юридическом университете имени О.Е. Кутафина (МГЮА) 27 февраля 2017 г. состоялась международная научно-практическая конференция «Реформа семейного законодательства: концепция и развитие». Конференция была организована кафедрой гражданского права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) при информационной поддержке издательства «Проспект», журнала «Судья», СПС «КонсультантПлюс». В мероприятии приняли участие представители научного сообщества, законодательной власти, судебной системы, адвокатуры. Выступления некоторых спикеров были организованы в режиме видеоконференции. В ходе конференции участники обсудили основные направления, первые итоги и пути дальнейшего реформирования семейного законодательства РФ. В статье приводится краткий обзор выступлений участников конференции и выработанные рекомендации по обсуждаемым вопросам. Ключевые слова: реформа семейного законодательства, семейное законодательство, концепция совершенствования семейного законодательства, концепция семейной политики, семейное право, Семейный кодекс РФ, традиционные семейные ценности, режим общего имущества супругов, медиативные процедуры, защита семейных прав, сопровождение семьи, международная научно-практическая конференция, Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА).
16-20 16
Аннотация
В статье анализируются проблемы определения сущности специальных принципов семейного права. Делается вывод о том, что они являются самостоятельной формой права, обладающей высшей юридической силой по сравнению с иными формами, являясь отражением объективных социально-экономических законов общества. Отмечается разнонаправленный характер таких принципов. Расположение принципов в ст. 1 Семейного кодекса РФ свидетельствует о том, что они в первую очередь адресованы законодателю для учета в правотворческой деятельности. Обосновано, что принципы семейного права обязательны для применения их судами. Некоторые принципы семейного права сформулированы как требования к поведению участников семейных отношений. Исходя из содержания нормы ст. 5 СК РФ сделан вывод о применении к семейным правоотношениям принципа добросовестности. Обоснованы правовой характер принципов, обозначенных в ст. 1 СК РФ, их необходимость для построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.
21-30 19
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы конституционно-правового закрепления семьи как ценности для государства и общества. Анализируется нормативное содержание конституционного права человека на семью и конституционной обязанности родителей по содержанию и воспитанию детей. Уделяется внимание проблеме конкуренции права на семью и других основных прав. Исследуются проблемы допустимости законного ограничения конституционного права человека на семью. Особое внимание уделяется вопросам конституционно-судебной защиты прав отцов, матерей и детей. Автор обращается к анализу федерального законодательства и законов субъектов РФ, регламентирующих разграничение полномочий федеральных и региональных органов государственной власти по регулированию поддержки семьи как гарантии реализации конституционного права человека на семью. Делается вывод о необходимости федеральной власти стимулировать принятие регионами самостоятельных решений, способствующих их экономическому и социальному развитию, а также смягчить жесткую модель централизации налоговых доходов и обеспечить финансовое выравнивание уровней бюджетной обеспеченности субъектов РФ. Данные меры направлены на обеспечение прав граждан, включая право на семью.
31-34 11
Аннотация
Процесс развития современного семейного законодательства обусловил повышенный интерес к исследованию отдельных институтов, содержащихся в семейном законодательстве, а также к изучению в целом отраслевого семейного законодательства с учетом основных тенденций развития. Полагаем, что совершенствование правового регулирования семейных отношений должно строиться на основе научно обоснованной системы законодательства. В статье сформулированы отдельные предложения по изменению и дополнению действующего брачно-семейного законодательства. К сожалению, приходится констатировать, что многие семейно-правовые нормы не только не эффективны, но и противоречат концепции единства правового регулирования отношений, вытекающих из брака и принадлежности к семье.
35-40 14
Аннотация
Сложившиеся в обществе представления о семье служат предпосылкой для правового регулирования отношений в сфере семьи, они формируются под влиянием ряда факторов. Государство как особый институт, организующий общество и управляющий им, определенным образом взаимодействует с институтом семьи, важнейшим инструментом управления является право. Деятельность органов государства должна обеспечивать сохранение и развитие общества, его демографическое благополучие, что не может не отражаться в законодательстве. Анализ Конституции РФ и основных политико-правовых источников, оформляющих государственную семейную политику России, приводит к выводу, что в качестве ее приоритета декларируются поддержка и защита «традиционной» семьи. Эта концептуальная идеологическая установка отвечает интересам развития российского общества и разделяется большинством населения. Базовый источник семейного законодательства - Семейный кодекс РФ - в целом ориентирован на решение задачи сохранения традиционной семейной организации и может считаться нормативной основой для ее дальнейшего развития. Легализация процессов так называемой «трансформации семьи» способна оказать негативное влияние на институт семьи, на деле ведет к юридической деформации этой категории. С позиций необходимости поддержки и защиты семьи и традиционных семейных ценностей дана общая оценка отдельных законопроектов в области семейного законодательства, предполагающих необоснованное вмешательство органов государства и некоммерческих организаций во внутрисемейные отношения; дальнейшую девальвацию ценности материнства вследствие лишения суррогатной матери права оформить свое материнство.
41-45 6
Аннотация
В статье приводится оценка предпринятой попытки системного реформирования семейного законодательства РФ. Анализируются отдельные положения Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации и Предложений по совершенствованию семейного законодательства в контексте ожиданий, определенных Концепцией государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Особое внимание уделяется принципам семейного права, их взаимодействию и сочетанию в рамках регулирования семейных отношений. Обосновывается возможность и необходимость закрепления в современном семейном законодательстве основанного на презумпции принципа добросовестности. Предлагается закрепить в качестве принципа семейно-правового регулирования принцип сохранения и укрепления традиционных семейных ценностей. Обращается внимание на потенциал данного принципа и возможность его использования за пределами семейного права. Констатируется отсутствие не только предметного, но и методологического единства проводимых мероприятий по совершенствованию семейного законодательства. Делается вывод о необходимости подготовки новой Концепции совершенствования семейного законодательства в Российской Федерации.
46-49 10
Аннотация
Преодоление демографического кризиса, предотвращение его катастрофических по масштабам последствий возможно только в рамках новой семейной политики Российской Федерации, направленной на укрепление института семьи, возрождение семейных ценностей и сохранение семейной культуры. Развитие и совершенствование семейного законодательства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций, гармонизации прав личности и потребностей российского общества. Развитие и совершенствование мероприятий по поддержке семьи, материнства и детства позволит, на наш взгляд, создать условия для наилучшего выполнения семьей своих функций и обеспечения здоровья ее членов, развития личности и реализации личных интересов каждого члена российского общества. Семья - важнейший инструмент общества. Только так государство обеспечит социальную безопасность семьи, ее благополучие, условия для выполнения социально значимых функций. Концепция развития семейного законодательства Российской Федерации, на наш взгляд, учитывает тенденции и запросы современного российского общества, восполняет имеющиеся пробелы, устраняет противоречия между Семейным кодексом РФ и другими актами действующего законодательства.
50-55 3
Аннотация
Автор отмечает в целом медиабельный характер большинства семейных споров и говорит о потребности в изменении семейного законодательства по вопросам медиации. Отмечается значение Концепции совершенствования семейного законодательства Российской Федерации как документа, наметившего основные идеи для реформирования Семейного кодекса РФ по вопросам медиации. Автор обосновывает необходимость исключения процедуры медиации по делам о применении мер семейно-правовой ответственности к родителям и лицам, их заменяющим. Анализируется возможность введения обязательной медиации по ряду семейных споров, предлагаются варианты такой обязательной медиации, условия ее введения, делается вывод о проблемах с введением обязательной медиации. Анализируется статус ребенка при проведении медиации по семейным спорам, касающимся интересов детей, делается вывод о том, что ребенок в данном случае не является третьим лицом по смыслу ч. 5 ст.1 Федерального закона «О медиации», предлагаются соответствующие изменения законодательства. Анализируются положения Федерального закона «О медиации» о конфиденциальности и положения СК РФ о необходимости защиты прав ребенка, делается вывод о приоритете семейного законодательства, предлагаются соответствующие изменения законодательства.
56-60 11
Аннотация
Вопрос о критериях оценки профессионализма медиатора общего профиля и медиатора в семейных спорах активно обсуждается в международном профессиональном сообществе. Этот вопрос актуален и после утверждения российского профессионального стандарта специалиста в сфере медиации. На основе сравнительно-правового анализа требований к теоретической и практической подготовке семейных медиаторов в некоторых странах, в том числе и тех, где законодательством предусмотрена обязательная досудебная информационная встреча с медиатором по ряду категорий споров, включая семейные, а также систематизированных Международным институтом медиации стандартов навыков и поведения медиаторов, автор приходит к выводу о необходимости совершенствования системы требований к квалификации и практическому опыту специалистов в сфере семейной медиации. Формирование специальных требований к семейным медиаторам может быть достигнуто в том числе за счет исключения из законодательства понятия «непрофессиональный медиатор», введения системы добровольной аккредитации, основанной на обратной связи от пользователей, создания реестров медиаторов, дифференцированных по их специализации, внедрения практики обязательного прохождения супервизий начинающими медиаторами, широкого распространения практики ко-медиаций, проводимых медиаторами разных специальностей.
61-66 10
Аннотация
Международные акты и российское законодательство в качестве приоритетных прав рассматривают право ребенка на заботу и получение имущественного содержания. В реальной жизни такое право обеспечивается не всегда. Свыше 2 млн детей в России не получают алименты. Необходимо проводить работу по дальнейшему усилению правовых гарантий несовершеннолетних детей, оказавшихся без достаточного уровня содержания. Установление минимального размера элементов, взыскиваемых на несовершеннолетних детей, позволит устранить случаи необоснованного уменьшения сумм алиментов. Неверной представляется судебная практика, ориентированная на установление размера алиментов с учетом наличия у должника обязанности по уплате алиментов в отношении других детей. Поддержан дифференцированный подход в определении ставок по размерам алиментов на основе регрессивной шкалы, в зависимости от размера дохода должника. Основываясь на нормах международного права и внутреннего российского законодательства о приоритетности прав и интересов несовершеннолетних детей, предлагается предусмотреть в действующем российском семейном законодательстве возможность компенсации неуплаченных сумм должниками из средств государства. Недопустимо ограничивать право совершеннолетних детей, имевших право на алименты, на взыскание неустойки, когда такие требования предъявляются по истечении трехлетнего срока с момента достижения совершеннолетия.
67-71 2
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы необходимости изменения семейного законодательства в сфере алиментирования в связи с назревшими проблемами, создающими предпосылки нарушения прав несовершеннолетних детей и иных лиц, имеющих право на получение содержания. Проводится анализ точек зрения на проблемы алиментирования и выявляются наиболее обсуждаемые направления реформирования данной сферы с учетом законодательных инициатив. В статье обосновывается целесообразность перехода от долевой системы расчета алиментов, присуждаемых на содержание несовершеннолетних детей в судебном порядке, к системе расчета, предусматривающей базовую ставку алиментов при отсутствии алиментного соглашения. В статье указывается на необходимость полного отказа от системы долевого исчисления в связи с изменившейся по сравнению с советскими временами социально-экономической ситуацией. В качестве базовой ставки предлагается использовать прожиточный минимум. Объясняется необходимость унификации такого подхода в отношении не только несовершеннолетних детей, но и иных лиц, имеющих право на получение алиментов.
72-77 2
Аннотация
Государство, реализуя комплексную программу по обеспечению беспрепятственного осуществления детьми своих алиментных прав, вместе с тем оставляет без должного внимания гарантии прав плательщика алиментов. Поэтому в статье проанализированы некоторые проблемы, возникающие в судебной практике при защите прав именно плательщиков, а не получателей. Одним из способов защиты прав является изменение правоотношения. Особое внимание в работе уделено анализу ст. 119 СК РФ, формулировка которой позволяет правоприменителю осуществлять индивидуальный подход к определению размера алиментов с учетом всех обстоятельств конкретного дела, однако фактически сводит «на нет» права должника в алиментных обязательствах, поскольку не гарантирует возможность защиты его права на уменьшение размера алиментов. На основе конкретного судебного дела автор приходит к выводу о том, что ситуационный метод семейно-правового регулирования зачастую не позволяет защитить интересы должника в алиментных обязательствах, высказывает собственное мнение относительно толкования некоторых семейно-правовых норм, касающихся алиментов. Обращается внимание на то, что алиментному обязательству, несмотря на его явно выраженное имущественное содержание, присущ личный момент, поэтому данный факт должен учитываться правоприменителем при разрешении алиментных споров, высказаны предложения по совершенствованию действующего законодательства.
78-81 4
Аннотация
В статье рассмотрены законодательный и правоприменительный аспекты изменения способа и порядка исполнения постановления суда (решения или приказа) о взыскании алиментов на ребенка путем разрешения перечисления не более половины суммы алиментов на счет, открытый на имя ребенка в банке. Данная мера предназначена для пресечения нецелевого расходования сумм алиментов на ребенка родителем, их получающим. Сделан вывод о необходимости дополнить норму Семейного кодекса РФ, позволяющую перечислять не более 50 % сумм алиментов на счета, открытые на имя детей, примерным перечнем оснований, по которым плательщики алиментов вправе будут обращаться в суд с соответствующим требованием. Предлагается также дополнить гл. 17 СК РФ нормой, предоставляющей суду право обязать родителя, получающего алименты на ребенка, размер которых превышает определенную в законе сумму, представлять родителю, уплачивающему алименты, ежемесячный письменный отчет о расходовании алиментов.
82-86 2
Аннотация
Семейные конфликты ввиду лично-доверительной специфики семейных отношений редко разрешаются юридическими способами, для их решения используются морально-нравственные средства регулирования. Только крайние, общественно опасные формы конфликта приводят к участию государства в их разрешении. Потенциал частноправовых средств разрешения таких конфликтов реализуется не полностью. В статье анализируется возможность возмещения имущественного и компенсации морального вреда в семейных отношениях, отмечается недостаточная регламентация данных санкций в семейном законодательстве РФ. В работе обосновывается вывод о специфике деликтных обязательств, возникающих между членами семьи, которая обусловлена особым характером имущественных отношений (применительно к супругам) и высокой степенью фидуциарности семейных отношений. На основании изучения семейного законодательства ряда зарубежных стран (Германии, Беларуси, Украины, Эстонии) делается вывод о необходимости законодательного закрепления в СК РФ возмещения имущественного и компенсации морального вреда в качестве общего способа защиты семейных прав.
87-91 4
Аннотация
В настоящей статье рассматриваются проблемы записи имени ребенка при его рождении, нарушения родителями срока обращения в органы записи актов гражданского состояния, а также двойной фамилии ребенка при его рождении с учетом проекта федерального закона № 1051801-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части изменения порядка присвоения и регистрации имени». Данным законопроектом, который планируется к рассмотрению Государственной Думой в 2017 г., предлагаются анализируемые в статье соответствующие изменения в Гражданский кодекс РФ, Семейный кодекс РФ и Федеральный закон «Об актах гражданского состояния». Автором сделан вывод о необходимости корректировки требований, предъявляемых к имени ребенка, введении возможности присвоения ребенку двойной фамилии, а также других изменений к названному проекту с учетом обеспечения баланса интересов ребенка на уважение его личности и свободы родителей при присвоении имени ребенка.
92-96 19
Аннотация
Осуществление родительских прав в отношении общего ребенка при раздельном проживании родителей является сложным и актуальным вопросом в семейном праве России. Несмотря на то, что семейное законодательство регулирует споры, связанные с воспитанием детей, а судебная практика за длительный период времени определила общие правила разрешения споров в интересах детей, существует значительное число пока неразрешенных проблем. Принцип равенства прав и обязанностей родителей, установленный Семейным кодексом РФ, по мнению автора, нуждается в пересмотре, так как не соответствует объективным жизненным реалиям, особенно в условиях раздельного проживания родителей. Роль и полномочия органов опеки и попечительства при участии в делах, связанных с воспитанием детей, требуют изменений. Определение места жительства ребенка с одним из родителей должно означать изменение родительского статуса и, как следствие, изменять принцип равенства родительских прав. Неразрешенность этих вопросов, связанных с осуществлением родительских прав при раздельном проживании родителей, не позволяет эффективно решать и другие вопросы, например о надлежащем исполнении родителями обязанности по содержанию детей (об алиментах). Автором предлагаются к обсуждению некоторые варианты решения обозначенных проблем.
97-103 9
Аннотация
В статье рассматривается содержание концепции «интересы ребенка» - как она понимается в российском и международном праве. Отмечается, что в то время как российские ученые определяют содержание концепции, западные авторы, исходя из презумпции отсутствия необходимости закрепления исчерпывающего содержания концепции, анализируют практику ее применения, а именно то, какие действия властей будут являться соблюдением или нарушением интересов ребенка. Анализируется вес, придаваемый интересам ребенка, при установлении баланса между различными правами и интересами. В то время как в международном праве наилучшие интересы ребенка оцениваются и принимаются во внимание в качестве первоочередного и главенствующего соображения, в российском семейном праве приоритет имеют интересы семьи как единого организма. Автор приходит к выводу о том, что внесение наилучших интересов ребенка в число принципов семейного законодательства будет содействовать сокращению количества необоснованных изъятий детей из семьи, что отвечает целям реформы семейного законодательства.
104-109 3
Аннотация
В статье освещаются проблемы, связанные с содержанием преимущественного права родителей на воспитание своего ребенка с позиции публичного интереса в контексте реализации приоритетного направления государственной семейной политики Российской Федерации по повышению авторитета родительства в семье и обществе. На основании сравнительного анализа норм Кодекса о бьраке и семье РСФСР 1969 г. и Семейного кодекса Российской Федерации автор делает вывод о том, что некоторые нормы КоБС РСФСР 1969 г. более полно охраняли и защищали личное родительское право на воспитание ребенка, чем современный СК РФ. Доказывается, что, несмотря на идентичность формулировок законодателя в части реализации права родителей и опекунов требовать возврата ребенка от любых лиц, удерживающих его незаконно, содержание преимущественного права родителей и опекунов имеет свою специфику, в связи с чем их полная аналогия может привести к конкуренции этих прав, а следовательно, к утрате авторитета родительства.
110-117 8
Аннотация
Исследуются установление происхождения детей, установление правовой связи с матерью, понятие «материнство». Для определения базовых норм, регулирующих отношения по установлению происхождения детей, исследуется предмет правового регулирования семейного, гражданского, медицинского законодательства. Автор обращает внимание на принципы семейного права и законодательства, порядок осуществления семейных прав. Поднимаются проблемы, связанные с использованием современных медицинских технологий - суррогатного материнства. Жизнь рожденного ребенка находится под защитой государства, и принятие решений о возникновении родительских отношений не может находиться в сфере полномочий медицинского учреждения или иной организации, кроме тех, которые указаны именно в семейном законодательстве. В результате автор делает вывод о приоритете норм семейного законодательства при установлении происхождения детей над нормами иных отраслей, в том числе гражданского и медицинского законодательства; невозможности использования иных федеральных законов, договорных конструкций при установлении происхождения и, соответственно, передаче детей, кроме как на основании семейного законодательства. Далее делается вывод о том, что принимаемое законодательство в этой сфере не должно быть противоречивым.
118-125 8
Аннотация
В статье рассматривается развитие института имущественных отношений супругов в России сквозь призму принципа равенства супругов в семье. Отмечается, что с древнейших времен супруги обладали имущественной автономией, были равны, но вопросы равенства по-разному толковались в различные эпохи. Делается вывод, что в советский период равенство имущественных прав обоих супругов претерпело определенные метаморфозы, а именно стало проявляться не в равной возможности супругов пользоваться имущественной самостоятельностью (в дореволюционном законодательстве брак не порождал установления системы общности супружеского имущества), а в равном потенциале мужа и жены получить право на имущество, нажитое во время брака (заключение брака стало основанием для признания в нем нажитого имущества общим). Вследствие «нового» «революционного» толкования данного принципа утрачено традиционное для России понимание цели заключения брака - создание семьи, где общность интересов раскрывается в первую очередь не за счет имущественной составляющей, а за счет духовной. Предлагается рассмотреть в рамках совершенствования семейного законодательства РФ возможность возврата к исторически сложившемуся в дореволюционной России толкованию принципа равности супругов в имущественных отношениях, а именно закреплению принципа раздельности супружеского имущества в качестве законного режима имущества супругов.
126-130 9
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы разрешения правовых коллизий в так называемых «зонах совместного регулирования» отношений нормами семейного и гражданского права. В качестве основного способа разрешения коллизий в случае «проникновения» норм одних отраслей права в кодексы других отраслей автором предлагается принцип «взаимного приоритета» отраслевых кодексов в отношении «своих» норм. При этом признается, что данный принцип не всегда применим, в частности, при регулировании ряда имущественных отношений между супругами. Автором анализируются формы взаимодействия норм семейного и гражданского права в сфере совместной собственности супругов и осуществляется их деление на три группы: 1) различное регулирование одних и тех же отношений; 2) внешне независимое регулирование, при котором имеет место определенная степень влияния одной отрасли на другую; 3) регулирование каждой из отраслей той или иной стороны одних и тех же (или близких) отношений. Для каждой из групп предлагается свой способ разрешения возникающих коллизий: для первой группы - «содержательный критерий», для второй группы - способ недопустимости «ущемления» одной отраслью права другой отрасли путем необоснованного «вторжения» в правовое поле последней; для третьей - соединение различных «сторон» одних и тех же (или близких) отношений в единый комплекс с учетом их многообразия и вариативности. При этом под «содержательным критерием» понимается осуществление индивидуального подхода к каждой конкретной ситуации, основанного на уяснении смысла правовых норм. Автор приходит к выводу, что этот способ в качестве самостоятельного может быть применен только в случае, когда принцип «взаимного приоритета» отраслевых кодексов не может быть использован. Вместе с тем он незаменим в качестве способа, служащего цели выявления природы правовых норм как основы для использования принципа «взаимного приоритета».
131-136 6
Аннотация
Вопрос о соотношении понятий «совместная собственность супругов» и «общее имущество супругов» в отечественной науке семейного права является одним из дискуссионных. Действующие редакции ст. 34 Семейного кодекса РФ и ст. 256 Гражданского кодекса РФ используют понятия «совместная собственность супругов» и «общее имущество супругов» как тождественные, равнозначные. Автор статьи, анализируя законодательную и правоприменительную практику, приходит к выводу о том, что на современном этапе развития супруги могут получать не только доход от трудовой и предпринимательской деятельности, от результатов интеллектуальной деятельности, но и доход от участия в корпоративных правоотношениях. Расширительное толкование понятия «имущество» позволяет включать в состав общего имущества супругов не только имущество, предусмотренное ч. 2 ст. 34 СК РФ, но и иное имущество, в том числе отдельные виды ограниченных вещных прав, имущественные права требования, а также общие долговые обязательства, которые являются неотъемлемой частью супружеской жизни. В результате, основываясь на действующем законодательстве и судебной практике, автор статьи отстаивает точку зрения о том, что применительно к правовому регулированию имущественных отношений супругов целесообразно использовать термин «общее имущество супругов», так как он наиболее точно и полно отражает сущность и содержание имущества, нажитого супругами во время брака.
137-141 6
Аннотация
В статье анализируются итоги нормирования семейных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, отмечается несовершенство норм разд. VII Семейного кодекса РФ, их несоответствие современным потребностям в правовом регулировании семейных отношений с участием иностранцев, наличие пробелов, требующих устранения. Автором обращается внимание на новые виды брачно-семейных отношений, а также существенное усложнение имущественных и личных неимущественных отношений членов семьи, подчеркивается значимость проблем унификации норм семейного права, а также учета новых тенденций по вопросам выбора применимого права и применения иностранного законодательства. В статье формулируются коллизионные нормы, которые позволили бы создать эффективную систему правового регулирования семейных отношений с участием иностранцев. В частности, предлагается изменить и дополнить ст. 161,163 СК РФ, закрепить коллизионные нормы, определяющие право, подлежащее применению к договору суррогатного материнства.
142-146 7
Аннотация
Для более эффективного понимания правоотношений суррогатного материнства необходимо определить структуру таких правоотношений. Должное понимание структуры позволит наиболее полным образом понять всю специфику, условия и закономерности развития рассматриваемых правоотношений, что в конечном счете будет иметь большую практическую значимость, так как такое понимание послужит базисом для должного правового регулирования правоотношений суррогатного материнства в будущем. В статье рассматривается основание возникновения правоотношений суррогатного материнства, дается представление об объекте правоотношений и договора суррогатного материнства, а также о субъектом составе таких правоотношений. В результате, основываясь на представленном в статье понимании правоотношений суррогатного материнства, автор формулирует определение договора суррогатного материнства, а также определение правоотношений суррогатного материнства в целом.
147-152 7
Аннотация
Рассматриваются проблемы экономического положения семей (домохозяйств), связанные с неустойчивостью экономической ситуации в Российской Федерации. Проводится анализ положений Европейской социальной хартии, касающихся защиты экономической, правовой и социальной защите семейной жизни путем выплаты социальных, семейных пособий, предоставления налоговых льгот и освобождений, жилья, помощи молодым семьям; обеспечения равных возможностей лицам, имеющим семейные обязанности. Обращается внимание как на тенденции рождаемости и динамики зарегистрированных браков в России, связанные с «демографическими волнами», восходящими к потерям в годы войны, так и на факторы (актуальные и для России, и для других развитых стран), имеющие отношение к традиционным жизненным укладам и влияющие на семейные традиции, но не нашедшие прямого отражения в тексте Европейской социальной хартии. Приводятся статистические данные рождаемости в России как в хронологическом, так и в региональном разрезе, рассматривается их связь с различными факторами, влияющими на рождаемость.
153-157 7
Аннотация
Право на юридическую помощь гарантируется Конституцией Республики Беларусь. В Республике Беларусь юридическая помощь оказывается только на профессиональной основе, в том числе при осуществлении и защите семейных прав. Данный вывод подтверждается решением Конституционного Суда Республики Беларусь от 05.10.2000. В соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь юридическая помощь при осуществлении и защите семейных прав оказывается адвокатами, нотариусами, органами опеки и попечительства, органами, регистрирующими акты гражданского состояния, и иными органами, имеющими право на оказание юридической помощи. В статье рассматривается, какие виды помощи могут оказываться гражданам при осуществлении и защите семейных прав. В основном дается характеристика оказания правовой помощи адвокатами. В статье приводятся примеры, какая юридическая помощь оказывается адвокатами, перечислены лица, которым юридическая помощь оказывается бесплатно. Рассматриваются и иные субъекты, имеющие право оказывать юридическую помощь. Так, в статье исследуются виды оказания юридической помощи нотариусами, органами опеки и попечительства.

ТЕОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ ПРАВА

158-166 11
Аннотация
В статье анализируются средства договорного правового регулирования, которые используются как в международном, так и национальном праве. Делается вывод о необходимости различения категорий «договорные правовые средства» и «средства договорного правового регулирования». Предлагается авторская трактовка анализируемых категорий. Рассматриваются общие и специфические признаки договорных правовых средств.
167-174 13
Аннотация
Основная проблема, возникающая при рассмотрении влияния юридической природы федерации на сущность и построение государственной власти, состоит, на взгляд автора, в недостаточной историко-теоретической проработке ключевых аспектов теории федеративного государства. Зачастую общеизвестные положения федеративной теории просто переносятся на государственную власть, что создает множество противоречий при трактовке особенностей ее устройства в федерации. Проведенный автором анализ позволяет утверждать, что при детальном исследовании правовой природы федерации в ней не обнаруживается противоречий. Тезис о происхождении федерации в результате объединения государств исторически необоснован, что снимает представление о государственной власти как носительнице двойного суверенитета. Поэтому государственная власть не может иметь своим источником народы объединившихся территорий. Федеративный принцип государственного устройства не сопоставим и не противоречит государственному началу, поэтому государственная власть не выражает разнонаправленных тенденций в устройстве государства и не олицетворяет колебательный характер федерации. Вследствие этого децентрализация в федеративном государстве - один из способов устройства централизованной государственной власти через установление общефедеральных начал деятельности государственной власти субъектов федерации. Все это демонстрирует непротиворечивость юридической природы федерации.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ И АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС

175-182 16
Аннотация
На основе переосмысливания устоявшихся в науке взглядов об административной ответственности как одном из институтов административного права автор обосновывает вывод о том, что нормы, регулирующие вопросы данного вида юридической ответственности, образуют самостоятельную отрасль российского права - административно-деликтное право. Эволюция этих норм изменила их статус, они обрели все характеристики, присущие отрасли права. Административно-деликтное право осуществляет материально-правовое регулирование административной ответственности. Совокупность составляющих его норм имеет свой предмет, метод правового регулирования, обособленную организацию нормативного материала в виде КоАП РФ и законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Для современного административно-деликтного права характерна интеграция с уголовным правом, что позволяет эффективнее использовать их мощности в предупреждении правонарушений.
183-189 3
Аннотация
Исследуется возможность вынесения постановлений о назначении административных наказаний за отдельные нарушения правил дорожного движения без составления протокола об административном правонарушении на основании зафиксированных в специальных мобильных приложениях в некорректируемом виде материалов фото-и (или) видеосъемки, полученных от граждан, зарегистрированных на едином портале государственных и муниципальных услуг, с указанием времени и координат съемки.

ФИНАНСОВОЕ ПРАВО

190-197 7
Аннотация
Настоящая статья посвящена изучению особенностей определения налогового резидентства, сложившихся в международной практике. В статье на основании анализа судебных дел рассматриваются основные критерии определения налогового резидентства, в частности критерии: места центрального управления и контроля (common law test for corporate residence); места инкорпорации (place of incorporation); места эффективного управления и контроля (place of effective management).

ГРАЖДАНСКОЕ И АДМИНИСТРАТИВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО

198-206 8
Аннотация
В статье рассматриваются теоретические и практические проблемы защиты интересов кредиторов в рамках производства по делу о банкротстве при подаче новым кредитором заявления о включении его требований в реестр требований кредиторов. Действующее законодательство о банкротстве не допускает подачу возражений относительно заявленных требований, если они подтверждены вступившим в законную силу судебным актом. Автор приходит к выводу о том, что данное правило представляет собой правило преюдиции с необоснованно расширенными субъективными пределами. Указывается на недопустимость расширения субъективных пределов преюдиции, когда интересы лица, не участвовавшего в деле, не были опосредованно представлены в производстве по делу. Подвергнут критике сформированный судебной практикой порядок защиты интересов кредиторов, который предполагает обжалование указанного судебного акта как нарушающего интересы кредитора и вынесенного без его участия. Подвергаются анализу противоречия в судебной практике при использовании данного способа защиты. Автор приходит к выводу об отсутствии в данном случае теоретических оснований для запрета подачи возражений относительно требований, подтвержденных судебным актом. В качестве итогового вывода предлагается исключить указанный запрет из действующего законодательства.
207-220 6
Аннотация
В ходе рассмотрения гражданских дел с участием международных (межправительственных) организаций перед судом нередко возникает вопрос, какому праву отдать предпочтение: праву на доступ к суду или праву на судебный иммунитет? С этим связан и вопрос о том, можно ли рассмотреть гражданское дело полностью, если один из обязательных соответчиков - международная организация - ссылается на судебный иммунитет? По мнению автора статьи, подчас единственным способом, при помощи которого можно найти ответ на поставленные вопросы, является обращение к категории «добросовестности лица» в гражданском судопроизводстве. Автор выявляет ряд обстоятельств, свидетельствующих о недобросовестном поведении международной организации, злоупотреблении правом на судебный иммунитет применительно к случаю обязательного соучастия этой организации на стороне ответчика в судебном разбирательстве.

УГОЛОВНОЕ ПРАВО

221-226 6
Аннотация
Для целей глубокого изучения преступления, предусмотренного ст. 191.1 УК РФ, в статье рассмотрены такие формы незаконного оборота древесины, как ее перевозка, хранение и переработка с целью сбыта. На основе действующего законодательства и судебной практики раскрыто содержание этих деяний. По каждой изучаемой форме объективной стороны исследованы содержание этой формы, способ совершения, место, момент окончания, специальная цель преступления. Сделаны выводы о действиях, свидетельствующих о наличии признаков хранения незаконно заготовленной древесины; проведены аналогии в понимании термина «хранение» для других преступлений, в частности связанных с незаконным оборотом оружия; соотнесены понятия «перевозка», «транспортировка», «вывозка»; исключены из содержания перевозки трелевка и молевой сплав нелегитимного леса; рассмотрены варианты ответственности в соучастии водителя транспортного средства; раскрыты все формы и виды переработки нелегальных лесоматериалов, выявлены обязательные признаки конечного продукта переработки.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ, ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И ПРИРОДОРЕСУРСНОЕ ПРАВО

227-234 3
Аннотация
На современном этапе социально-экономического развития России особую актуальность приобретают вопросы реализации и защиты права на общее землепользование, реализация которого позволяет гражданам свободно перемещаться и пребывать на различных земельных участках и территориях, тем самым реализуя свои социальные, культурные, политические, иные права и удовлетворяя каждодневные потребности. Наличие земель с режимом общего землепользования является де-факто основанием признания юридического права на общее землепользование. Но данное право недостаточно обеспечено и гарантировано, в том числе мерами ответственности и отсутствием возможностей гражданина осуществлять защиту своего индивидуального права гражданско-правовыми и де-факто судебными средствами. Выявлено, что механизмы реализации права общего землепользования остаются либо непроработанными и недостаточными для полноценной реализации данного права, либо отсутствуют вовсе. На практике прибегают преимущественно к административной защите права свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе, в то время как вопросы защиты прав граждан от самовольного ограничения доступа на земельные участки общего пользования, общего доступа к лесам остаются непроработанными. Существует также необходимость в закреплении механизмов реализации и защиты права на индивидуальном уровне, в том числе и с применением гражданско-правовых инструментов.

ЮРИДИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И НАУКА

235-241 4
Аннотация
В статье рассматриваются функции и роль учредителя, его отношения с подведомственными организациями при формировании диссертационных советов, проблемы оптимизации работы диссертационных советов и системы аттестации научных кадров.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1994-1471 (Print)